Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время легализация доходов, полученных преступным путем (отмывание денег или отмывание денег), является одной из основных глобальных проблем мировой финансовой системы и экономики в целом. Тенденция к увеличению объемов отмывания денег (ОД) является тревожным сигналом и все больше угрожает надежности мировой финансовой системы. В мировой статистике экономических преступлений такое понятие, как отмывание денег, занимает одно из ведущих мест.
Отмывание денег наносит значительный ущерб национальной экономике всех государств, а также способствует развитию преступной деятельности, в том числе международной, росту коррупции, а также увеличению террористических угроз. По оценкам экспертов из Организации Объединенных Наций (ООН) и Международного валютного фонда (МВФ), в последние годы объем отмытых денег составлял от 2 до 5% мирового валового внутреннего продукта. Мировой ВВП в 2020 году, по данным МВФ, составил почти 120 триллионов долларов США. По самым скромным подсчетам, сумма отмытых денег составила 2 триллиона 400 миллиардов долларов США.
Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость переосмыслить накопленный опыт с точки зрения теории и практики, проанализировав российский и международный опыт внедрения механизмов противодействия теневой экономике и отмыванию денег.
Объектом исследования работы является система противодействия теневой экономике и легализации доходов, полученных преступным путем.
Предметом исследования является организационно-экономический механизм противодействия легализации преступных доходов, применяемый в российской банковской системе.
Задачами работы являются:
• изучение теоретических аспектов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
• исследование современного состояния Российской Федерации в сфере противодействия легализации преступных доходов;
• совершенствование национальной системы противодействия легализации незаконных доходов в российской федерации.
В работе рассмотрены теоретические аспекты организации международной системы противодействия «отмыванию» доходов, а также проведен сравнительный анализ российской и зарубежных систем противодействия легализации преступных доходов. Разработаны рекомендации по совершенствованию взаимодействия кредитных организаций и органов финансового контроля Российской Федерации в целях противодействия легализации доходов полученных преступным путем.
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1 Проблема теневой экономики и отмывания доходов
Отмывание денег наносит значительный ущерб национальной экономике всех государств, а также способствует развитию преступной деятельности, в том числе международной, росту коррупции, а также увеличению террористических угроз. По оценкам экспертов из Организации Объединенных Наций (ООН) и Международного валютного фонда (МВФ), в последние годы объем отмытых денег составлял от 2 до 5% мирового валового внутреннего продукта. Мировой ВВП в 2020 году, по данным МВФ, составил почти 120 триллионов долларов США. По самым скромным подсчетам, объем отмытых денег составил 2 триллиона 400 миллиардов долларов США (Таблица 1.1).
2. МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ
2.1. Содержание рекомендаций по совершенствованию системы противодействия угрозам экономики РФ
Предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД / ФТ) - системно организованная деятельность Росфинмониторинга и его территориальных органов по комплексному осуществлению организационной деятельности. , информационные, правовые, социальные и другие меры. персонаж, направленный на достижение основных целей.
Качество информации, получаемой Росфинмониторингом как основа для дальнейшего анализа и пресечения противоправной деятельности, продолжало оставаться в центре внимания Росфинмониторинга в 2020 году. Эту задачу Служба решала в тесном сотрудничестве с Банком России и представителями ключевых игроков финансового сектора. рынок. Активное участие ведущих экспертов и руководителей комплаенс-служб в формате Compliance Council позволило привлечь внимание финансовых организаций к проблеме информативности сообщений о подозрительных операциях не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Результаты работы внутреннего контроля в банковском секторе показывают, что наиболее высокий уровень рисков, присущих схемам отмывания денег, - это потенциальные возможности использования наличных денег, фиктивной внешнеэкономической деятельности, использования иностранных юридических лиц и образований (трастов). зарегистрированы преимущественно в странах с льготным налогообложением; и участие номинальных юридических лиц - резидентов (фирм-однодневок) в цепочках финансовых операций.
В то же время аналитики отмечают, что в 2020 году в результате применения финансовых организаций системных мер по управлению рисками существенно снизились объемы сомнительного обналичивания, а также объем необоснованного вывода средств за границу, в первую очередь из-за на эффективность процедуры «знай своего клиента»: накопленный опыт создания профилей недобросовестных потребителей финансовых услуг и их выявления на ранней стадии.
В целом в 2020 году продолжилась положительная динамика снижения вовлеченности банковского сектора в проведение подозрительных операций.
Отозванные лицензии:
• за нарушение банковского законодательства и норм, установленных Банком России - 51.
Их:
• за участие в подозрительных операциях - 17;
• за несоблюдение требований Федерального закона 115-ФЗ - 24.
Более чем в 80% случаев отзыва лицензий работа с проблемными банками проводилась с использованием материалов Росфинмониторинга.
В 2020 году удалось пресечь работу 22 «площадок» по обслуживанию теневых потоков (в 2019 году - 12). Общий объем средств, выявленных в результате этих мероприятий, составил более 80 миллиардов рублей. По материалам Росфинмониторинга правоохранительными органами возбуждено более 60 уголовных дел по фактам незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) и другим статьям уголовного закона.
Кража активов остается еще одной угрозой для финансового сектора. Выявление, расследование и пресечение данной преступной деятельности в 2020 году было приоритетным направлением работы Росфинмониторинга.
По предварительным данным, в банках, у которых отозваны лицензии в 2020 году, выявлены признаки хищения активов на сумму более 300 млрд рублей (без учета крупных банков, взятых на реорганизацию).
Применение превентивных мер кредитными организациями в 2020 году позволило вывести из обращения около 230 млрд рублей. средства сомнительного происхождения.
Правоохранительные органы, Банк России и ГК «АСВ» Росфинмониторинг совместно с Генеральной прокуратурой РФ проверили деятельность 114 кредитных организаций, в которых были обнаружены признаки хищения активов. В результате совместной работы с ПФР 20 зарубежных стран установлено местонахождение активов на общую сумму более 200 млн долларов США.
В результате финансового расследования хищения средств одного из российских банков была выявлена информация о денежных средствах, размещенных обвиняемыми на банковских счетах, расположенных в трех зарубежных странах. По данным Росфинмониторинга, средства заблокированы, следственные органы взаимодействуют с правоохранительными органами иностранных государств с целью изъятия средств в размере 116 миллионов долларов США, принадлежащих обвиняемым.
В 2020 году кредитные и потребительские кооперативы, микрокредитные и микрофинансовые компании продолжали оставаться в зоне пристального внимания Росфинмониторинга. Были случаи использования этих организаций в «теневых» финансовых схемах обналичивания денег. Выявлены случаи создания на их основе «финансовых пирамид», деятельность которых направлена на хищение средств у населения.
Банк России принимал активные меры по минимизации рисков в этом сегменте за счет отзыва лицензий и ужесточения обязательных норм и требований.
В 2020 году, по данным Росфинмониторинга, МВД России пресекло деятельность межрегиональной преступной группы, связанную с хищением средств у 25 тысяч вкладчиков на общую сумму более 6 миллиардов рублей. В эту группу вошли более 20 кредитных КПК с центром управления в Хабаровском крае, работа которых велась с 2016 по 2020 гг. На территории 17 субъектов Российской Федерации. Всего в рамках координации деятельности компетентных органов подготовлено более 30 аналитических материалов, направленных в органы прокуратуры, МВД, ФНС и Банка России 7 субъектов Российской Федерации. Российской Федерации. В результате событий были изъяты печати более 200 фиктивных компаний и задержаны 8 членов преступного сообщества, возбуждено уголовное дело по ст. 210 и ч. 2 ст. 172.2 УК РФ.
В 2020 году ситуация в страховой сфере продолжила стабилизироваться. После масштабного отзыва лицензий в 2019 году (104 страховые компании и брокеры) 61 организация была лишена права заниматься данным видом деятельности в отчетном периоде.
Отмечаются традиционные риски вовлечения страховых компаний в сомнительные операции по выводу средств за границу под видом «перестрахования».
Однако наиболее распространенные страховые продукты не подвержены отмыванию денег и финансированию терроризма.
После мер, принятых Росфинмониторингом совместно с Роскомнадзором, Банком России и правоохранительными органами, риски неправомерного использования возможностей Почты России для проведения подозрительных операций, направленных на незаконное обналичивание денежных средств, были минимизированы.
Совместная работа с Минфином России и Пробирной палатой по рискам ОД / ФТ в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней позволила привлечь внимание высшего руководства страны к проблемам отрасли, что нашло отражение в поручения Президента Российской Федерации по совершенствованию регулирования отрасли, усилению контрольно-надзорного потенциала и созданию интегрированной информационно-аналитической инфраструктуры.
Принятые меры повысили уровень охвата участников сектора. Особую роль сыграл Личный кабинет на портале Росфинмониторинга, который позволил организациям удаленно устранить недостатки внутреннего контроля и повысить уровень законопослушности в сфере ПОД / ФТ. Только в 2020 году благодаря механизму Личного кабинета в систему было вовлечено на 36% организаций больше, чем в 2019 году.
Повышение общего уровня законопослушности также позволило снизить степень вовлеченности организаций рынка драгоценных металлов и камней в совершение сомнительных сделок. По данным контролирующих органов, количество подозрительных транзакций с участием сектора снизилось на 20%.
Определенные нефинансовые предприятия и профессии (УНФПП)
Для повышения уровня участия нотариусов в работе по ПОД / ФТ, а также качества их систем внутреннего контроля был принят целый комплекс мер, обеспечивающих информационно-методическую поддержку и устойчивую «обратную связь» с сектором о существующие риски. Эти меры позволили обеспечить практически полное участие нотариусов в системе, повысить количество и качество предоставляемой ими информации о подозрительных операциях.
Налажено тесное взаимодействие с Минфином России, Федеральным казначейством, а также саморегулируемыми организациями по вопросам привлечения аудиторов к работе в сфере ПОД / ФТ. Принятые меры позволили продолжить планомерную работу по вовлечению аудиторов в систему противодействия отмыванию денег.
С целью привлечения юристов к работе в сфере ПОД / ФТ в течение 2020 года проводилась планомерная работа с участием Минюста России и Федеральной палаты адвокатов. Принятые меры позволили подключить к системе около 4 тысяч юристов и довести до них необходимую информацию.
При этом продолжает оставаться актуальной схема использования недобросовестными участниками рынка нотариальных действий для придания юридической формы финансовым операциям по выводу средств из банковской системы в ненаблюдаемое денежное обращение.
Несмотря на общее снижение объемов таких операций, Росфинмониторинг совместно с правоохранительными органами ведет работу по выявлению клиентов и недобросовестных нотариусов, злоупотребляющих правовыми инструментами.
Работа по увеличению охвата ОНФПП будет продолжена в 2022 году.
В результате совместной деятельности с Банком России, Минюстом РФ и ФНС РФ удалось предотвратить распространение схемы сомнительного снятия наличных с использованием депозитных счетов нотариусов. о чем свидетельствует значительное (более чем в 7 раз) уменьшение объема сообщений о подозрительных операциях (СПО) ...
Меры по целевому взаимодействию с финансовыми организациями, обратной связи по поданным СПО позволили повысить качество и информативность отчетов о подозрительных операциях, поступающих в Росфинмониторинг. Количество сообщений, отправленных через Личный кабинет, увеличилось на 20%, что свидетельствует о росте активности субъектов 115-ФЗ.
Положительный эффект был получен от внедрения усовершенствованного механизма отказа в обслуживании клиентов с повышенным риском на основе доведения информации обо всех случаях применения таких мер до других участников рынка банковских услуг.
Новые возможности позволили финансовым организациям, в первую очередь, более комплексно оценивать риски клиентов и принимать более взвешенные решения по классификации операций с точки зрения сомнительности.
Также участники рынка отмечают определенный сдерживающий эффект на распространение теневых схем, заключающийся в «публикации» для всех финансовых организаций информации о ранее принятых мерах в отношении клиентов с высоким уровнем риска.
В целях повышения качества и объективности решений о применении мер защиты внесены изменения в законодательство о борьбе с отмыванием денег (Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Федерация »), направленная на создание механизма возможного пересмотра таких решений (реабилитации).
Проведено более 30 заседаний в рамках Совета по комплаенсу и 9 региональных советов, созданных во всех федеральных округах из числа представителей более 70 кредитных организаций, 5 надзорных органов и представителей частного сектора.
Рассмотрение новых схем подозрительной деятельности на собраниях позволило акцентировать внимание правоохранительных органов, прокуратуры и Банка России на выявленных типологиях.
В рамках деятельности Compliance Council также проводилась экспертиза моделей управления рисками в проектах FINTECH / REGTECH.
Приоритетными направлениями Совета по соблюдению на 2021 год являются: участие финансовых организаций в деятельности по оценке национальных рисков, повышение качества СПО с акцентом на конкретные риски ОД / ФТ и дальнейший мониторинг практики применения защитных мер и механизма реабилитации. клиентов.
Новые возможности бесконтактного взаимодействия с поднадзорными организациями открыты за счет развития функционала Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга. В первую очередь, это связано с возрастающей ролью превентивных мер и возможностью для организаций устранить недостатки до проведения аудита: онлайн-интерфейс Личного кабинета позволяет донести до каждого субъекта актуальную оценку уровня законности- постоянство и дает возможность мгновенно исправлять ошибки.
Новый функционал позволяет предпринимателям самостоятельно проходить обучение и тестирование, обновлять свои данные и отправлять сообщения о подозрительных транзакциях.
В отчетном году улучшенные возможности были реализованы и в системе автоматического удаленного мониторинга (АСМ), которая, по сути, представляет собой автоматизированное рабочее место специалиста в блоке надзора.
Актуализация оценки рисков в режиме реального времени на основе информации, полученной от кредитных организаций и других источников, позволяет, с одной стороны, выбрать наиболее оптимальные меры надзорного реагирования, а с другой - быстро оценить эффект от их применения.
В 2021 году планируется создание Личных кабинетов других надзорных органов для оперативного обмена информацией о рисках в курируемых отраслях.
В результате исследования хочу отметить, что фундаментальный блок национальной системы ПОД / ФТ составляют кредитные организации. На банковские подразделения по борьбе с отмыванием денег возложены основные задачи по осуществлению финансового мониторинга для выявления подозрительных транзакций, которые могут быть связаны с отмыванием денег. Эффективное функционирование этого агрегата невозможно без решения целого ряда задач. Они связаны с консолидацией данных о финансовых транзакциях, их очисткой и интеграцией в единую базу данных, генерацией предупреждений в автоматическом режиме на регулярной основе, настройкой правил определения схем отмывания, расследованием выявленных предупреждений и формированием отчетов, а также углубленный анализ для выявления новых схем отмывания. Деньги. В результате в настоящее время среди кредитных организаций растет интерес к автоматизации процессов по борьбе с отмыванием денег. Кроме того, необходимость внедрения автоматизированных систем ПОД / ФТ в кредитных организациях также вызвана рядом следующих факторов:
• совершенствование и усложнение схем отмывания денег, что становится все труднее понять без использования специализированных программных систем;
• увеличение количества клиентских транзакций и, как следствие, увеличение объема входящих данных;
• ужесточение требований Банка России и Росфинмониторинга по финансовому мониторингу и соблюдению кредитными организациями национального законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Беломестных Г. Н. Международное сотрудничество России в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Вестник ИрГТУ. 2018. – с. 48.
2. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. М.: БИНОМ; 2019. С. 14.
3. Киселев И. А., Лебедев И. А., Никитин Д. В. Управление корпоративными рисками в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М.: ИД «Юриспруденция»; 2018. 6 с.
4. Кашурников С. Н., Прасолов В. И., Романченко Л. Н. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. М.: ИНФРА-М; 2018. 234 с.
5. Зубков В. А. Противодействие отмыванию преступных доходов. Банковское дело. 2017;(7):19-22.
6. Cassara J. A. Trade-Based Money Laundering: The Next Frontier in International Money Laundering Enforcement. John Wiley & Sons. 2017;(2):14-21.
7. Sullivan K. Anti-Money Laundering in a Nutshell Awareness and Compliance for Financial Personnel and Business Managers. 2017;(2):18-27. DOI: 10.1007/978-1-4302-6161-2.
8. Bello A. U. Improving Anti-Money Laundering Compliance. Self-Protecting Theory and Money Laundering Reporting Officers. 2018;(4):93-105. DOI: 10.1007/978-3-319-43264-9.
9. Stumbauer S. Five steps for anti-money-laundering compliance in 2019. AlixPartenrs. 2019. URL: [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://emarketing.alixpartners.com/rs/emsimages/2019/pubs/FAS/AP_Five_Steps_For_AML_Compliance_ Feb_2019.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
10. Центральный банк Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.cbr.ru
11. Haver Analytics // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.haver.com
12. BIS (2009). Issues in the Governance of Central Banks. A Report from the Central Bank Governance Group. Bank for International Settlements.
13. Combes J.-L., Kinda T., Plane P. (2011) Capital Flows, Exchange Rate Flexibility, and the Real Exchange Rate // International Monetary Fund. WP/11/9.
14. Dua P., Garg R. (2013) Foreign Portfolio Investment Flows to India: Determinants and Analysis // Centre for Development Economics, Department of Economics, Delhi School of Economics. WP No 225.
15. ECB (2017). A New Database for Financial Crises in European Countries:ECB/ESRB EU Crises Database. European Central Bank. ECB Occasional Paper Series. No 194.
16. Hanke S.H., Jonung L., Schuler K. (1993) Russian Currency and Finance: A Currency Board Approach to Reform, London: Routledge.
17. Hanke S.H., Schuler K. (1994) Currency Boards for Developing Countries: A Handbook, San Francisco: Institute for Contemporary Studies Press.
18. IMF (2) (2016). Capital Flows - Review of Experience with the Institutional View. International Monetary Fund. Policy Paper, pp. 15-17.
19. Laeven L., Valencia F. (2012) Systemic Banking Crises Database: An Update // International Monetary Fund. IMF Working Paper. No 12/163.
20. Saxena S.C. (2008) Capital Flows, Exchange Rate Regime and Monetary Policy // Bank for International Settlements. BIS Papers. No 35, pp. 81-102.
21. Tokunbo S.O., Lloyd A.A. (2009) Foreign Direct Investment and Exchange Rate Volatility in Nigeria // International Journal of Applied Econometrics and Quantitative Studies. V6-2, pp. 83-110.
22. Андрюшин С. А. (2018) Централизованные и децентрализованные денежные системы // Вопросы теоретической экономики. № 1. С. 26-49 // https://cyberleninka.ru/article/n/tsen- tralizovannye-i-detsentralizovannye- denezhnye-sistemy/viewer, дата обращения 15.05.2021.
23. Глазьев С.Ю. (2017) Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М.: Книжный мир.
24. Головнин М.Ю. (2016) Денежнокредитная политика России в условиях кризиса // Журнал Новой экономической ассоциации. № 1(29). С. 168-174 // https://www.econorus.org/repec/journl/ 2016-29-168-174r.pdf, дата обращения 15.05.2021.
25. Демина Я.В. (2018) Влияние валютной политики на портфельные инвестиции в странах Восточной Азии // Пространственная экономика. № 2. C. 74-91. DOI: 10.14530/se.2018.2.074-091
26. Красавина Л.Н. (2017) Реформы мировых валютных систем: ретроспективный и актуальный анализ // Деньги и кредит. № 4. С. 14-23 // https://rjmf. econs.online/upload/iblock/87f/87fbd1c0 0a44a651780e431875ad3c3b.pdf, дата обращения 15.05.2021.
27. Кудрин А.Л., Горюнов Е.Л., Трунин П.В. (2017) Кредитная политика: мифы и реальность // Вопросы экономики. № 5. С. 5-28. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-5-5-28
28. Ольховик В.В. (2016) Моделирование влияния прямых иностранных инвестиций на экономический рост России, Украины и Казахстана // Финансовая аналитика: решения и проблемы. № 27. C. 26-39 // https://cyberleninka. ru/article/n/modelirovanie-vliyaniya- pryamyh-inostrannyh-investitsiy-na-eko- nomicheskiy-rost-rossii-ukrainy-i-kazah- stana/viewer, дата обращения 15.05.2021.
29. Полтерович В.М. (2007) Элементы теории реформ. М.: Экономика.