- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Экономико-географические характеристики электроэнергетики России
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Экономическая география
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Экономико-географические характеристики электроэнергетики России"?57 страниц
16 источников
Добавлена 24.06.2021 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение. 2
1.Характеристика энергетического комплекса Российской Федерации. 3
1.1 Недропользование. 3
1.2 Нефтяная отрасль. 4
1.3 Газовая отрасль. 7
1.4 Нефтегазохимия. 9
1.5 Угольная отрасль. 11
1.6 Электроэнергетика. 13
1.7 Атомная энергетика. 15
1.8 Гидроэнергетика, другая энергетика на основе использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива. 17
1.9 Теплоснабжение. 20
1.10 Энергосбережение и энергоэффективность. 20
2. Анализ перспектив развития энергетического комплекса Российской Федерации 22
2.1 Место Россиской энергетики в мировом топлевно-энергетическом балансе. 22
2.2 Условия развития энергетики Российской Федерации. 28
2.3 Задачи и ключевые меры развития энергетики Российской Федерации 31
2.4 Пространственное и региональное развитие сферы энергетики 46
Заключение. 52
Список литературы 56
Фрагмент для ознакомления 2
В рамках сформировавшегося в XX веке ресурсно-сырьевого и технологического уклада мировой энергетики Российская Федерация занимает уникальное место, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех видов углеродных энергетических ресурсов, а также одним из мировых лидеров в атомной энергетике и гидроэнергетике. Актуальность данной темы связана с тем, что в настоящее время в мировой энергетике, включая российскую, происходят процессы, которые с большой долей вероятности на рубеже 30 - 40-х годов XXI века приведут к смене указанного уклада. В экономике Российской Федерации топливно-энергетический комплекс занимает существенное место и играет роль базовой инфраструктуры, основы формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и крупнейшего заказчика для других отраслей.
1.Характеристика энергетического комплекса Российской Федерации.
1.1 Недропользование.
Основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики Российской Федерации является одна из крупнейших в мире минерально-сырьевая база топливноэнергетического комплекса. Прирост запасов с 2008 года - базового года в Энергетической стратегии России (далее приводится сравнение значений показателей базового года в настоящей Стратегии с уровнем 2008 года) составил жидких углеводородов (нефть и конденсат) по категории AB1C1 - 7,1 млрд. тонн, газа (свободный газ и газ газовых шапок) по категории AB1C1 - 8,1 трлн. куб. метров, угля - 2,2 млрд. тонн, урана - 337,7 тыс. тонн. Основные вызовы, угрозы и факторы риска в области минеральносырьевой базы сформулированы в Стратегии развития минеральносырьевой базы. Среди них следует отметить:
1.2 Нефтяная отрасль.
Добыча нефти с конденсатом по сравнению с 2008 годом выросла более чем на 14 процентов, в том числе за счет начала широкомасштабного освоения месторождений в Восточной Сибири (Ванкорский кластер(рис.1)) и Республике Саха (Якутия), а также месторождений, расположенных в акватории Каспийского моря.
На арктическом континентальном шельфе Российской Федерации начата разработка Приразломного месторождения. В 2016 году вступил в строй уникальный нефтеналивной терминал "Ворота Арктики"( рис.2). В результате принятых мер, в том числе налогового стимулирования, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке выросла в 5 раз (с 14,3 до 74,6 млн. тонн), на континентальном шельфе Российской Федерации - более чем в 2 раза (с 12,7 до 29,1 млн. тонн), трудноизвлекаемых запасов - на 6 млн. тонн (до 38 млн. тонн).
Достигнутый уровень добычи нефти существенно превышает прогнозные внутренние потребности Российской Федерации до 2035 года. Объем переработки нефтяного сырья с 2008 года увеличился на 22,9 процента, глубина переработки - на 10,1 процентного пункта, выход светлых нефтепродуктов - на 5,4 процентных пункта. В результате масштабной модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов введены в эксплуатацию 83 установки вторичной переработки нефти, созданы все условия для перехода внутреннего рынка нефтепродуктов с 1 января 2016 г. на использование моторных топлив высшего экологического класса. В части трубопроводного транспорта в целом завершены крупномасштабные проекты по развитию системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, направленные на диверсификацию маршрутов экспортных поставок и повышение конкурентоспособности российских нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" до порта Козьмино, нефтепровод "Сковородино - Мохэ - Дацин", "Балтийская трубопроводная система - 2". В новых нефтедобывающих районах построены нефтепроводы "Пурпе - Самотлор", "Заполярье - Пурпе", "Куюмба - Тайшет". Реализованы проект "Север" развития системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск и проект "Юг" - в порт Новороссийск. По ряду направлений нефтепроводов достигнут профицит мощностей, обеспечивающий возможность оперативного изменения направлений перекачки нефти. Сформирована система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарносырьевой бирже. В 2016 году началась торговля производными финансовыми инструментами купли-продажи нефти марки "Urals" с условиями поставки в порту Приморск. Объем экспорта сырой нефти на 7,2 процента превысил уровень 2008 года. При этом объемы поставок нефти на традиционные для российских производителей рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств снижались, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - увеличились более чем в 3 раза. Несмотря на сложности с расширением доли Российской Федерации в мировом рынке нефтепродуктов из-за жесткой конкуренции, экспорт нефтепродуктов вырос на 27,2 процента, причем преимущественно за счет поставок светлых нефтепродуктов. Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в нефтяной отрасли являются:
1.3 Газовая отрасль.
Добыча газа по сравнению с 2008 годом увеличилась на 9,1 процента, существенно вырос производственный потенциал отрасли. Ведется разработка крупных месторождений на полуострове Ямал (Бованенковское, Хасавейское, Южно-Тамбейское и другие), в Восточной Сибири (Ковыктинское, Ванкорское и другие) и Республике Саха (Якутия) (Чаяндинское, Талаканское и другие), Иркутской области (Верхнечонское). Начато освоение глубоко залегающих пластов и залежей Заполярного и Уренгойского месторождений. Реализуется инновационный проект добычи метана из угольных пластов в Кузбассе. Началась добыча газа с использованием подводных добычных комплексов в рамках нефтегазового проекта на шельфе Охотского моря. Дальнейшее развитие получила инфраструктура магистральных газопроводов и газотранспортных систем. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди газопровода нового поколения "Бованенково - Ухта", обеспечивающие вывод в единую систему газоснабжения газовых ресурсов полуострова Ямал. На Дальнем Востоке завершено строительство 1-го пускового комплекса газотранспортной системы "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Завершилось расширение Уренгойского газотранспортного узла и магистрального газопровода "Северные районы Тюменской области (СРТО) - Торжок". Принципиально новым маршрутом экспорта российского газа в Европу стал газопровод "Северный поток" (Nord Stream) (Рис.3).
1.4 Нефтегазохимия.
Производство нефтегазохимического сырья (этан, сжиженный углеводородный газ, нафта) по сравнению с 2008 годом увеличилось на 64 процента, а его использование для производства нефтегазохимической продукции и крупнотоннажных полимеров возросло почти на 43 процента. С 2012 года в нефтегазохимии началась активная стадия реализации целого ряда крупных инвестиционных проектов. Введены в эксплуатацию мощности по производству полистирола, АБС-пластиков, полиэтилентерефталата, пропилена, полипропилена и поливинилхлорида. Построен магистральный продуктопровод для транспортировки широкой фракции углеводородного сырья по маршруту Пуровский завод по переработке конденсата - "Пуровск - Тобольск".
1.5 Угольная отрасль.
Добыча угля в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличилась на 35 процентов, в основном за счет открытого способа отработки месторождений, доля которого в общем объеме добычи в базовом году превысила 75 процентов. Объем переработки угля на обогатительных фабриках увеличился с 2008 года почти в 2 раза. Около половины из действующих в настоящее время 58 шахт и 133 разрезов, введенных после 2000 года, оснащены высокопроизводительной техникой и используют современные технологии угледобычи. По прогрессивной технологии "шахта-лава" работают 42 шахты (72 процента общего числа действующих шахт). Среднемесячная производительность труда работника угольной промышленности увеличилась с 2008 года в 1,5 раза. Более чем в 5 раз снизился удельный коэффициент смертельного травматизма. Наряду с продолжением развития традиционных центров угледобычи (Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Горловский и Минусинский угольные бассейны) идет освоение новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Улуг-Хемский бассейн, Эльгинское угольное месторождение в Южно-Якутском угольном бассейне), а также в Арктической зоне Российской Федерации (Верхне-Алькатваамское и Амаамское угольные месторождения в Чукотском автономном округе, Малолемберовское, Нижнелемберовское и Сырадасайское месторождения в Таймырском угольном бассейне (рис.)).
1.6 Электроэнергетика.
Производство электрической энергии по сравнению с 2008 годом увеличилось на 5,3 процента, потребление - на 5,4 процента, установленная мощность электростанций - на 11 процентов. В период с 2008 года по 2018 год введено 43,4 ГВт новой установленной мощности. Завершено восстановление Саяно-Шушенской гидроэлектростанции после аварии в 2009 году. Введены в работу и реконструированы около 300 линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше, в том числе для энергоснабжения объектов энергообеспечения саммита форума "АзиатскоТихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году во Владивостоке, Олимпиады-2014 в Сочи, электросетевой энергомост Российская Федерация - полуостров Крым, воздушная линия электропередачи 500 кВ "Зейская ГЭС (рис.6) - Амурская - Хэйхэ", обеспечивающая экспорт электрической энергии в Китайскую Народную Республику. В целом сформирован и успешно функционирует рынок электрической энергии и мощности. В 2015 году внесены изменения в модель конкурентного отбора мощности, с 2019 года конкурентный отбор мощности проводится на 6 лет вперед, что позволяет участникам оптового рынка электрической энергии (мощности) прогнозировать финансовые потоки в долгосрочной перспективе.
1.7 Атомная энергетика.
Выработка электрической энергии атомными электростанциями в период с 2008 года по 2018 год увеличилась на 25 процентов. Начиная с 2008 года введены в эксплуатацию энергоблоки № 2, 3 и 4 Ростовской атомной электростанции, энергоблок № 4 Калининской атомной электростанции, энергоблок № 4 Белоярской атомной электростанции, энергоблоки № 1 и 2 Нововоронежской атомной электростанции-2 и энергоблок № 1 Ленинградской атомной электростанции-2. Продолжается строительство других энергоблоков атомных электростанций с реакторами большой мощности, в том числе энергоблок № 2 Ленинградской атомной электростанции-2 и энергоблоки № 1 и 2 Курской атомной электростанции-2. В целях замещения выбывающих мощностей Билибинской атомной электростанции (Рис.7) и обеспечения энергией потребителей Чаун-Билибинского энергоузла в г. Певеке Чукотского автономного округа планируется ввод в эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции мощностью 70 МВт. Российская Федерация с 2008 года принимала активное участие в строительстве атомных электростанций за рубежом (энергоблоки № 1 и 2 атомной электростанции "Куданкулам" в Республике Индии, энергоблоки № 3 и 4 атомной электростанции "Тяньвань" в Китайской Народной Республике), подписаны соглашения о строительстве атомных электростанций на территориях Республики Беларусь, Народной Республики Бангладеш, Турецкой Республики, Финляндской Республики, Республики Индии, Венгрии, Арабской Республики Египет, Китайской Народной Республики, Республики Узбекистан и других.
1.8 Гидроэнергетика, другая энергетика на основе использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.
Основным видом энергетики на основе использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации является гидроэнергетика, которая вносит заметный вклад в деятельность всей электроэнергетической отрасли. Выработка электрической энергии гидроэлектростанциями с 2008 года по 2018 год увеличилась на 15,8 процента. Доля гидроэлектростанций, включая гидроаккумулирующие электростанции, в структуре генерирующих мощностей составляет около 20 процентов. Гидроэнергетический потенциал Российской Федерации составляет около 9 процентов мирового потенциала и обеспечивает масштабные возможности развития гидроэнергетики. Установленная мощность солнечных электростанций в Единой энергетической системе России в 2018 году достигла 0,834 ГВт, ветровых электростанций - 0,184 ГВт. Общая мощность малых гидроэлектростанций превышает 1,2 ГВт. Использование местных видов топлива (торф, отходы лесной промышленности и сельского хозяйства и твердые бытовые отходы) занимает в региональных топливно-энергетических балансах незначительное место. Добыча торфа с 2008 года остается приблизительно на одном уровне и составляет в период с 2008 года по 2018 год в среднем 1,2 млн. тонн, наибольший объем добычи достигнут в 2013 году (1,5 млн. тонн). Основным направлением использования торфа остается удовлетворение коммунально-бытовых потребностей в тех регионах, где такой вид топлива экономически выгоден, а также потребностей сельского хозяйства и смежных отраслей. Механизм государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности Российской Федерации посредством договоров на поставку мощности позволил повысить инвестиционную привлекательность возобновляемых источников энергии.
1.9 Теплоснабжение.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" и сформированной нормативно-правовой базой в отрасли осуществляется переход на новую целевую модель рынка тепловой энергии. В ценовых зонах теплоснабжения созданы условия для финансирования мероприятий по повышению эффективности систем централизованного теплоснабжения и эффективности потребления тепловой энергии, а также для мероприятий по модернизации основных фондов. Основной проблемой в неценовых зонах теплоснабжения является отсутствие механизма привлечения стабильного и достаточного объема инвестиций, необходимых для повышения надежности и эффективности сферы теплоснабжения, в том числе ввиду отсутствия надлежащего механизма согласования функционирования рынка электрической энергии и регулирования тарифов на теплоснабжение.
1.10 Энергосбережение и энергоэффективность.
Энергоемкость экономики Российской Федерации с 2008 года по 2018 год снизилась на 9,3 процента (с 10,8 до 9,8 т у.т./млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2016 года). Основными факторами, которые обеспечили снижение энергоемкости, стали технологический фактор (рост энергоэффективности энергопотребляющего оборудования) и уровень загрузки производственных мощностей. В Российской Федерации имеется потенциал энергосбережения, достигающий третьей части текущего энергопотребления, и существуют возможности значительного повышения экономической эффективности проектов в сфере энергетики. Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше (хуже) среднемировых в 1,2 - 2 раза, а по отношению к лучшим мировым практикам - в 1,5 - 4 раза. По сравнению с 2008 годом достигнуто снижение энергоемкости в отраслях топливно-энергетического комплекса - коэффициент полезного использования попутного нефтяного газа увеличился на 9,2 процентных пункта и достиг 85,1 процента, удельный расход топлива на отпуск электрической энергии на тепловых электростанциях снизился на 7,8 процента и составил 309,8 г у.т./кВт·ч, потери электрической энергии в электрических сетях снизились с 13 процентов до 10,6 процента.
2. Анализ перспектив развития энергетического комплекса Российской Федерации.
2.1 Место Россиской энергетики в мировом топлевно-энергетическом балансе.
Перспективы роста мирового энергопотребления неразрывно связаны с изменением численности населения и темпами экономического роста в различных регионах мира. При этом наиболее существенный рост энергопотребления ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего в Китайской Народной Республике и Республике Индии. Ожидается, что темпы роста мировой экономики (около 3 процентов) будут существенно опережать темпы роста энергопотребления (1 - 1,2 процента в год). Получит продолжение тенденция к сближению вклада основных энергетических ресурсов в мировой топливно-энергетический баланс (снижение доли нефти и угля, рост доли газа и неуглеродной энергии в структуре мирового потребления первичной энергии). В конечном потреблении вырастет доля электрической энергии. Мировые энергетические рынки, конъюнктура которых долгое время обеспечивала динамичное развитие энергетики и экономики Российской Федерации, характеризуются нестабильностью и высокой неопределенностью, охвачены процессами глубокой трансформации, которые в перспективе способны существенно изменить облик мировой энергетики и формируют новые вызовы ее развитию.
Прогнозируется замедление роста мирового спроса на нефть после 2025 года с возможным достижением пика спроса ранее 2030-х годов. Спрос на нефтепродукты будет формироваться под влиянием роста потребления в транспортном секторе при одновременном снижении спроса в бытовом, коммерческом секторах и электроэнергетике. Развитие технологий добычи нефти (сланцевая нефть, другие трудноизвлекаемые запасы, глубоководные и арктические месторождения) увеличило экономически эффективную ресурсную базу углеводородного сырья и начиная с 2014 года создало избыток предложения нефти на мировом рынке с последующим падением цен. В результате согласованных действий Организации стран - экспортеров нефти, Российской Федерации и других основных экспортеров нефти, не входящих в указанную организацию, в 2017 - 2019 годах рынок удалось сбалансировать по спросу и предложению. Однако ситуация остается неустойчивой, подверженной разного рода угрозам, и может потребовать продолжения скоординированных мер экспортеров. В среднесрочной перспективе уровень нефтяных цен будет определяться целым рядом факторов - общеэкономических (в том числе темпы роста мировой экономики, ситуация на финансовых рынках, уровень безубыточности разработки сланцевой нефти в Соединенных Штатах Америки и других странах), политических и социальных (в том числе пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 и аналогичные явления). Однако ускоренная отработка наиболее эффективных запасов и снижение инвестиций в геологоразведку и в нефтегазовые проекты в различных регионах мира создадут предпосылки для снижения предложения нефтяного сырья после 2020 года, которое потребует интенсивных инвестиций в шельфовые и другие дорогостоящие проекты и может привести к началу нового цикла роста цен. В прогнозном периоде ожидается рост спроса на моторные топлива (автомобильные бензины, дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей) с одновременным снижением потребления мазута и прочих темных нефтепродуктов, в особенности в странах Европы, в качестве топлива для электростанций и судов. При этом прирост потребности в использовании моторных топлив на транспорте, обусловленный в первую очередь развивающимися странами мира, во многом компенсируется ростом энергетической эффективности транспортных средств, а также 28 межтопливной конкуренцией, в первую очередь с набирающими популярность электромобилями и газомоторным топливом. Прирост мощностей первичной переработки ожидается в АзиатскоТихоокеанском регионе прежде всего за счет вводов новых нефтеперерабатывающих заводов на территории Китайской Народной Республики и Республики Индии, что будет способствовать усилению конкуренции на рынках нефтепродуктов. Некоторый рост первичной переработки ожидается в странах Африки, где строительство нефтеперерабатывающих заводов может стать альтернативой наращиванию импорта высококачественных нефтепродуктов из других регионов. В Европе и Северной Америке объемы первичной переработки будут снижаться из-за низкой маржи.
2.2 Условия развития энергетики Российской Федерации.
В основу прогнозных оценок возможностей и рисков развития энергетики Российской Федерации положены 2 сценария, сформированные с учетом основных параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития. Сценарии определяют диапазон возможных изменений показателей развития отраслей топливно-энергетического комплекса (параметров топливно-энергетического баланса) и значений целевых показателей реализации настоящей Стратегии. Выход за пределы указанного диапазона может свидетельствовать о необходимости принятия дополнительных мер или пересмотра стратегических ориентиров развития топливно-энергетического комплекса. В обоих сценариях предполагается: сохранение в качестве основы мировой энергетики ископаемых видов топлива с постепенным увеличением доли возобновляемых источников энергии в мировом и национальных топливно-энергетических балансах; долговременный характер начатой в 2014 году рядом государств дискриминационной по отношению к Российской Федерации и топливноэнергетическому комплексу Российской Федерации политики; преимущественно эволюционный (при этом нуждающийся в постоянном мониторинге в целях упреждающей реакции на резкие изменения) характер мирового научно-технологического развития;
реализация в период до 2024 года мероприятий, предусмотренных комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, национальными проектами и программами, направленными на исполнение Указа Президента Российской Федерации № 204. В число ключевых предпосылок сценариев входят следующие допущения:
рост валового внутреннего продукта Российской Федерации с 2019 года по 2035 год в среднем на 2,3 процента ежегодно - в сценарии, соответствующем нижней границе диапазона основных параметров развития топливно-энергетического комплекса, и на 3 процента - в сценарии, соответствующем верхней границе указанного диапазона;
рост электропотребления к 2035 году в 1,18 - 1,25 раза до 1310 - 1380 млрд. кВт·ч, в том числе до 1275 - 1345 млрд. кВт·ч в зоне централизованного энергоснабжения (соответственно сценариям), в том числе за счет электрификации железнодорожного транспорта и распространения электромобилей;
увеличение внутреннего потребления энергетических ресурсов на 6 - 10 процентов (при сдерживании его роста за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности);
2.3 Задачи и ключевые меры развития энергетики Российской Федерации
Эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса. В комплекс ключевых мер по решению задачи по обеспечению стабильного, при благоприятных условиях растущего уровня добычи нефти входят:
трансформация системы налогообложения от оборотных налогов к обложению финансового результата и иные меры по созданию условий для роста инвестиций в отрасль, обеспечивающие монетизацию ресурсного потенциала нефтяной отрасли и достижение высокого мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики;
комплексное стимулирование разработки "зрелых" месторождений; введение в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов (в том числе баженовской свиты), а также создание условий для развития малых и средних предприятий в этой сфере;
комплексное стимулирование разработки "зрелых" месторождений; введение в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов (в том числе баженовской свиты), а также создание условий для развития малых и средних предприятий в этой сфере деятельности преимущественно на основе инновационных отечественных технологий и оборудования;
создание технологических полигонов для отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов; развитие внутреннего рынка сервисных, инжиниринговых и строительных услуг в нефтяной отрасли и расширение участия в нем российских организаций.
Указанные меры, прежде всего налоговые, позволят обеспечить замещение выбывающих из-за истощения месторождений объемов добычи нефти, а также в случае экономической целесообразности более высокие темпы прироста добычи с последующим удержанием достигнутого уровня. Ключевые меры, обеспечивающие решение задачи повышения эффективности, доступности и качества удовлетворения внутреннего спроса на нефтепродукты включают:
завершение программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов, предусматривающей ввод более 50 установок вторичной переработки нефти и достижение технологического уровня нефтеперерабатывающих заводов наиболее промышленно развитых стран; государственную поддержку (в том числе налоговую) строительства новых установок вторичной переработки, обеспечивающих увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью;
повышение операционной эффективности и обеспечение экономически оправданного уровня рентабельности нефтеперерабатывающих заводов, в том числе посредством автоматизации, применения современных цифровых технологий и роста энергоэффективности;
сглаживание резких колебаний цен на нефтепродукты на внутреннем рынке с сохранением рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов;
разработка и совершенствование отечественных технологий глубокой переработки "тяжелой" нефти, стимулирование увеличения числа процессов глубокой переработки нефтяных остатков на отечественных нефтеперерабатывающих заводах;
повышение эффективности переработки высокосернистой и сверхвязкой нефти.
Кроме того, для решения задач нефтяной отрасли потребуется: организация полноценной торговли российскими маркерными сортами нефти на российских и иностранных биржах;
формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и обеспечение конкурентного участия в нем российских организаций;
обеспечение необходимого качества нефти в системе магистральных нефтепроводов.
Как минимум до 2025 года в связи с необходимостью концентрации и повышения эффективности инвестиций вертикально-интегрированные компании будут доминировать в основных видах деятельности нефтяной отрасли. Тем не менее вследствие ухудшения структуры запасов углеводородного сырья, необходимости повышения инновационной активности, гибкости и адаптивности к изменениям конъюнктуры рынков неуклонно возрастает роль малых и средних нефтегазовых компаний.
2.4 Пространственное и региональное развитие сферы энергетики.
Реализация пространственных приоритетов государственной энергетической политики предполагает:
согласование с решением стратегических общегосударственных задач рационального размещения производительных сил, комплексного развития территорий и надежного обеспечения национальной энергетической безопасности;
реализацию решений по экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза и участию Российской Федерации в других международных объединениях;
повышение устойчивости и надежности энергоснабжения макрорегионов с максимальным, экономически эффективным использованием местных энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии и распределенной генерации;
гарантированное обеспечение энергетической безопасности Калининградской области, Республики Крым, города федерального значения Севастополь, а также развитие энергетической инфраструктуры, обеспечивающей опережающее социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа и освоение Арктической зоны Российской Федерации; первоочередное обеспечение энерго-, газо-, электроснабжением земельных участков, вовлекаемых в оборот для жилищного строительства, в рамках реализации национальных проектов и национальных программ; существенное увеличение добычи и углубление переработки всех видов энергетических ресурсов в Арктической зоне Российской Федерации, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развитие производства транспортабельной энергоемкой продукции высоких уровней передела и соответствующей транспортной и социальной инфраструктуры. Освоение углеводородного ресурсного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий - важнейший геополитический и технологический вызов для нефтегазового комплекса Российской Федерации. Адекватный ответ на него означает обеспечение достаточной добычи углеводородного сырья в стране за временным горизонтом 2035 года (компенсируя неизбежный спад их добычи из традиционных месторождений), а также соответствующее развитие компетенций и промышленности по созданию оборудования и технологий для разведки и добычи нетрадиционных ресурсов нефти и газа. Нефтяная отрасль Задачами нефтяной отрасли в рамках пространственного и регионального развития являются: стабилизация объема добычи нефти в Западной Сибири и других традиционных районах добычи; формирование нефтегазовых минерально-сырьевых центров в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающих в том числе освоение континентального шельфа Российской Федерации в пределах Баренцева, Карского, Печорского и Охотского морей. В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задач нефтяной отрасли, входят: создание долгосрочных инвестиционных условий для ускоренного освоения месторождений Арктической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; 51 расширение доступа организациям, обладающим необходимым опытом и финансовыми ресурсами, в состав потенциальных пользователей участков нераспределенного фонда недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации; развитие внутреннего рынка высокотехнологичных сервисных услуг по изучению и освоению участков недр континентального шельфа; повышение эффективности системы транспортировки нефти и нефтепродуктов на основе внедрения передовых технологий; развитие инфраструктуры и использования перспективных маршрутов транспортировки нефти речным и морским транспортом, в том числе по Северному морскому пути, с использованием судов преимущественно отечественного производства.
Заключение.
В ходе курсовой работы поставлены и последовательно решены все задачи, поставленные на этапе планирования работы, а именно:
Изучение информации в виде российских и международных нормативно-правовых актов, Стратегии и доктрины, сформулированных Министерством энергетики РФ, Приказов президента, в том числе и с использование интернет-источников в виде официальных сайтов Министерства энергетики, правительства РВ и других.
Проанализированы основные документы , задающие темп перспектив развития и постановки целей и задач в энергетической отрасли до 2035 года.
Получено представление о месте Российской Федерации в доле общемирового рынка энергетики. Несмотря на негативные изменения в политическом фоне по отношению к России, происходящие с 2014 года, Российская Федерация продолжает занимать одно из ведущих мест, а в некоторых областях ведущее, в энергетической области на мировой арене. Кроме того, намечены перспективы дальнейшего развития не только за счет наращивания объемов добычи, но и за счет развития технологий энергосбережения и высокотехнологических проектов в сфере разработки недр.
Удалось сформулировать перспективы общего и территориального развития энергетической отрасли в Российской Федерации, включая основные показатели, заявленные в Стратегии развития энергетики до 2035 года.
На основании изученных документов можно сделать следующие далеко идущие выводы относительно положительной роли развития энергетики при достижении национальных целей и решение стратегических задач развития страны.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации 79 отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации.
3. Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции об изменении климата (Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change). Его поддержали все 197 участников РКИК (193 страны-члена ООН, а также Палестина, Ниуэ, Острова Кука и ЕС).
4. Автоматика электрических станций и электроэнергетических систем. Овчаренко Н.И., 2000
5. Беликов, Сергей Котлы тепловых электростанций и защита атмосферы / Сергей Беликов. - Москва: Машиностроение, 2008. - 870 c.
6. Инструкция по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей. РД 34.20.801-2000. - М.: НЦ ЭНАС, 2012. - 938 c
7. Лелеков, В. И. Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности типовой тепловой электростанции / В.И. Лелеков. - М.: МГОУ, 2011. - 124 c.
8. Хромченко, Ф.А. Живучесть паропроводов стареющих тепловых электростанций / ред. Ю.Л. Израилева, Ф.А. Хромченко. - М.: ЭЛЕКС-КМ, 2013. - 614 c.
Интернет источники
9. https://minenergo.gov.ru/
10. https://tass.ru/info/6917170
11. http://government.ru/docs/20335/
12. https://russia-made.ru/energetika/rossijskie-fiziki-povysili-jeffektivnost-vetrogeneratorov-na-40/
13. https://www.seogan.ru/na-bilibinskoiy-aes-personal-uspeshno-otrabotal-deiystviya-po-evakuacii-v-xode-protivopozharnoiy-trenirovki.html
14. http://www.zges.rushydro.ru/
15. https://energybase.ru/news/industry
16. https://neftegaz.ru
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней