Фрагмент для ознакомления
2
медиа-профессию, которой сводится к посредничеству между людьми и обществом. Так, в обществе происходят различные события. Человек должен получать информацию об этих событиях. Если человеку о них не расскажут, он о них и не узнает. В качестве рассказчика выступает журналист. Соответственно суть профессии журналиста сводится к двум простым вещам. Первая - журналист должен сообщить человеку о некоторых событиях. Достаточно просто констатации факта, если событие простое. К примеру, произошла природная катастрофа, или поезд сошёл с рельсов. Если события простое, на этом сообщение может быть ограничено. Оценка событий очевидна. Мнением автора и журналиста здесь не имеет существенного значения. Главное - раньше других сообщить о происшедшем, и указать при этом максимально большое количество значимых деталей [5].
Но совершенно по-иному выстраивается деятельность журналиста в том случае, если нужно осветить важные события, к примеру выборы. В данном случае важно рассказать о том, как произошли прошли выборы, рассказать о соотношении голосов, объяснить, что из этого следует. Человек, который занимается журналистикой, должен уметь преподнести собственное мнение, дать оценку фактам. К оценке могут привлекаться эксперты, специалисты [4].
Таким образом, оценка событий является второй значимой задачей для журналиста. Именно для реализации второй задачи необходимо максимально раскрыть и реализовать свои творческие способности. Важная роль в этом отводится применению категории оценочности [5].
Современный медиадискурс демонстрирует актуальность применения оценочных суждений, и демонстрирует широкий перечень средств, которые могут использоваться для высказывания оценки той или иной ситуации. Авторская оценка может быть крайне разнообразной, и для ее выражения используются различные подходы. При этом стоит отметить, что в настоящее время коммуникативный центр любого сообщения смещается в сторону воздействия на адресата, то есть на целевую аудиторию. Сегодня нет необходимости скрывать свое мнение за мнением авторитета, есть возможность для любого сообщения, выказывания, создать собственное оценочное суждение [7]. Для оценки используются не только прямые высказывания, но и косвенные средства выражения собственных взглядов. При этом, оценка может быть, как положительной, так и отрицательной. В некоторых случаях оценка уже привязана к конкретному слову и его значению. В других же случаях, оценка не имеет отношения к конкретной лексике, и дает ряд возможностей автору подобрать собственные формы и методы ее выражения, в том числе, различные фразеологизмы, цитаты, высказывания, метафоры [9].
В русском языке для выражения оценки используются не только лексемы, но также морфемы, словосочетания, интонация, ирония, контекст. При анализе текстов особенно важно разграничивать оценочность речевую (контекстуальную, ситуативную, индивидуальную) и языковую, закрепленную в языковом значении данной лексемы. Речевая индивидуальная оценочность проявляется в авторском употреблении языковых единиц, таким образом, в автобиографических текстах исследование именно такой оценочности позволяет описать и охарактеризовать образ рассказчика. Оценочность – ведущая стилеобразующая черта публицистического подстиля [8].
Эмоционально-оценочная тональность речи (текста) создается автором с помощью самых различных приемов и языковых средств. Это и эмоционально-оценочные конструкции, и риторические вопросы, и многочисленные лексические повторы, синонимические ряды, параллельные синтаксические конструкции, а также другие многочисленные конструкции экспрессивного синтаксиса, которые используются автором для усиления убедительности своих доводов [10].
Оценочная лексика посредством разграничения по признаку хорошо / нормально / плохо создаёт субъективное видение мира рассказчиком / говорящим [8].
Таким образом, с позиций современной журналистики в основе творческой активности журналиста лежит умение выражать свое мнение, давать оценку описываемым событиям. Соответственно, в творчестве журналиста на первый план выходит такая категория, как оценочность. Это важнейшая интенциональная категория публицистического текста и публицистического дискурса, с помощью которой адресант убеждает адресата в определённых идеях [11].
В настоящее время существует большое разнообразие взглядов на текст. Текст может рассматриваться с различных позиций: формализм, структурализм, постструктурализм. Существуют различные подходы к исследованию текста. Журналистский текст может исследоваться с точки зрения философского, культурологического, литературоведческого, коммуникативного и семиотического подхода. При этом продукт журналистики представляет собой интерес в связи с тем, что его можно рассматривать сквозь призму на всех перечисленных выше концепции [10].
Журналистский текст всегда является результатом отражения реальности, и является продуктом переосмысления действительности самим журналистом. Журналистские тексты неизбежно создаются в связи с преломлением объективной реальности в сознании автора. Тем не менее, текст всегда сохраняет свою реальную основу. Это и есть особенности публицистического журналистского текста, которое позволяет выводить его за пределы трактовок, свойственные тому или иному подходу [13].
Какая бы система взглядов не использовалась при написании публицистического текста, журналист всегда приводит его собственную интерпретацию в соответствии с социальной действительностью, что является основным предметом отражения публицистики. Это ключевая особенность журналистского текста (публицистического обзора) [11].
Целостное представление о тексте может сложиться только при условии рассмотрения понятия изнутри и снаружи. При рассмотрении изнутри мы говорим о структурном аспекте текста. При рассмотрении снаружи речь идет об относительном аспекте текста.
Рассмотрение изнутри означает анализ текста через совокупность свойств, взаимодействие которых формирует отличительные качества данного понятия и определяет его содержание и формы. Рассмотрение текста снаружи означает его анализ через внешнее проявление отличительных качеств, то ещё совокупность свойств, которые проявляются при взаимодействии аудитории, воспринимающей данный текст. Многие исследователи при определении специфики текста, производимого журналистом, во главу угла ставят не структурный, а именно функциональный аспект [12].
Данный аспект является внешним. Прагматическая сторона текста, или его функциональный аспект представляет собой реализацию основных свойств массовой информации. Эти качества, в свою очередь, возникают из онтологических характеристик журналистики, в частности из определения её миссии как вида деятельности, что является её функциональным назначением.
Целесообразно рассматривать предмет журналистики, или ее внутреннюю сущность. Миссия журналистики выводится из потребностей аудитории. Журналистский текст направлен на удовлетворение интересов и потребностей целевой аудитории. Таким образом, миссия журналистики - способствование выживанию и развитию отдельного человека и общества в целом. Все тексты, направленные на удовлетворение различных потребностей общества, воссоздают социокультурное представление об окружающем мире, то есть имеют определенное социальное культурное значение [14].
Фокусом прагматических отношений журналистского (публицистического) произведения является его идея – главная мысль, заключенная в тексте, являющаяся результатом глубокого изучения автором конкретного предмета действительности. Текст обладает достаточно сложным строением: объединяет в себе организованное с помощью определенных правил так или иначе упорядоченное множество элементов разных уровней. От создателя такого текста требуется максимальное приближение к реально разворачивающемуся (развернувшемуся) процессу развития объекта социальной жизни [16].
Выступать средством коммуникации – важная черта журналистского (публицистического) текста. В связи с этим именно на синтактическом уровне должны решаться задачи привлечения и удержания внимания аудитории. Языковые ресурсы журналистского текста должны соответствовать требованиям кибернетического понимания текста как «оболочки» для определенного объема информации, который необходимо как можно более точно передать. Для журналистского текста содержание на «входе» и «выходе» должно совпадать, и все другие варианты считаются дефектом [15].
Необходимо отчетливо осознавать уровень подготовленности читателя и использовать те языковые средства, которые с большой долей вероятности будут им расшифрованы. Необходимо стремиться к одозначности (адекватности) понимания текста. Л.Е. Кройчик предлагает графически представлять коммуникативную цепочку, в которую включен журналистский
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдрасилова Г.С. Цифровизация экономики и цифровая среда современной архитектуры / Г.С.Абдрасилова, Н.П.Умнякова, Б.Какимжанов // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. - 2019. - N 1. - С.3-13.
2. Агеев А.И. Битва за будущее: кто первым в мире освоит ноомониторинг и когнитивное программирование субъективной реальности? / А.И.Агеев, Е.Л.Логинов // Экон. стратегии. - 2017. - Т.19, N 2. - С.124-139.
3. Агеев А.И. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики / А.И.Агеев, В.А.Радина // Экон. стратегии. - 2019. - Т.21, N 3. - С.44-56.
4. Антонова, С.Н. Функционально-игровой аспект становления компьютерного дискурса: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - Тюмень, 2004. 210 с.
5. Беляцкая Т. Управление электронной экономикой // Наука и инновации. - 2018. - N 3. - С.48-55.
6. Бестужева О.Ю. Некоторые особенности развития цифровой экономики / О.Ю.Бестужева, О.Н.Вершинская // Энергетическая политика. - 2017. - N 5. - С.49-57.
7. Богнер Р. Введение в цифровую фильтрацию / Р. Богнер, А. Константинидис. - М.: Просвещение, 2020. - 710 c.
8. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 624.
9. Быков А.Ю. Cистема нормативно-правовой базы цифровой экономики в Российской Федерации / А.Ю. Быков. - М.: Проспект, 2017. - 214 c.
10. Вартанова Е.Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2012. - № 1. – С.12-19.
11. Василенко И.А. «Умный город» как социально-политический проект: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге // Власть. - 2018. - N 3. - С.13-19.
12. Ведута Е.Н. Цифровая экономика приведет к экономической киберсистеме // Междунар. жизнь. - 2017. - N 10. - С.87-102.
13. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и Public Relation, 5-е изд., доп – СПб, ООО Триз – Шанс – Изд. дом «Бизнес – пресса, 2001. – 256 с.
14. Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - Волгоград, 2001. - 212 с.
15. Евневич М. А. Клиентоориентированность в цифровой экономике / М.А. Евневич. - М.: Синергия, 2017. - 549 c.
16. Зарецкая, Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998 – 480 с.
17. Иншакова, Н.Г. Помощник рекламиста, или Редактор рекламных текстов[Текст] / Н.Г. Иншакова. – М., 2005.
18. Карепова С.Г. О развитии инновационных проектов и цифровой экономики ЕАЭС: возможности, вызовы и риски / С.Г.Карепова, И.А.Селезнев // Соц.-гуман. знания. - 2018. - N 3. - С.112-123.
19. Кармызова, О.А. Компьютерная лексика (Структура и развитие): Диссертация на соискание учёной степени к. ф. н. - Воронеж, 2003. – 307 с.
20. Кузнецов, М. Практическая психология PR и журналистики: Как позволить другим делать по – вашему. – М.: Рип – Холдинг, 2003. – 148с.
21. Медиа Тренды: экспертный взгляд факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова на события в СМИ. – 2019. - №8(1). – С.1-8.
22. Романова, Н.Н., Филиппов, А.В. Стилистика и стили: учеб. пособ., словарь [Текст] / Н.Н. Романова, А.В. Филиппова. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2009.
23. Смирнова О.В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2013. - №6. – С. 25-37.
24. Хуанг Т.С. Быстрые алгоритмы в цифровой обработке изображений. Преобразования и медианные фильтры / Т.С.ред. Хуанг. - М.: Интра, 2018. - 753 c.
25. Ярославский, Л.П. Введение в цифровую обработку изображений / Л.П. Ярославский. - М.: Интра, 2017. - 153 c.