Фрагмент для ознакомления
2
Любящий ближе к божеству, чем любимый,
ибо из этих двоих только в нем живет Бог.
Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь весь мир». Современная страсть к познанию, горизонты которого раз за разом отодвигаются на все более необозримые расстояния, принуждает нас как и прежде обращаться к словам великого грека, подчеркивающим, что момент самоопределения и самопознания, осознание того, что представляет собой человек, как он видит себя и какое место занимает в мире, все еще является первостепенным и одним из самых важных. Об этом же говорил и русский религиозный философ Н.Бердяев, указывая на высокую актуальность самопознания, как для каждого человека, так и для всего человечества, поскольку только оно помогает осмыслить драму человеческого бытия, а также угрожающие тенденции развития современного общества.
Немецкий философ М.Шелер уверен, что в наше время при слове «человек» в сознании образованного европейца, так или иначе, возникает три круга идей: теория эволюции Ч.Дарвина, наследие греко-античной культуры и христианская традиция, связанная с фигурами Адама и Евы, творением, раем и грехопадением человека.
Произведение искусства, обращаясь к бессознательному и воссоздавая мир в целостных и типичных картинах, несет в себе общечеловеческое содержание, которое не утрачивает значения с течением времени, обретая новые измерения и трактовки, а художественные формы, заново осмысляемые в каждую эпоху, как и заключенные в них общечеловеческие ценности, продолжают волновать во все времена.
Почему введение начинается с того, о чем говорят философы? Потому что их высказывания, как и их произведения уместны во все времена, так как это бессмертные произведения, которые внесли огромный вклад в литературу. Если мы в дальнейшем говорим о литературе, то хотелось отметить, что литература – это всегда призма, призма жизни, устоев, поэтому через книги всегда можно было проследить за проблемами в стране.
В этом смысле выбранная тема «Тема любви в лирике Гумилева» является вполне уместной, а вернее сказать удачной, так как благодаря произведениям Николая Гумилева и его основным произведениям, где через именно эти произведения можно проследить идеи культуры его творчества, что для него имело значение не только как для писателя, но и человека.
В этих произведениях заложены глубинные основы культуры России того периода, он сумел выразить самые животрепещущие темы для человека. Ведь, когда его читаешь, когда берешь книгу в руки, не задумываешься потом о том, что с героями не только не можешь расстаться, но и не хочешь, так как они стали частью себя и частью своего сердца. Это очень важно для писателя обладать таким сильным языком, что произошло именно то чудо, когда настолько становишься увлеченным в чтении, что понимаешь, что перед тобой лежит шедевр на все времена. Его богатый литературный язык, словно обволакивает тебя, погружая в книжный мир, и он становится для тебя родным.
Тем самым хотелось бы ограничить проблематику вопроса хронологическими рамками той эпохи, в которой жил непосредственно Николай Гумилев (1886-1921) не заостряя внимания на ее особенностях в рамках тех или иных европейских государств, поскольку нас интересуют не национальные черты, а общие для всей европейской ментальности идеи. А также привлечь определенное внимание в такой теме вопроса, как литературные тенденции в России того периода. Избранная тема позволит одновременно обратится к наследию культуры, и рассмотреть каким образом преломляются в нем христианские представления о семье, человеке, любви и смерти, о всепрощении и Боге. У Тургенева есть удачное выражение, которое характеризует данную ситуацию: «существо, решающееся с такой отвагой признаться в своем ничтожестве, тем самым возвышается до того фантастического существа, игрушкой которого оно себя считает. И это божество есть тоже творение его руки».
Объект исследования - исторически – временной пласт жизни и творчества Николая Степановича Гумилева
Предмет исследования – тема любви в лирике Николая Гумилева
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: дать анализ идеи любви в лирике Гумилева
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1.Проанализировать основные литературные тенденции в России того периода и показать, как Россия и ее культурные деятели того периода повлияли на историю литературы
2. Определить духовное значение, суть и символизм сюжетов и идей в творчестве писателя.
3. Рассмотреть как идеи взаимосвязи смерти и любви, и механизма воплощения повседневности в миф преломляется в художественном творчестве писателя.
Значение для европейской культуры и понимания человеком себя самого, своего пути и места в мире, дали нам работы Н.Бердяева «Смысл творчества» и «Философия свободного духа», а также «Положение человека в Космосе» М.Шелера, «Категории жизни» В.Дильтея и «Необходимость себя» М.Мамардашкили.
С этой же целью в курсовой работе было обращение к культурологической и психологической литературе, исследующей как общие вопросы творчества, так и то, каким образом ключевые категории человеческой ментальности находят свое отражение в культуре. В этом смысле полезной оказалась работа К.Дункера «Психология продуктивного (творческого) мышления», позволившая выстроить мост между подчас бессознательными представлениями человека о себе самом и их отражением в культуре.
Такие авторы, как Абушаева, Ю.Б., Бердюгина, Л.А., Б. Т. Григорьян, Вальверде, Гегель, Губин, В.Д., Дильтей, Длугач, Т.Б., Желобов, А.П., Шеллинг В.Ф., Шлегель, Ф., Зусман В.Г., Павлова Н.С. и другие, которые работали над статьями в журналах по литературе, философии, учебной литературой в области культурологии, философии и психологии и смогли нам дать представление об интересующей нас теме. Не совсем уместно говорить о таком факте, как сознательное исследование ими вопроса, так как учебная направленность их трудов предполагает скорее общий и субъективный взгляд, чем глубокое погружение, но для нас в данном случае этот общий взгляд на эпоху.
Анализ этого поля литературы показал, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
На высокую степень востребованности и интерес к теме указывает высокая степень цитирования отрывков и цитат, которые разобрали просторы интернета. На наш взгляд, это обстоятельство может быть объяснено с позиций самосознания и в этом смысле предлагаемый антропологический взгляд на сюжет идеи всепрощения, любви, христианства в творчестве Николая Гумилева, только усиливает его актуальность.
Итак, проведенное нами исследование представляет попытку структурно-семантического, литературного, искусствоведческого, культурологического, сопоставительного описания основной идеи в произведениях Гумилева – любовь.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, кинематографический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам интерпретации как сюжета и основных идей в произведениях Николая Гумилева, так и в целом понятийных категорий мифологического, религиозного или философского характера.
Основная гипотеза работы, выносимая на защиту: что его идеи в произведениях писателя, повлияли на не только на культуру, но и человеческую целостность, понимание, всепрощения: культуры целостности. Механизмы воплощения повседневности в миф и идеи взаимосвязи смерти и любви. Ведь, читая его произведения, в твоем сердце и сознании проносится целая жизнь незнакомых людей, которые впоследствии по прочтению становятся родными и желанными гостями твоего сердца.
Глава 1. Тема любви в лирике Н. Гумилева
Анализируя лирику Н. Гумилева, был сделан акцент на анализ неоромантических тенденций его творчества 1900-1910 гг., воплотившихся в структуре лирического сознания поэта, Типе лирического субъекта; в единстве картины мира и ее эволюции; в лирико-ассоциативном сюжете и мотивной структуре, которая выстраивается в перекличках с контекстами. Первая книга Н. Гумилева «Путь конквистадоров» никогда не перепечатывалась полностью. Только три стихотворения из нее в переработанном виде были включены в переиздание «Романтических цветов» 1918п: «Я конквистадор,..»/Греза ночная и темная», озаглавленное в РЦ 1918 «Юссиан» и «Пять коней подарил мне друг мой Люцифер...»,бывшее фрагментом поэмы «Сказка о королях». [22]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акмеисты и адамисты [Текст] // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 1. – С. 56-59.
2. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. 3-е изд. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 639 с.
3.Баевский, В. С. У каждого метра есть своя душа [Текст] / В. С. Баевский // Н. Гумилев и русский Парнас: материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 года. – СПб.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, 1992. – С. 72-80.
4. Бенуа А. Мои воспоминания : в 5 кн. Кн. IV–V. М. : Наука, 1993. 744 с.
5. Богомолов Н.А. Оккультные мотивы в творчестве Гумилева // Н. Гумилев и русский Парнас: материалы науч. конф. 17–19 сент. 1991. СПб., 1992. С. 47–49.
6.Вагин, Е. Поэтическая судьба и миропереживание Н. Гумилева [Текст] / Е. Вагин // Николай Гумилев: pro et contra: антология. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. – с. 593-604. - (Русский путь).
7.Видугирите, И. Стихотворение «Жираф» и африканская тема Н. Гумилева [Электронный ресурс] / Инга Видугирите // Николай Гумилев: электронное собрание сочинений. – Электрон. дан. – М., 2001. – Режим доступа: http://gumilev.ru/about/50/. – Загл. с экрана.
8. Голикова, М. «Может быть, мне совсем и не надо героя…» [Электронный ресурс]: поэтический мир Николая Гумилева / Мария Голикова // Мария Голикова: официальный сайт. – Электрон. дан. – [М., 2007]. – Режим доступа: http://www.maria-golikova.ru/statji/gumilev.htm. – Загл. с экрана
9.Грякалова, Н. Ю. Н. С. Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма [Текст] / Н. Ю. Грякалова // Николай Гумилёв. Исследования. Материалы. Библиография: антология. – Л.: Наука, 1994. – 680 с.
10 .Гумилев, Н. Наследие символизма и акмеизм [Электронный ресурс] / Николай Гумилев // Николай Гумилев: электронное собрание сочинений. – Электрон. дан. – М., [2000]. – Режим доступа: http://gumilev.ru/clauses/2/. – Загл. с экрана.
11.Гумилев, Н. С. Стихотворения [Текст] / Николай Гумилев. – М.: Эксмо, 2007. – 480 с. – (Всемирная библиотека поэзии).
12.Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений : в 10 т. М. : Воскресение, 2006. Т. 7. 552 с.
13.Зобнин, Ю. «Заблудившийся трамвай» Н. С. Гумилёва (к проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста) [Электронный ресурс] / Юрий Зобнин // Николай Гумилев: электронное собрание сочинений. – Электрон. дан. – М., [2001]. – Режим доступа: http://gumilev.ru/about/43/. – Загл. с экрана.
14.Зобнин, Ю. Странник духа (о судьбе и творчестве Н. С. Гумилева) [Текст] / Юрий Зобнин // Николай Гумилев: pro et contra: антология. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. – с. 5-52. - (Русский путь).
15. Зобнин Ю.В. Николай Гумилев – поэт Православия // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве начала века: 1917–2017 : в 3 т. Т. 1: 1917–1934. СПб. : Алетейя, 2016. С. 77–95.
16.Иесен А.А. М.В. Фармаковский (1873–1946) // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института материальной культуры. Т.XVI. М. ; Л. : АН СССР, 1947. С. 165–167.
17. Йованович М. Николай Гумилев и масонское учение // Н. Гумилев и русский Парнас : материалы науч. конф. 17–19 сент. 1991. СПб., 1992. С. 42–46.
18. Лукницкая В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990. 300 c.
19. Лукницкая В.К. Материалы к биографии Гумилева // Николай Гумилев. Стихи, поэмы. Тбилиси, 1988. 478 с.
20.Мандельштам, О. Утро акмеизма [Текст] / Осип Мандельштам // Сирена. – 1919. - №4/5, 30 янв. – С. 11-14. 12) Раскина, Е. Куда ведет «путь конквистадоров»? [Электронный ресурс] / Елена Раскина // Николай Гумилев: электронное собрание сочинений. – Электрон. дан. – М., [2008]. – Режим доступа: http://gumilev.ru/about/115/. – Загл. с экрана
21. Не покоряясь магии имен. Н. Гумилев-критик. Новые страницы / предисл., публ. и коммент. А.В. Лаврова и Р.Д. Тименчика // Литературное обозрение. 1987. № 7. С. 102–112.
22.Николаев Н.И. Журнал «Сириус» (1907) // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб. : Наука, 1994. С. 310–316.
23. Петрова П.И. География жизни и творчества Н.С. Гумилева // Старт в науке. – 2019. – № 3-1. – С. 8-14;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1555 (дата обращения: 09.06.2021).
24.Ушакова, Т. Символ и аллегория в поэзии Николая Гумилева [Электронный ресурс] / Татьяна Ушакова // Николай Гумилев: электронное собрание сочинений. – Электрон. дан. – М., [2001]. – Режим доступа: http://gumilev.ru/about/66/. – Загл. с экрана.
25.Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герменевтической, каббалистической и розенкрейцеровской философии. СПб., 1994. 793 с.
26. Шелаева А.А. О символическом смысле названия журнала «Сириус» // Гумилевские чтения: материалы междунар. науч. конф. 14– 16 апреля 2006 г. СПб., 2006. С. 269–273.
27. Шелаева А.А. Под знаком «Сириуса». Н.С. Гумилев и М.В. Фармаковский – издатели парижского журнала (1906–1907) // Ученые записки. ИВЭСЭП. Социокультурные коммуникации : сб. науч. ст. Т. 13. СПб., 2009. С. 188–200.