Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Налоги и налоговая система являются основой функционирования любого государства. Во-первых, налоги способствуют формированию государственного бюджета, средства которого расходуются на социальные нужды, на поддержание обороноспособности страны, на обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятий и развитие инфраструктуры и т.д. Во-вторых, налоги оказывают стимулирующий эффект на национальную экономику страны c помощью льгот, снижения налогового бремени или освобождение от уплаты налогов.
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Система налогов в Греции была иной, чем у современных народов. По-видимому, первоначально главным источником доходов была десятина, т. е. налог, равный десятой части жатвы каждого человека. Десятина была подоходным налогом, но накладывался он только на землевладельцев, и это естественно, потому что в ту эпоху богатство состояло почти исключительно в земельных владениях[2].
Около 500 г. до Р. Х. этот налог в Афинах прекращает свое существование. В то время торговля уже начинает развиваться, и десятина заменяется таможенной пошлиной, налогом на продукты продажи, не считая довольно высоких налогов, взимаемых с серебряных Лаврионских рудников[2]. Кроме того, был введен другой обычай. Государство стало возлагать на богачей некоторые издержки, которые ему приходилось нести. Если надо было, например, вооружить корабль или отпраздновать какое-нибудь торжество, то расходы падали на того или иного гражданина. Это называлось литургиями[3].
Но во время Пелопоннесской войны и такой меры с.477 оказалось недостаточным. Тогда снова хотели обложить прямою податью собственников. Но теперь не ограничились одними землевладельцами. Был обложен капитал во всех его видах[5]. Этот налог означался именем эйсфоры. Впрочем, он не был постоянным, а взимался, главным образом, во время войны. Мы не знаем ни одного примера, когда он налагался бы в мирное время. Таковы были изменения, которым подверглась податная система Афин и большинства греческих государств. Разница между ними в этом отношении заключалась только в подробностях.
Чтобы определить размеры капитала разных собственников, обращались к показаниям этих последних. Показания их, разумеется, не всегда были правдивы. Многие граждане скрывали часть своего состояния. Сделать это было не трудно, если не по отношению к земельной собственности, ценность которой была известна, то по отношению к движимому имуществу. Тем не менее, приняв во внимание громадную власть, которой пользовалось государство в древности, и необычайную преданность общественным интересам со стороны граждан, можно думать, что обманы происходили, вероятно, в меньших размерах, чем это было бы у нас. Любовь к отечеству, тщеславие, желание превзойти великодушием других, стремление к популярности — все вместе взятое заставляло афинянина мужественно переносить требования государства и давать даже больше, чем сколько с него спрашивали. Существовало как бы нравственное обязательство идти дальше выполнения своих обязанностей, и к тем, кто довольствовался только выполнением необходимого, относились недоброжелательно[4].
Налог на капитал (эйсфора́) был, по-видимому, пропорциональным, но не прогрессивным налогом. Круглая сумма его устанавливалась государством, а затем распределялась между плательщиками сообразно их с.478 состоянию. В виду этого граждане, подлежащие такому налогу, были объединены в известное число групп, так называемых симморий (может быть, 100), из которых каждая составляла податный капитал одного и того же размера, обложенный одинаковой цифрой налога[2]. Вследствие увеличения или уменьшения богатств, нарушавших равновесие симморий, приходилось время от времени проверять их состав для того, чтобы сумма их податного капитала оставалась неизменной. Доля каждого плательщика в зависимости от группы определялась по принципу пропорциональности; но желающие могли взять на себя большую часть налога и тем уменьшить долю, падавшую на других. Этот очень распространенный обычай делал на практике эйсфору налогом прогрессивным. Возможно, что граждане, состояние которых было ниже 2000 драхм (740 руб.), освобождались от него[3].
Налог взимался особыми должностными лицами, избираемыми по жребию. Часто случалось, что некоторые лица, по нежеланию или по недостатку средств, уклонялись от этой повинности. Закон сурово карал их: имущество их отбиралось в казну, а они сами нередко заключались в тюрьму.
С 362 года триста самых богатых граждан обязались вносить вперед в казну всю сумму налога, которую они потом взыскивали с плательщиков уже в свою пользу. Возможно, что эта сумма часто падала всецело на них, потому что они не всегда могли собрать ее, а к крутым мерам прибегать иногда не решались. Городу это было вдвойне выгодно, так как он сразу получал полный сбор налога и в то же время избавлялся от расходов и неприятностей по его взысканию[2].
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГРЕЦИИ
Греция принадлежит к романо-германской правовой семье. Страна является родиной демократии и суда присяжных, возникших здесь задолго до нашей эры. Однако древнегреческое частное право не достигло таких высот развития, как римское. Последнее было принесено на территорию Греции после установления римского господства (II в. до н.э.). Новый период в правовом развитии страны начался после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.)[6].
Греция стала центром Восточной Римской (Византийской) империи. В 528-533 гг. при императоре Юстиниане здесь была осуществлена полная кодификация римского права, получившая название Corpus juris civilis (Свод гражданского права), ныне известная также как "Свод Юстиниана"[2].
Этот величайший памятник юридической мысли стал основой византийского права и сыграл спустя тысячу лет огромную роль в процессе рецепции римского права в Западной Европе. В самой Греции с падением Византийской империи (1453 г.) под ударами турок правовая жизнь надолго пришла в упадок[1].
Греция входит в состав Евросоюза, на сегодняшний день эта страна терпит серьезный экономический кризис, где налоговая система также страдает от недостатка налоговых поступлений. Налоги и платежи являются основой экономики Греции, поэтому им уделяют повышенное внимание[6].
Все резиденты Греции платят налоги с полученного ими дохода, но так как Греция – это Евросоюз, то во избежание двойного налогового сбора с граждан, необходимо предоставить в налоговые органы специальные документы. Категории налогоплательщиков в Греции: Налогоплательщиками признаются все компании, причем надо заметить, что неважно их место регистрации, которые реализуют свою деятельность и получают на территории Греции и даже за ее пределами доходы[2].
Именно эти доходы подлежат налогообложению; Все компании иностранного производства, в случае, если они реализуют свою деятельность на территории Греции и получают доходы, также подлежат налогообложению со стороны греческого государства. Здесь важно учесть момент, чтобы не было двойного начисления налога; Все строительные компании Греции являются основными налогоплательщиками и вынуждены платить налоги, как и другие компании на рынке, а также все доходы от своей деятельности отображать в бухгалтерской и налоговой отчетности[3].
Налогами облагают физические и юридические лица.
Для физических лиц
Это не только граждане страны, но и иностранцы с ВНЖ в Греции и люди, работающие в государстве. Для физических лиц в Греции основным является подоходный налог, который рассчитывается по прогрессивной системе. В связи с тем, что за время кризиса уровень зарплат в отдельных отраслях был сокращен, увеличилось число людей, чей годовой доход составляет 10 тысяч евро и меньше. С наемных работников, получающих до 25 тысяч евро, взимается 22%, от 25 до 42 тысяч - 32%, а самые высокооплачиваемые сотрудники, получающие свыше 42 тысяч в год, облагаются максимальным налогом в 43%[4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными источниками налогового законодательства Греции являются Конституция, различные законы и распоряжения, а также международные соглашения по налоговым вопросам. Основным законодательным органом, в компетенцию которого входит в т.ч. и принятие законов по налоговым вопросам, является Парламент. Министерство Финансов является органом исполнительной власти, ответственным за их применение и непосредственное взимание налогов[3].
Базовая ставка налога в Греции - 18%. Для определенных категорий товаров и услуг применяются пониженные ставки: печатная продукция, театральные билеты - 4%, товары и услуги первой необходимости, к которым относятся продукты питания и безалкогольные напитки, транспортные услуги, электроэнергия, услуги гостиниц, предприятий общественного питания и т.д. - 8%. Для островов бассейна Эгейского моря размер налога понижается на 30%.