Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основным аспектом, определяющим политику хозяйствующего субъекта, является максимизация прибыли, которая собственно и является целью деятельности любого коммерческого предприятия. Наиболее эффективным путем повышения прибыли является управление издержками.
В связи с этим представляется актуальным исследовать резервы и пути экономии ресурсов на предприятии и снижения издержек. Именно правильное и эффективное использование материальных затрат для предприятия имеет первоочередное значение, поскольку материальные ресурсы составляют основу себестоимости его продукции. Именно от взвешенного и экономного подхода к использованию производственных запасов зависит и снижения затрат, в конечном итоге, получение предприятием прибыли и, как следствие, возможность для дальнейшего развития.
Цель данной курсовой работы – осуществление проекта по совершенствованию стратегического управления предприятием на основе оптимизации издержек на примере мебельной фабрики ООО «Феникс».
Задачи исследования:
- определить роль издержек в стратегическом управлении предприятия,
- выявить возможные методы оптимизации текущих затрат и «цепочки ценности»,
- изучить информационное обеспечение статистического анализа себестоимости продукции предприятия,
- представить краткую характеристику деятельности предприятия ООО «Феникс»,
- провести анализ структуры и динамики издержек,
- выявить современные направления повышения эффективности управления издержками.
Объект исследования – мебельная фабрика ООО «Феникс-мебель».
Предмет исследования – процессы и методы управления издержками.
Гипотеза исследования – применение стратегического анализа и цепочки ценностей позволяет предприятию определить потенциал для оптимизации издержек, повысить коммерческие результаты.
Методы исследования:
- анализа и синтеза,
- сравнительный метод,
- математический метод,
- метод анализа нормативных источников,
- метод индукции и дедукции,
- метод моделирования.
Новизна исследования заключается в разработке рекомендаций, которые позволят повысить эффективность управления издержками на конкретном предприятии ресторанного бизнеса.
Структура исследования обусловлена его сложностью и представлена тремя главами и семью параграфами. В первой главе представлен теоретический обзор понятия и сущности издержек, выделены виды издержек и их особенности, определены методы оптимизации текущих затрат современного предприятия и цепочки ценности. Также рассмотрено информационное обеспечение статистического анализа себестоимости продукции предприятия.
Во второй главе исследования направлена на анализ деятельности конкретного предприятия и выявление особенностей структуры и динамики изменения его издержек. В третьей главе представлены рекомендации по повышению эффективности управления издержками предприятия.
Заключение содержит выводы по всей работе.
1 Теоретические аспекты стратегического анализа издержек предприятия и цепочки ценностей
1.1 Сущность и основные понятия издержек предприятия
Проекты по совершенствованию организации всегда включают в себя оптимизацию издержек, так как в большинстве случает эта область функционирования компании нуждается в постоянном аудите и корректировке, что приводит к повышению конкурентоспособности.
Любой хозяйствующий субъект в процессе своей деятельности осуществляет определенные виды затрат, которые связанны с производством продукции. В области материального производства предприятия осуществляется достаточно сложный комплекс затрат, которые связанны:
• с использованием основных фондов;
• с покупкой материалов и сырья;
• с приобретением полуфабрикатов;
• с оплатой труда персонала;
• с затратами на энергию, топливо
•прочими затратами на производство, реализацию продукции [2, С.44].
Поэтому каждой организации для нормального существования и осуществления своей деятельности необходимо иметь определенную сумму денежных средств, которая позволит покрыть вышеперечисленные расходы и уметь управлять ими. Обращение продукции требует общественных затрат, которые вызваны их доставкой, хранением, реализацией. Эти затраты живого и общественного труда, необходимы для доведения товаров до покупателей, которые выражены в денежной форме, называют издержками обращения.
Вопрос издержек один из наиболее важных и актуальных проблем экономики предприятия, поскольку динамика, структура и уровень издержек обращения являются тесно связанными со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия, с вопросами планирования, организации процесса движения продукции из сектора производства в сектор потребления.
Издержки предприятия - это важнейший качественный показатель, позволяющий дать оценку тому, насколько успешно организации исполняют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли, обслуживания населения.
Издержки производства – это выраженные в денежном эквиваленте расходы, которые проявляются в различных видах трат экономических ресурсов в процессе изготовления и использования продуктов или оказания услуг. К экономическим ресурсам относится сырье, оборудование, труд, финансы, услуги и капитал [2, С.45].
Суть этого термина понятна практически каждому. Но на анализ, учет и распределение издержек выделяется значимая доля усилий. Это связано с тем, что анализ эффективности любой деятельности выражается в сравнивании объема понесенных потерь с итоговым результатом. В экономической деятельности издержки определяются конкретными формулами, теориями и цифрами. И самым простым способом их исследования является их суммирование.
Расчет и минимизация издержек работы и производства способствуют увеличению прибыли. Достигается это в результате простого алгоритма - отпускная стоимость продукта является сочетанием следующих показателей: себестоимость продукта и производственная прибыль. На основе этого можно сделать вывод, что минимизация производственных расходов снижает себестоимость продукции (при условии, что отпускная стоимость продукта остается прежней). В результате снижения себестоимости продукта увеличивается прибыль предприятия. А это именно тот результат, которого добиваются все коммерческие объекты.
Общая схема издержек производства состоит из:
- отчислений на оплату труда и социальные нужды;
- материальных растрат;
- амортизации;
- других затрат, связанных со спецификой бизнес-процессов.
В рыночных условиях между торговым объектом и потребителем формируются взаимоотношения формата купля-продажа. В то же время формируются и взаимоотношения, которые не связаны с товарным производством, но влияющие на человеческое благосостояние.
Внешние факторы бывают двух видов:
- Положительные. Могут выражаться в тратах на НИОКР или обучение кадров.
- Отрицательные. Это компенсация потерь в результате загрязнения внешней среды. Объединение общественного и частного типов издержек производства возможно лишь при отсутствии внешних факторов или в условиях нулевого коэффициента совокупных внешних эффектов [1].
В результате делается следующий вывод: общественные убытки – это сумма частных убытков и внешних факторов.
Постоянные, переменные, и общие издержки В краткосрочном периоде определенная доля ресурсов остается на прежнем уровне, а оставшаяся доля корректируется для повышения или сокращения совокупного производства. В результате понятие издержек производства можно разделить на постоянные, переменные и общие. В долгосрочной перспективе такая классификация теряет смысл, так как все траты могут меняться.
К постоянным издержкам относятся:
- проценты по кредитным продуктам и займам,
- амортизационные платежи,
- процентные начисления по облигациям,
- перечисление оклада для сотрудников,
- стоимость аренды,
- страховые платежи [2, С.45].
Также издержки бывают:
- явные – суммы, расходуемые на выплату зарплат, процентов по кредитам, содержание транспорта.
Неявные – деньги на потребности руководящего звена компании, которые не указаны в договорах.
Средние – обобщенные траты, которые рассчитываются на каждую единицу выпущенного продукта, за определенный период.
Безвозвратные – активы, которые вкладываются в предприятие безвозмездно. Обычно они присущи начальным этапам деятельности коммерческой организации.
Обращения – расходы, связанные с поставками товаров от изготовителя, непосредственно к потребителю [5].
Предельные – максимально допустимые затраты, которые не подлежат увеличению, в связи с потерей рентабельности. Предельные издержки (англ., marginal cost) - приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Обычно под этим понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции. В реальной жизни при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда дополнительные (предельные) издержки и предельная выручка фирмы совпадают. Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Это означает, что при прочих равных условиях дальнейшее наращивание выпуска продукции будет сопровождаться уменьшением выручки.
Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия, определить объемы выпуска продукции.
Траты рассматривают с разных ракурсов. Если их исследовать с позиции отдельного предприятия, то мы говорим о частном случае. Когда проводится анализ растрат, которые охватывают деятельность общества в целом, с влиянием внешних эффектов, необходимо понимать, что речь идет об общественном расходовании.
Акцентируем внимание на понятии воздействий извне. В условиях современного рынка, между покупающей и продающей стороной появляется особый род отношений. Вместе с ними, возникают также факторы, не связанные с товарным обменом, но косвенно оказывающие влияние на него (например, благосостояние людей, от которого прямо зависит их покупательская способность).
Главная задача менеджмента любой компании – это поиск оптимальных объемов выпускаемой продукции, которые дадут максимальную прибыль, при минимальных тратах. В издержки производства должны включаться только рациональные технические и управленческие решения. Настоящим толчком в развитии фирмы становится «эффект масштабности». Суть последнего заключается в следующем – при наращивании темпов выпуска товаров, коммерческая организация автоматически снижает постоянные затраты, что приводит к повышению рентабельности бизнеса в целом.
Управление издержками носит стратегический характер. Именно поэтому каждая компания использует именно стратегический анализ управления издержками, ориентированный на период 3-5 лет, что позволяет ей обеспечить стабильно эффективное функционирование и получение ожидаемого финансового результата своей деятельности.
1.2 Методы оптимизации текущих затрат и «цепочка ценностей»
Применение стратегического анализа при управлении издержками позволяет предприятию в стратегическом срезе выявлять факторы влияния на издержки и При неэффективном управление, либо его отсутствии, наступает хаос. Ресурсы, а значит и деньги, расходуются не совсем должным образом. У предприятия начинают образовываться неявные издержки, поскольку ресурсы используются неэффективно. Возникает упущенная выгода. Поскольку издержки никто не считает, в компании нет понятия себестоимости. Не зная, во сколько компании обходится конечный продукт, установить цену на него нельзя. Товар либо продают по заниженной цене и компания теряет деньги, либо цена завышена, и продукт перестает пользоваться спросом. Как следствие, компания принимает неправильное решение по поводу ассортимента. Выпуск продукции происходит на основе личных предпочтений руководства, которые не всегда соответствуют рынку. В результате компания производит продукцию, от которой давно нужно было отказаться. Без контроля затрат вопрос об их сокращении даже не встает. Компания видит лишь один путь для увеличения прибыли — рост продаж. Но по итогам оказывается, что увеличение продаж требует еще больше ресурсов на продвижение, найм новых работников, покупку оборудования и так далее.
Управление издержками производства включает в себя следующие моменты:
•умение четко определять величину расходов предприятия (включая знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия);
•умение определить дополнительную потребность в финансовых ресурсах для обеспечения бесперебойного финансирования затрат на производство;
•умение эффективно использовать денежные средства, вложенные в затраты на производство.
Цель управления издержками - увеличить прибыль за счет экономии на затратах. При этом управление затратами не требует дополнительного вливания денежных средств, как это происходит при росте объемов производства.
Правильный учет и планирование издержек предприятия способствуют устранению бесхозяйственности и излишеств в расходовании средств при одновременном проведении мероприятий по повышению культуры торговли.
Исследование финансовой деятельности отдельной компании на краткосрочном отрезке времени, дает возможность выделить 4 варианта ее функционирования, в зависимости от ситуации на рынке и средней себестоимости выпускаемых товаров:
Когда совокупные расходы на изготовление продукта равны отпускной цене, в такой ситуации организация получает прибыль равную нулю.
Если стоимость изделий превышает затраты на их выпуск, предприятие имеет положительный доход.
В случае когда рыночный ценник равен минимуму усредненных переменных трат, то коммерческая структура находится на грани целесообразности продолжения своей деятельности.
И последний вариант экономической ситуации — это когда конъюнктура рынка такова, что стоимость товара не покрывает минимальных затрат на производство. В таком случае фирме лучше прекратить выпуск продукта.
Если не прибегать к научной терминологии и тонкостям бухгалтерского учета и экономики, то последовательность действий, следующая:
Первым делом стоит разложить все траты компании по отдельным статьям расходов.
А потом, попытаться понять механизм их возникновения, после чего сделать расчет, что и на сколько можно минимизировать, без существенного ущерба качеству товара.
В большинстве случае затраты предприятия вполне можно сократить не снижая его эффективность и темпы развития, а даже наоборот повышая их. При решении данной задачи самое важное – провести глубокий и объективный анализ всех затрат и бизнес-процессов [5].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анисимова В.А., Недорезова Е.С. Издержек производства и пути их снижения // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005171 (дата обращения: 08.05.2021)
2. Арутюнян, Ю.И., Силаева, Э.Е. Некоторые вопросы управления затратами предприятия / Ю.И. Арутюнян, Э.Е. Силаева / В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы XIII международной научно-практической конференции . н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2017
3. Бикбулатова, М.Н., Василенко, М.Е. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса / М.Н. Бикбулатова, М.Е. Василенко // Экономика и предпринимательство. 2017
4. Бухалков, М. И. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности: Учебник / М.И. Бухалков. — 4-e изд., испр. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019
5. Галиуллина Э.Ш., Горшкова В.И. Научная работа на тему «О факторах снижения издержек производства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rae.ru. (дата обращения: 12.01.2021).
6. Горфинкель В.Я., Купрякова Е.М. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2016. С.233-254
7. Дюсенбин А.С. Управление издержками производства, включая транзакционные // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018028077">https://scienceforum.ru/2021/article/2018028077 (дата обращения: 08.05.2021 )
8. Либерман, И. А. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / И.А. Либерман. — 3-е изд. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020
9. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
10. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 352 с.
11. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
12. Савкина, Р. В. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Р. В. Савкина. — М.: Дашков и К, 2018
13. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пос. М.: Финансы и статистика, 2016. С.205-210
14. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2018. – 350 с.
15. Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. С.238-289
16. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.