Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Хоккей является популярной русской игрой со своими традициями и богатой историей. Эта игра не только способствует укреплению здоровья и закаливанию, но и формированию социально значимых черт личности спортсмена. В настоящее время особое значение придается целенаправленной подготовке юных хоккеистов, т.е. в том возрасте, когда начинает закладываться фундамент стабильных и высоких результатов. От того на сколько правильно были спланированы средства и методы для развития физических качеств в течение года во многом зависит результативность процесса спортивной тренировки юных хоккеистов. Важно подобрать оптимальное сочетание методов и средств подготовки развития скоростно-силовых качеств в конкретных условиях.
Современный хоккей характеризуется постоянной сменой и нестандартностью игровых ситуаций. Внимание игрока ориентировано не только на шайбу, но и направлено на логику действий партнеров, перманентный контроль игрового поведения соперников. Мгновенность преобразования игровых ситуаций, многочисленных перехватов инициативы от соперника и ее ситуативную потерю характеризует данный вид спорта, что усиливает значимость свойств внимания и других психофизиологических качеств.
Быстрый темп игры, ее длительность, напряженность соревновательной борьбы, постоянная готовность к выполнению ответных действий, большая ответственность за каждое действие, особенно в присутствии большого количества бурно реагирующих зрителей, определяют насыщенность игры разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают положительное влияние, другие - отрицательное. Спортивный результат в хоккее служит основным критерием оценки уровня спортивного мастерства хоккеистов и качества работы тренеров. Это требует полного подчинения интересов каждого игрока целевой установке команды в целом. Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.
Для соревновательной деятельности характерна высокая психическая напряженность, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства. Решающее значение в этих условиях имеют волевые качества и уровень развития физических качеств, в частности ловкости.
Важным показателем игры хоккеистов, является хорошая физическая подготовленность, в частности хорошая силовая подготовка.
Объект исследования – учебно-тренировочных процесс.
Предмет исследования – средства и методы развития силовых способностей хоккеистов.
Цель исследования – исследовать силовую подготовку хоккеистов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что уровень силовой подготовленности хоккеистов достаточно тесно связан с их биологическим возрастом, в связи с этим, разработка методики с использованием дополнительных физических упражнений, будет способствовать повышению силовых способностей.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2.Провести исследование развития силовой подготовленности хоккеистов.
3.Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение результатов исследования, обобщение и систематизация научных данных; эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), наблюдение, количественная обработка данных.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме развитие силовых способностей у юношей 16-18 лет занимающихся хоккеем
1.1. Сила и силовые способности как основное физическое качество хоккеистов
В хоккее крайне важно, чтобы спортсмен постоянно совершенствовал и поддерживал на высоком уровне быстроту, силу и технику. Этого трудно достичь без развития силовых качеств [8].
Среди качеств двигательной функции человека огромное значение имеют силовые качества. Анализ научно-исследовательской и методической литературы показывает, что содержание понятия силовых качеств имеет различное толкование.
В теории спорта сила характеризуется, как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) [6,9,15].
Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Для сравнения силы у людей разной массы введено понятие «относительная сила», т.е. величина силы, приходящаяся на 1 кг массы человека. Этот показатель целесообразно использовать для того, чтобы объективно сравнить силу детей различного возраста, пола и физической подготовленности [15,16].
а – показатели силы без направленного воздействия силовых упражнений; б – показатели силы в процессе направленных занятий силовыми упражнениями
Рис.1.1. - Динамика показателей абсолютной суммарной силы мышц у школьников в процессе выполнения специально направленных силовых упражнений и без них
В течение хоккейного матча хоккеисты ведут силовые единоборства, выполняют различные рывки, остановки, ускорения, броски, торможения с последующими быстрыми стартами и т. п. Эффективное выполнение этих действий возможно только в случае хорошо развитой силе мышц. Установлена положительная взаимосвязь между силовыми показателями и уровнем мастерства спортсменов [7,18].
Для хоккея характерно свое специфическое развитие силы мышц. Например, для стабилизации игровой позы хоккеиста большое значение имеют мышцы-разгибатели туловища, а для отталкивания ото льда - сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра.
1.2. Возрастные особенности развития силовых качеств хоккеистов
Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды: координационные способности – наибольший прирост с 5 до 10 лет; быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет; сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет; скоростно-силовые качества – развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет; гибкость – развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет /мальчики/, 7 –8 лет, 9-10 лет, 11 –12 лет, 14 –17 лет /девочки/; выносливость – развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности – и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет [3,10].
В период полового созревания и после его окончания мышечная система развивается быстрыми темпами. Так, в возрасте 8 лет мышцы составляют около 27% массы тела, в 12 лет - около 29%, а в подростковом возрасте (15 лет) - около 33%, в 18 лет у юношей - около 44%, а у высококвалифицированных хоккеистов – мышечная масса составляет около 51%.
В одно время с возрастанием объема мышечной массы увеличивается сила мышц и их способность к длительной работе. Вес тех мышц, которые являются более нагруженными и раньше начинают функционировать нарастает быстрее. У подростков отмечено более быстрое развитие мышц-сгибателей по отношению к мышцам-разгибателям.
В юношеском возрасте мышцы эластичны, они характеризуются хорошей нервной регуляцией и высокой способностью к расслаблению. По сократительным свойствам, своему химическому составу и строению мышцы подростков приближаются к мышцам взрослых людей. Опорно-двигательный аппарат способен к довольно длительной работе и выдерживанию значительных статических напряжений. Поэтому в юношеском возрасте целесообразно увеличивать величину отягощений и объем силовой работы. [7,18]
Объяснить высокий уровень развития мышц спины у юных хоккеистов можно тем, что во время бега на коньках в посадке хоккеиста мышцы-разгибатели спины несут высокую нагрузку. А объем катания, который выполняют юные хоккеисты уже к возрасту 12 лет, уже достаточно большой, что и оказывает влияние на увеличении становой силы. Темпы прироста абсолютной становой силы постепенно с возрастом снижаются.
Увеличение абсолютной силы мышц-сгибателей кисти у юных хоккеистов происходит неравномерно с 11 до 18 лет. С 12 до 13 лет, особенно с 14 до 15 лет отмечается наибольший ее прирост, а с 16 до 18 лет наименьший. Постепенное увеличение относительной силы мышц-сгибателей кисти происходит до 15-лет, после чего отмечается ее некоторое снижение. [16,19]
Постепенное возрастание относительной силы мышц рук, которая определяется в тесте как «подтягивание на перекладине», происходит только до 14 лет. Также тенденцию к увеличению с возрастом имеет силовая выносливость мышц брюшного пресса, однако, при этом прирост не существенный. В возрасте с 16 до 18 лет более всего у хоккеистов увеличивается сила следующих групп мышц: разгибателей предплечья, разгибателей голени, сгибателей бедра, сгибателей и разгибателей плеча, а также разгибателей туловища.
Также стоит отметить, что в период полового созревания сила мышц во многом определяется биологическим возрастом, который необходимо учитывать при дозировании нагрузок силовой направленности [2].
1.3. Современные подходы к организации силовой подготовки подростков 16-18 лет занимающихся хоккеем
Выделяют несколько факторов, которые лимитируют силовые возможности: межмышечная координация, внутримышечная координация; собственно реактивность мышц; биомеханический фактор [7].
Необходимо добиваться максимальных мышечных напряжений для того чтобы развить силу. Этот результат возможно достигнуть благодаря волевым усилиям, а также использованию отягощений.
При силовой подготовке юных хоккеистов обычно используют упражнения со снарядами, на снарядах, парные упражнения, упражнения с преодолением сопротивления внешней среды и собственного веса тела, что обеспечивает работу мышц в уступающем и преодолевающем режимах.
На первоначальном этапе обучения осуществляется общая силовая подготовка, которая обеспечивает разностороннее гармоничное развитие всех мышечных групп. Силовые упражнения должны укреплять дыхательную мускулатуру, содействовать образованию достаточно крепкого «мышечного корсета», а также оказывать воздействие на группы мышц, которые развиваются особенно медленно без применения физических упражнений.
Основным средством отягощения является собственный вес тела и звеньев тела. Выполняемые упражнения должны быть без существенных статических напряжений, динамичными. Обще развивающие упражнения с отягощениями 1-2 кг и без отягощений являются наиболее распространенными средствами силовой подготовки .
Основным методом выполнения упражнений в юношеском возрасте является повторный, но упражнения выполняются не «до отказа». Больших отягощений и, тем более, максимальных применять не следует.
Следует избегать при воспитании юных хоккеистов:
больших нагрузок на позвоночник;
длительных односторонних напряжений мышц туловища;
перенапряжения опорно-связочного аппарата при прыжках; силовых упражнениях;
длительных мышечных усилий, которые связанны с напряжением;
эмоциональных и волевых напряжений, которые предъявляют чрезмерно высокие требования к еще не окрепшей нервной системе [2].
Следует не использовать упражнения с асимметричным подниманием тяжестей, резкими односторонними толчками (силовые приемы на встречном движении, на большой скорости), длительные и чрезмерные нагрузки на опорную поверхность стоп (упражнения с весом партнера, переноска больших тяжестей, катание на коньках с отягощением). [7,18]
Вместе с воспитанием силы у юных хоккеистов необходимо развивать способность расслабления мышц после их напряжения. Не должно быть напряжения мышц, если они в перемещении звеньев тела или в поддерживании его положения не участвуют.
После освоения на начальном этапе обучения навыков расслабления мышц, юный хоккеист имеет хорошие перспективы в достижении высоких результатов на этапе спортивного совершенствования.
С возрастом постепенно возрастает значение силовой подготовки хоккеистов. Остается еще достаточно большим относительный объем общей силовой подготовки, но при этом повышается роль целенаправленной разносторонней тренировки мышечных групп, определяющих функциональную топографию силы квалифицированного хоккеиста. Юные хоккеисты в этот период хорошо должны освоить технику выполнения всех силовых упражнений, понять направленность и смысл каждого из них. [14,19,21]
Содержание и структура силовых упражнений и условия, в которых они могут выполняться, усложняются постепенно. Например, к обще развивающим упражнениям, которые выполняются с преодолением тяжести веса собственного тела, прибавляют упражнения с преодолением сопротивления веса тела или партнера (групповые и парные, акробатические упражнения), упражнения резиновыми и пружинными амортизаторами, эспандерами, с набивными мячами до 3-5 кг, с утяжеленной клюшкой. На опилочной дорожке прыжковые можно выполнять упражнения с дополнительными отягощениями (1-3 кг). Усложняются постепенно полосы препятствий; спортивные и подвижные игры выполняются с набивными мячами, эстафеты - с предметами, с набивными мячами с булавами.
Кроме этого, в процесс тренировки включают упражнения с небольшими отягощениями, такие упражнения выполняются в соответствии с требованиями метода повторных усилий и его разновидностей: вариативного и динамических усилий.
Метод повторных усилий отличается использованием непредельных отягощений (30-40% от максимального) с предельным числом повторений «до отказа». Такой метод можно назвать главным в подготовке юных хоккеистов, он является основой для использования других методов силовой подготовки. При использовании данного метода нагрузка преимущественно соответствует возрастным особенностям юношей и задачам их подготовки.
При достаточно большом объеме такой работы происходит функциональная гипертрофия мышц, увеличивается в них капиллярная сеть и улучшается кровоснабжение, что оказывает положительное влияние на рост силовой выносливости и силы.
Применение повторного метода позволяет снизить вероятность травматизма, «прорабатывать» избирательно отдельные мышечные группы, и контролировать технику выполнения упражнения.
Методом динамических усилий предусмотрена предельная скорость выполнения упражнения при незначительном (10-20%) отягощении. Правда, использование только одного данного метода, особенно в подготовке юношей, существенно повысить уровень максимальной силы не позволяет, поскольку очень кратковременно воздействие на нервно-мышечный аппарат, но для воспитания быстрой силы хоккеиста метод динамических усилий является наиболее эффективным. [3,7,11]
В 16-18 лет по мере биологического созревания организма и увеличения мышечной массы все более специализированной становится силовая подготовка, т.е. тренировочные занятия включает в себя комплексы скоростно-силовых упражнений, различных прыжковых для развития мышц голени, стопы, бедра, предплечья и кисти, плечевого пояса, живота и спины.
В подготовке хоккеистов метод максимальных усилий целесообразно использовать только в базовых мезоциклах подготовительного периода. Не рекомендуется включать работу с максимальными весами хоккеистам, после перерыва в занятиях, вызванного болезнями, травмами или другими причинами.
Метод прогрессирующих отягощений позволяет бороться с адаптацией к весу отягощений и предусматривает увеличение веса обычно с 50 до 75, а затем и до 100% от максимального с интервалами отдыха 3-4 ми между подходами.
Ударный метод тренировки, так же как и метод максимальных усилий, применяется в подготовке хоккеистов высокой квалификации. Он основан на стимуляции тренируемых мышц кинетической энергией падающего (движущегося) тела (снаряда) и обеспечивает быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей (например, при прыжках в глубину и быстро выпрыгивании). Применение данного метода позволяет добиться проявления максимальных силовых возможностей спортсмена за короткое время, т. е. совершенствовать взрывную силу. Наибольший эффект достигается при использовании веса тела без дополнительных отягощений, при прыжках в глубину с высоты 40- 80 см, при приземлении на немного согнутые ноги и быстром выпрыгивании.
Ударный метод, как правило, целесообразно использовать на базовых этапах подготовки и не более 1-2 раз в неделю. За одну тренировку обычно выполняется 2-3 серии по 8-10 прыжков с интервалом отдыха между повторениями около 5 секунд и между сериями 3-4 мин.
Метод изометрических усилий используется как дополнительное средство в процессе подготовки юных хоккеистов. Он предусматривает выполнение максимальных повторных напряжений длительностью 5-6 с в статических условиях. При этом важно, чтобы исходное положение и суставные углы соответствовали специфическим движениям хоккеистов.
Изокинетический метод силовой тренировки предусматривает выполнение упражнений, в которых величина прилагаемого усилия по всей амплитуде движения остается неизменной. Это позволяет создать мышечное напряжение и проработать мышцы при различных суставных углах, что очень важно для хоккеиста, так как в игре он выполняет различные технические действия, особенно силовые приемы, в самых разнообразных исходных положениях. [14,18,23]
Для тренировки изокинетический методом используют специальные тренажерные устройства, в основу работы которых положен принцип фрикционного механизма. С помощью таких тренажеров можно выполнять самые разнообразные специфические для хоккея упражнения, в том числе и с клюшкой. Следует подчеркнуть, что силовая тренировка с помощью изокинетического метода позволяет значительно снизить количество травм опорно-двигательного аппарата у хоккеистов.
В силовой подготовке хоккеистов 8-12 лет тренировочные задания силовой направленности обычно выполняются в течение 10-20 мин, в возрасте 13- 15 лет - 25-30 мин, а в 16-18 лет в течение - 40- 60 мин.
Такие занятия можно проводить на протяжении всего подготовительного периода, на отдельных этапах соревновательного и в переходном периоде годичного цикла 1-2 раза в неделю для хоккеистов 8-15 лет, а для спортсменов 16-18 лет в отдельных микроциклах подготовительного периода - 2-3 раза в неделю. Силовую тренировку, если она направлена не на воспитание силовой выносливости, следует проводить на фоне достаточно высокой работоспособности организма (т. е. включать силовые упражнения сразу после дня отдых или разгрузочного дня).
Во время тренировочных занятий, направленных на воспитание силовых способностей, нередко возникают травмы опорно-двигательного аппарата. Наиболее типичные травмы – растяжение (в отдельных случаях разрыв) мышц или связок и деформации межпозвоночных дисков.
Таким образом, в целенаправленной разносторонней силовой подготовке вместе с такими отягощениями, как вес партнера, вес собственного тела, гантели, «блины», эспандеры, утяжеленные пояса и клюшки, начинают применять штангу. Используют методы динамических и повторных усилий. Вводятся методы прогрессирующих отягощений, максимальных усилий, изометрический и изокинетический. Начинает практиковаться ударный метод [15,19].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ачкасов Е.Е., Машковский, Е.Е., Левушкин С.П. Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" : учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 256 с.
2. Бабаян С. С., Курбонов О. А. Усманов А. М. Методика применения ударного метода тренировки для развития скоростно-силовых качеств у высококвалифицированных футболистов.// Вестник спортивной науки.- № 1.-2012.- С. 4-6.
3. Бартош О. В. Сила и основы методики ее воспитания. Методические рекомендации / Владивосток: Мор. гос. ун-т. – 2009. – 47 с.
4. Барчук И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, приктика: учебн. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров: издательский центр “Академия” 2010.-528с
5. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / под общ.ред. Г.В. Барчуковой. - М.: КНОРУС, 2013. - 368 с.
6. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген; Предисл. П.Я. Гальперин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 226 c.
7. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. - М: Терра-Спорт, 2000.- 60 с.
8. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений./Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2015. - 294 с
9. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А.Годик. – М.: Терра– Спорт, Олимпия Пресс, 2012. – 289 с.
10. Горский Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 224 с.
11. Горский В.Е. О продвинутой статистике и аналитике в хоккее [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.lifeinhockey.ru/metodiki/metodicheskie-materialy/normativnometodicheskie-materialy/1032-gorskij-v-o-prodvinutoj-statistike-i-analitike-v-khokkee.
12. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика: Учебник для вузов /Л. С. Дворкин. -М: Сов. спорт, 2015. - 597 с.
13. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика: Учебник для вузов /Л. С. Дворкин. -М: Сов. спорт, 2015. - 597 с.
14. Дейв Чемберс Тренировочные занятия в хоккее. 446 упражнений для развития мастерства /Д. Чемберс.: М.: Советский спорт, 2012. – 68 с.
15. Заваров А. Футбол для начинающих. Основы и правила.- Издательство: Питер, 2015.- 192 с.
16. Захаров Е. Н., Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 2017. – 368 с.
17. Захаров Е. Н., Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 1994. – 368 с.
18. Зациорский В. М. Физические качества спортсмен (Основы теории и методики воспитания) /В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт. – 1966. – 200 с.
19. Козловский, Г.Н. Средства и методы специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов // Хоккей : Ежегодник. - М., 1985. - С. 52-55.
20. Мудрук А. В. Диагностика и оценка способностей юных хоккеистов: учебное пособие / А. В. Мудрук. – Омск: СибГУФК, 2005. – 36 с.
21. Общая и специальная функциональная подготовленность хоккеистов : методическое руководство для тренеров национальных сборных команд / В.А. Третьяк, Н.Н. Урюпин, В.В. Савостьянов, А.В. Алехнович ; Федерация Хоккея России. – М. : [б.и.], 2014. – 34 с.Савченков, Ю.И. «Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учеб. пособие для студентов пед. вузов» /Ю.И. Савченко// М.: ВЛАДОС, 2013.-145с.
22. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. ... докт. пед. наук в виде науч. доклада / А.А. Сучилин. – Волгоград, 2011. – 78 с.
23. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Савин. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.
24. Хоккей. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР / В.П. Савин [ и др]. М.: Советский спорт, 2012. – 256 с.