Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность изучения особенностей речевого создания дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определяется тем, что очень нередким дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста представляет собой неисполнение звукового произношения. В эту группу входят дети с неправильным произношением конкретных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящего, свистящего и свистящего; свистящего и аффрикатного) с нормальным физическим слухом.
Профессор Р.Э. Левина в пределах психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи (ФФН).
Фонетическое-фонематическое недоразвитие - неисполнение процессов формирования организации произношения родного языка у детей с различными нарушениями речи по причине недостатков восприятия и произношения фонем.
К данной категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет распознавать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, нацелен на соотнесение и сравнение слышимых звуков с их эталонами, хранящиеся в памяти человека упорядоченно — в «решетке фонем». Понятие «фонематический слух» необходимо отличать от термины «фонематическое восприятие». С самого раннего возраста хорошо развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При данном ребенок регулярно встречается с разнообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные а, о и т.д.) абсолютно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет личные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — не высоким и сиплым и т.д. Но эти звуковые тени не являются чтобы отличить звуковые оболочки от языковых единиц. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не характеристикой, а всей совокупностью, которая включает не лишь звуковые структураляющие (например, шумовые, частотные и высотные параметры), но также визуальный образ и двигательные ощущения, которые возникают вследствие произношение звука. По мнению Н. Жинкина, сами факторы кодирования, которые происходят при прохождении сигнала от провинции нервной организации к центру, также относятся к звуковым знакам.
Установлено, что уже на ранних стадиях речевого формирования ребенок улавливает одни дифференциальные характеристики фонем. Трехлетний малыш, который еще не сказал верно звуки родного языка, способен определить, верно ли они звучат в речи прочих людей. Это явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие - это способность распознавать фонемы и определять звуковой состав слова. Эффективное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в базе безошибочного овладения письмом и чтением в ходе обучения.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.) Подтверждают, что элементарное знание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общее речевое развитие. ребенка - усвоение грамматического строя, лексики, артикуляции и дикции.
Развитие речи, в том числе умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т. Д. - одна из основных проблем, с которыми сталкивается дошкольное учреждение. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного овладения грамотой и чтением: письменная речь формируется на основе устной речи, а дети, страдающие слаборазвитым фонематическим слухом, являются дисграфическими и потенциальными дислексиками. (дети с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетического и фонематического недоразвития достигается за счет целенаправленной работы логопеда по исправлению звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.
Объект исследования – дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – определение фонетико0фонематических особенностей недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста.
2. Дать понятие о ФФНР.
3. Выявить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ФФНР.
4. Провести экспериментальное изучение особенностей речевого развития дошкольников с ФФНР.
Практическая и теоретическая значимость нашей работы заключаются в уточнении и углублении данных об особенностях фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.
В данной работе были применены следующие методы:
- изучение и анализ литературных источников;
- метод наблюдения;
- метод индивидуального лабораторного исследования;
- изучение медицинской и психической документации, беседы с детьми, их родителями.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав (1 глава - теоретический анализ; 2 глава – экспериментальное обследование детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи), заключения, библиографии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОСОРДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР
1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
Просодика (просодия) - есть комплекс ритмических и интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие особенности речи, как тембр, высота и громкость, мелодия, темп, пауза, модуляция голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полет голоса, дикция. Просодические элементы определяют экспрессию, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в ходе общения, несут определенную смысловую нагрузку и т.д.
Интонация - в понятие интонации входят быстрота речи (степень быстроты произношения элементов речи), паузы (перерывы в произношении элементов речи), тембр речи (цвет человеческого голоса), тональность. речи (степень речи) по высоте), мелодия (чередование высоких и низких частот, логический акцент, акцент слова и т. д.).
Мелодика - сохраняет рост и падение тона. Данная здоровая организация речи обязана органично соотноситься с оглавлением, значением речи. Малейшее злоупотребление мелодией мешает восприятию информации. Мелодия случается трех типов: повествовательная - дерзкое понижение голоса на последнем ударном слоге; дознаватель - увеличение голоса до слова, который служит смысловым центром вопроса; восклицательный знак - указывает на эмоциональный импульс, который сопровождает разговор говорящего.
Темп речи - это очень важная которая составляет интонации. Время - быстрота произношения элементов речи. Быстрота речи может быть разной. Это находится в зависимости от содержания высказывания, эмоционального состояния говорящего. Аномально мгновенная разговор (тахилалия) требует повышенного внимания, что стимулирует утомляемость. Патологически задержанная разговор (брадиллалия), наоборот, ослабляет внимание, что также ведет к переутомлению. Быстрота речи находится в зависимости от возраста говорящего. Быстрота речи определяется содержанием текста.
Тембр - индивидуальная составляющая интонации - тембр и цвет голоса. У любого человека свой тембр. Тембр голоса может меняться, что находится в зависимости от эмоционального состояния человека, времени суток. Тембр голоса может быть разнообразным, его восприятие всегда субъективно.
Пауза - значимое место в интонации занимают паузы - это «нетональный» интонационный прием. Перерывы необходимы, так как они прерывают языковой поток и таким образом облегчают осознание языка. Интонационно-логические паузы отделяют одну фразу от другой и помогают прояснить их смысл. Если не осуществить логической паузы, получится всеобщий текст, в котором трудно разглядеть, какие слова в предложении имеют узкое значение и едины по своей интонации. Выделяют смысловую паузу (логическую), которая целиком определяется синтаксисом, и ритмическую паузу, не зависящая от синтаксиса и определяется ритмическим импульсом. Первый присутствует во всевозможных выступлениях, второй - лишь в стихах. Продолжительность пауз и способ их распределения в речевом потоке по многим аспектам определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Сила голоса - сила голоса находится в зависимости от того, как звуки голоса направляются в резонаторы и в каком состоянии они находятся. Объем обеспечивается хорошей работой респиратора, предприимчивой артикуляцией и отсутствием лишнего напряжения мышц. Когда сила голоса нарушается, он становится сухим, слабым или чересчур громким.
Сила голоса - это актуальная величина, это подлинная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звука находится в зависимости от амплитуды (интервала) колебаний голосовых связок, степени их напряжения и активности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002. – 124 с.
2. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения зву¬ков: Методы и дидактические материалы. — СПб., 1995. – 98 с.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, СПб: Союз, 2004. – 156 с.
4. Лапшин ВА., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 1991. – 244 с.
5. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002. – 686с.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2006. – 144 с.
7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Профю Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000. – 212 с.
9. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
10. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 576 с.
11. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. – 368 с.
12. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. – М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
13. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. Т. I/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 2002. - 412с.
14. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 212 с.
15. Туманова Т.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 240 с.
16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
17. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 2004.- 223 с.