Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Социальная значимость норм права, которые регулируют общественные отношения в области социального обеспечения – это основная гарантия права на жизнь. Нормы права представлены в обществе как источники права, за которыми располагается государство, обладающее собственной силой принуждения в части обеспечения реализации данных источников.
При этом, по словам автора А.В. Радоновой, «…понимание права может совершаться по-всякому, возможно рассматривать его в определенно-нормативном либо наиболее широком смысле, обратив внимание на качество источников идеи свободы, справедливости. Вскоре человек однозначно сталкивается с каким-либо источником права».
Непосредственное утверждение принципов правового, социального государства, а также обеспечение прав и свобод человека и гражданина в практике вызывает проблемы в настоящее время. С целью совершенствования и эффективности источников права, следует достигнуть положительных перемен и в правовом регулировании, и в правовом применении. Здесь необходимо отметить проблемы целостности правового положения Российской Федерации (далее – РФ), а также верного сознания связи источников права федерального значения с субъектами РФ, общности развития источников права, в том числе в применении дифференцированных позиций в области правового регулирования материальных отношений.
Право социального обеспечения сосредоточивает в себе способы увеличения источников, обновленных общепризнанных норм как международного права, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, местного самоуправления, локальные акты. Ввиду увеличения круга регулирования общественных отношений социальным обеспечением, происходят изменения в предметной области права. Модификация основных видов социального обеспечения является причиной возникших перемен. Проблемы в усложнении регулирования отношений, складывающихся в данном праве, недостаточное правовое регулирование, имеют достаточную актуальность в данное время, тем самым их развитие сопровождается в постоянно изменяющихся взаимоотношениях как с отношениями внутри страны, так и международными отношениями.
Вышеназванные аспекты обуславливают актуальность и проблему данного исследования.
Целью работы является анализ особенностей источников права социального обеспечения.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику права социального обеспечения как отрасли права;
- рассмотреть понятие источников права социального обеспечения;
-выделить акты толкования норм права по социальному обеспечению;
- рассмотреть Конституцию как основной источник права социального обеспечения;
- обозначить нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения;
- рассмотреть сущность международно-правового регулирования социального обеспечения.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере права социального обеспечения, международные источники.
Теоретическая основа исследования. С позиции теоретических подходов, используемых в работе, для нас востребованными являются базовые концепции системного подхода и системного анализа: труды Адриановской Т.Л., Горшкова А.В., Радоновой А.В., Филипповой Э.М. и др.
Методологической основой являются как общенаучные методы научного познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза), так и специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Эмпирическую основу исследования составляет анализ законодательства в системе источников права социального обеспечения.
Структура работы. Данная работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключение и список источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев такую тему курсовой работы как «Источники права социального обеспечения», мы пришли к ряду выводов.
Право социального обеспечения сосредоточивает в себе способы увеличения источников, обновленных общепризнанных норм как международного права, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, местного самоуправления, локальные акты.
Проанализировав источники права социального обеспечения необходимо отметить, что источниками права социального обеспечения являются разные нормативные правовые положения, которые регулируют совокупность общественных взаимоотношений, какая является частью предмета предоставленной ветви права.
Акты толкования норм права по социальному обеспечению – это правовые акты, которые содержат разъяснение смысла юридических норм в сфере социального обслуживая, социальной защиты и прочее.
На основании отечественной правовой доктрины акты толкования не выступают источниками права социального обеспечения. Они имеют только подзаконный характер.
Не смотря на все стремления со стороны законодательных органов РФ, в том числе и федерального уровня, возникают трудности в реализации нормативных положений Федеральных законов, подзаконных актов, основанных на положениях федерального законодательства.
Проявляются пробелы в законодательстве РФ в сфере социального обеспечения, подразумевающие разные стороны данной ветви права.
На наш взгляд, данные недочеты проявляются, в первую очередь, в том, что, в настоящее время отсутствует социально-финансовая проработка нововведений, просторный учет взглядов специалистов-практиков в законодательстве РФ, в том числе и на федеральном уровне. Новые законы возможно, должны быть в формате наукоемкости, кодифицированности, стабильности, легкодоступности в понимании, которые реализуют стремления жителей России на достойную степень пенсионного обеспечения в согласовании с международными стандартами, которые гарантируют право на жизнь.
Необходимо выделить и отсутствие системности, скоординированности решения вопросов в предоставленной области. Безусловно, обновленные НПА ориентированы на поднятие социальной защиты граждан, предусматривают поднятие уровня пособий, пенсий, но одновременно с этим законодательство также остается трудным для осмысливания и применения.
Кроме того, считаем, что было бы целесообразно принять такой закон, какой обозначил бы структуру общественных взаимоотношений в социальной сфере, место в ней социальной защиты и социального обеспечения, определил бы базы социальной системы, позиции финансирования.
Для права социального обеспечения при отсутствии отраслевого кодифицированного акта, проявления отказа страны от принципа всеобщности социального обеспечения, стремления переложить социальные затраты на уровень субъектов, владеющих различным финансовым потенциалом, Конституция РФ считается единым стабилизирующим федеральным источником, где зафиксированы основы социальной охраны человека, которые не снижены ни при каких критериях, а лишь повышены за счет дополнительных средств различных субъектов.
При данном Конституция РФ, непременно, требует значимых перемен в законодательстве о социальном обеспечении с целью его предстоящего становления. При этом, малые гарантии в области социального обеспечения, не обнаружившие отображения в Конституции РФ, обязаны быть урегулированы федеральным законодательством.
Принятие новейших правовых решений не обязано отступать от общих конституционных основ и общепризнанных положений, избавлять государство от социальной защиты престарелых, инвалидов, лиц, утративших кормильца, семей с детьми и остальных категорий. Законодательство в области социального обеспечения призвано увеличивать конституционные общепризнанные положения, создавать действенное устройство их реализации, осуществлять государственные гарантии, реализовать инновационные социальные положения на уровне международных с учетом требований основополагающего источника права социального обеспечения.
Создание правового государства связано с увеличением значимости закона, как особенного источника права.
Проведенное нами исследование указывает на то, что посреди законов имеются основные по собственной всеобщности, фундаментальности. Это, прежде всего, законы, которые закрепляют право людей на главные жизненно-принципиальные виды социального обеспечения.
С иной же стороны, исследование содержания законов крайних лет показывает направленность расширения количества законов, которые носят дополнительный нрав, регулируют отдельные нюансы социального обеспечения. Направляет на себя интерес внезапное повышение количества законов, касающееся внесения изменений в принятые законы ранее. Данное вызвано невысоким качеством принимаемых законов, неспособностью и незаинтересованностью страны системно улаживать трудности в области социального обеспечения. Данные положения можно проследить в настоящем пенсионном законодательстве и законодательстве о пособиях в РФ.
Нововведения должны быть подвергнуты неотъемлемой, независимой экспертизе экспертов, а также сосредоточивать в себе кодифицирующий акт, направленный на поднятие социальной защиты граждан.
Законы субъектов Федерации регулируют в главном более принципиальные для субъектов и более устоявшиеся общественные отношения.
Тем самым, исследование регионального нормотворчества дозволяет отметить, что размер, содержание отдельных видов социального обеспечения создаются лишь на региональном уровне и находятся в зависимости от его денежного расположения, акты регионов далеко не изредка воплощают общепризнанные положения федеральных законов, продолжение усиленности региональных актов вызывает необходимость их систематизации и кодификации.
Считаем, что причиной действенности законодательства субъектов РФ, прежде всего, должна быть его системность. Принцип системности в концентрированном облике подразумевает и внутреннюю согласованность регионального законодательства, и его слаженность с федеральным.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст.4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6991.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
10. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Справочно-правовая система КоснультантПлюс.
Научная и учебная литература
11. Адриановская Т.Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Адриановская Т.Л., Карданова И.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 455 c.
12. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учеб. М.: Юридическая литература, С. 65 // Справочно-правовая система Гарант.
13. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21 - 26.
14. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие – универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/.
15. Гусев А.Ю. Значение мониторинга правоприменения для совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Российский судья. 2016. № 2. С. 47 - 49.
16. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. 2-е изд. М.: БЕК, 2002. С. 11.
17. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах // Российская газета. 2014. 18 декабря.
18. Кауфман А.А. Право социального обеспечения в схемах и определениях: учебное пособие / Кауфман А.А. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
19. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России. - М.: Проспект, 2009.
20. Мамедов А.А. Современные тенденции международно-правового регулирования административных отношений // Административное право и процесс. 2014. № 6. С. 12.
21. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Книжный мир, С. 46-47 // Справочно-правовая система Гарант.
22. Ордина О.Н. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник административного права // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 2 - 5.
23. Право социального обеспечения: учеб. Изд. 2-е / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2001. С. 60.
24. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. №3. 2014. С. 202-204
25. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 403.
26. Советское пенсионное право / под ред. М.Л. Захарова: учеб. пособие. М.: Юридическая литература, С. 14 // Справочно-правовая система Гарант.
27. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум / М.В. Филиппова [и др.]. – М.: Юрайт, 2017. – 384 с.
Судебная практика
28. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. № 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Челябинской области о проверке конституционности статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Справочно-правовая система Гарант (текст документа официально опубликован не был).
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 22. – Ст. 2375.