Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условии для повышения качества учебно-познавательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико- ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём.
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться, то есть развиваться, на основе личностно- ориентированной модели образования.
Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера.
Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
Приобретение исследовательских умений в начальной школе должно происходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности, расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью формирования готовности молодого поколения к непрерывному образованию на основе исследовательских умений; значимостью исследовательских умений для становления личности младшего школьника; потребностью создания теоретических основ формирования исследовательских умений младшего школьника; необходимостью разработки соответствующего технологического аппарата для эффективного формирования исследовательских умений младшего школьника.
Цель исследования: раскрыть содержание организации исследовательской деятельности 4 класса в условиях внеурочной работы.
В соответствии с целью были определенны следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия внеурочная деятельность.
2. Выявить особенности организации исследовательской деятельности младших школьников 4 класса во внеурочное время.
3. Рассмотреть формы организации исследовательской деятельности 4 класса во внеурочное время.
Объект исследования – формирование исследовательских навыков младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – внеурочная деятельность как средство формирования исследовательских навыков младших школьников средствами внеурочной образовательной среды.
Методы исследования: анализ, обобщение, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы учителями младших классов, социальными педагогами, психологами, социальными психологами, родителями и т. д.
Структура исследования обусловлена логикой изложения и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников 4 класса во внеурочное время
Чтобы правильно строить процесс формирования исследовательских навыков учащихся, необходимо выяснить содержание и структуру исследовательских навыков младших школьников, необходимо определить его сущность дидактики.
Навыки исследования должны рассматриваться с точки зрения психологической теории деятельности, так как формирование навыков обеспечивает господство определенных видов деятельности в процессе обучения. А.Н. Леонтьев отмечает, что навык — это образование сложное и устойчивое слияние система знаний и навыков.
В определении сущности многие ученые считают, что это знание в действии. Суть понятия "умение" в педагогической энциклопедии определяется как способность эффективно выполнять действие; при этом оно может быть как теоретическим, так и практическим [3, С. 39].
Функциональность понятия "умение" заключается в успешном использовании знаний и навыков, правильном применении их в новых сложных ситуациях. В отличие от умения, знание обеспечивает активность сознания, четкий самоконтроль, овладение обобщенными способами выполнения действий.
В образовательной деятельности главная роль принадлежит навыкам обучения, с помощью этих навыков ученик узнает реальность, обогащает опыт. Существуют различные классификации способностей. Т. И. Шамова выделяет общие, интеллектуальные и особые способности, называя их формами обучения. К интеллектуальному относится овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение). Общая группа навыков включает в себя способность планировать, когнитивную деятельность, ее рациональную организацию и контроль выполнения. Специальные навыки выделяются в направлении деятельности по усвоению
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2016. - N 2. - С. 7-10.
2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 8. - С. 6-11.
3. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2015. - №7. - С. 39.
4. Вечтомова Е.Г. Норма жизни лицея - исследование / Е. Г. Вечтомова, Н. А. Макаркина // Директор школы. - 2016. - № 8. - С. 102-103.
5. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2015. - № 3. - С. 102-104.
6. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 14-16.
7. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2017. - № 7. - С. 49-53.
8. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2016. - № 1. - С. 22-28.
9. Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2018. - № 5. - С. 23-24.
10. Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии / Г. А. Копанева, Н. П. Ломакина, О. И. Чуб // Завуч. - 2017. - № 6. - С. 47-52.
11. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2017. - № 9. - С. 13-17.
12. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2016. - № 7. - С. 123-127.
13. Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2018. - №4. - С. 148.
14. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // Директор школы. - 2017. - № 2. - С. 47-52.
15. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся / С. П. Санина // Педагогические технологии. - 2015. - № 4. - С.36-45.
16. Худин А.Н. Организация профильного обучения в школе: лекция 4. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / А. Н. Худин, С. Н. Белова // Завуч. - 2016. - № 4. - С. 105-110.
17. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н. В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2015. - № 1-2. - С. 46-54.
18. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2017. - №5. - С. 82-87.