Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире эффективность функционирования хозяйствующих субъектов зависит от исследования области совершенствования управления предприятиями в условиях инновационной среды. Именно поэтому данный вопрос очень важен.
Несмотря на то, что данному аспекту управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов посвящено много работ, остаются неизученными вопросы теоретического и методического характера по организации управления предприятием в условиях инновационных преобразований, но принятию управленческих решений с учетом инновационной стратегии, но оценке инновационных показателей и так далее.
Поэтому остро встает проблема изучения и разработки методологических рекомендаций для совершенствования системы инновационной политики предприятия.
Теоретические и методологические вопросы управления предприятием в условиях инновационных преобразований были заложены в работах классиков экономической теории: И. Ансоффа, К. Боумена, П. Дойля, П. Друкера, М. Портера, Б. Лундвалла, Р. Нельсона, Б. Санто, Б. Твисса, Й. Шумпетера.
Различные аспекты совершенствования управления предприятием в условиях инновационной среды рассматривались в трудах отечественных авторов, среди которых следует отметить работы О.С. В и ханского, Л.И. Абалкина, И .Т. Балобанова. Б.Н. Кузыка, С.В. Валдайцсва, В.М Аньшина, С.Д. Ильенковой, П.П. Завлина, Р.А. Фатхутдинова, В.Г. Медынского, А.Е Варшавского, В. Ковалева, А. Румянцева, А. Поршнева, Р. Федосовой.
Предмет исследования –инновационная деятельность предприятия.
Объектом исследования в данной работе выступает АО «БПО «Прогресс», один из крупнейших отечественных производителей микроэлектроники.
Цель данной работы – изучить внешние и внутренние предпосылки инновационной деятельности промышленного предприятия.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие стратегического менеджмента инновационной организации;
2. провести анализ управления инновациями в РФ;
3. изучить направления стратегического менеджмента инновационной организации
При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.
Методологическую основу исследования составили: научные положения по организации инновационной деятельности, системный подход, синтез и анализ, группировка и обобщение теоретического и практического материала, методы экономического анализа, а также общенаучные методы (диалектический, абстрактно-логический, статистический, функциональный и структурно-уровневый).
Практическая значимость проведенною исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методологической базы при планировании и реализации стратегии инновационного развития предприятий в целях повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Экономические аспекты содержания инновационной деятельности
В современной рыночной экономике успешная деятельность хозяйственных систем невозможна без инноваций. Постоянное развитие рынка выдвигают требования количественных и качественных преобразований. Такие преобразования можно осуществлять, применяя новейшую передовую технику, технологию, постоянно развивая научно-исследовательскую базу с целью обеспечения высокого качества инноваций, для чего требуются не только значительные инвестиции, но и грамотное планирование, рациональное использование ресурсов, высокая точность управленческих решений. Инновационные преобразования затрагивают различные области деятельности хозяйственной системы.
Внедряя технологические инновации, предприятие повышает эффективность своей деятельности путем разработки и освоения новых технологических процессов. Помимо технологии предприятие может внедрять инновационные преобразования в производимую продукцию, разрабатывая и воплощая на практике новую продукцию, либо совершенствую ранее выпускаемую, придавая ей качественно новые характеристики, признаки, функции, упаковку, области применения, какие-либо дополнительные услуги и возможности, наряду с изменением состава используемых материалов.
Изучение управления предприятиями в условиях инновационных преобразований невозможно без раскрытия следующих фундаментальных экономических понятий – «инновация», «инновационная деятельность», «инновационное развитие предприятия».
Значение слова «innovation» в дословном переводе на русский язык трактуется как новшество, новинка, нововведение, новаторство.
Под термином «новшество» в большинстве случаев подразумевается компонент новизны (новый способ, новый порядок), присутствующий в каком-либо предмете, явлении, событии [1, с. 166].
Габрусев С. В. определяют данный термин, как результат первого этапа практического воплощения новой идеи, а именно «документально оформленную разработку, основанную на результатах ранее проведенных исследований» [2, с. 84].
По нашему мнению, термин «новшество» своим ключевым смыслом несет отличие каких-либо качеств, свойств объекта (предмета, явления, процесса) в настоящее время в сравнении с качествами, свойствами, ранее присущими ему. Таким образом, новшество – это не только появление нового объекта, но и какие-либо новые качества, свойства уже существующего объекта (предмета, явления, процесса).
Нововведение также в различных источниках трактуется по-разному. Так, в экономическом словаре под нововведением понимается «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое»
На основании вышеприведенных определений можно сделать вывод, что под значением «нововведение» подразумевают целенаправленную деятельность по продвижению новшества по этапам развития объекта: от идеи до реализации.
Иначе говоря, нововведение – это совокупность различных процессов, которые обеспечивают движение новшества от стадии идеи до получения конечных результатов практической реализации этой идеи.
Термин «инновация» в экономическую науку ввел австрийский ученый И. Шумпетер, изначально вкладывая в данное понятие широкий смысл: «средство предпринимательства для увеличения прибыли».
В современном экономическом словаре термин «инновация» трактуется как «нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижения науки и передового опыта, а также использование новшеств в самых разных областях и сферах деятельности».
Таким образом, можно отметить, что «инновация» – это достаточно сложное и многогранное понятие. Теории инноваций посвящено большое количество исследований, но при этом ученые не пришли к одному общепринятому определению данного термина.
1.2 Внешние и внутренние факторы инновационной деятельности
Инновационная активность предприятий зависит от многих экономических факторов, которые условно можно разделить на две категории: внешние и внутренние.
Внешние факторы - это, по сути, неконтролируемые силы со стороны организации, влияющие на ее внутренние процессы. Инновационная активность зависит от спроса и предложения, которые определяют взаимосвязь между производством и потреблением; возможность получения дополнительной прибыли, что является стимулом для развития инноваций; характер конкурса; государственная инновационная политика; цикличность развития, определяющая взаимосвязь деловой активности с определенной фазой цикла.
Первую группу образуют факторы, характеризующие «внутренние ресурсы» организации, на которые влияют внешние условия, в том числе государственная социально-экономическая политика (инновационная политика, политика в области науки и образования).
Ко второй группе относятся факторы, образующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды.
В целом по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки Россия на порядок отстает от развитых стран.
1.3 Этапы развития инновационной политики в России. Инновационная стратегия РФ
На сегодняшний день основой инновационного развития в России является Стратегия инновационного развития РФ, в данной стратегии определены цели и задачи инновационного развития страны.
Исходя из международных рейтингов, инновационное развитие РФ отстает от среднего мирового уровня, так в 2019 году инновационный индекс РФ составил всего 0,345, наибольший индеек инновационного развития у Швейцарии – 8, а также стран ЕС – 0,504, таким образом, разрыв в технологиях сегодня составляет 10-15 лет.
Инновационное развитие в РФ имеет определенную специфику, так сегодня наибольшая доля инноваций и разработок сфокусирована в отраслях сырьевого сектора. Данные отрасли являются основой экономического развития, поэтому государство регулирует данные отрасли экономики с помощью дополнительного финансирования инновационных технологий.
Рис. 1.1 – Россия и страны Европы по инновационному индексу в 2019 году
Несмотря на это, инновационная активность в промышленном секторе экономики остается невысокой, так в 2019 году удельный вес промышленных организаций, осуществляющих инновационную деятельность составил – 9,6%, в сфере услуг – 6,3%, в сельском хозяйстве – 3,3 %, при этом наибольшие значения были зафиксированы в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях – 31,8 и 19,9% соответственно.
В целом по России удельный вес организаций, осуществляющих инновационные разработки в РФ составил 8,5%, что ниже 2018 года на 0.1 п.п. Данный показатель существенно ниже уровня 2015-2017 гг., когда удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации в инновационную деятельность составлял 8,9-8,3% (рис. 1.2).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Романченко, С.В. Новшества. нововведения. инновации: определения и сущность / С.В. Романченко // Молодой ученый, 2020. – №4 – С. 166-168.
2 Габрусев, С. В. Инновации: сущность, классификация, роль в воспроизводственном процессе / С. В. Габрусев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2016. - №9. – С. 84-88.
3 Мирсияпова, А. Р. Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне // Молодой ученый. – 2019. – №6. – С. 271-275.
4 Удальцова, Н.Л. Подходы к инновациям и инновационной деятельности как фактору конкурентоспособности // Экономические науки. – 2017. – №5. – С. 25-28.
5 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
6 Методы оценки стоимости инновационно активных компаний / Л.М. Федотова, Л.М. Камалов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.appraiser.ru/UserFiles/File/kongress/section3/Fedotova.pdf. – Дата доступа: 30.03.2021.
7 К вопросу о термине «инновация» / Г. Г. Азгальдов, Л. В. Костин // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.labrate.ru/articles/azgaldov-kostin_doklad_2020-2_about-innovation.htm. – Дата доступа: 30.03.2021
8 Лужанский, Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями / Б.Е. Лужанский // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2020. – № 6 (93). – С. 45-56.
9 Рохман, В. Н. Генезис теории инноваций в мировой экономике / Материалы XIII Международной конференции БГУ. – 2016. – С. 241-242.
10 Краснова, Н.А. Инновации в экономических теориях разных школ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2020. – № 12 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/3476. – Дата доступа: 30.03.2021.
11 Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Сов. публ. ОЭСР и Евростата / пер. с англ. 3-е изд. – М.: «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), 2019. – 107 с
12 Романченко, С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность / С.В. Романченко // Молодой ученый, 2021. – №4 – С. 166-168.
13 Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям / Р. А. Фатхутдинов. – 6-е изд. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2019. – 448 с.
14 Степанова, И.П. Инновационный менеджмент: курс лекций для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» – Саратов: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – 2016. – 124 с.
15 Калачихин, П. А. Методика оценки инновационного потенциала результатов интеллектуальной деятельности в оборонно-промышленном комплексе // Статистика и экономика. – 2016. – №5. – С. 165-169.
16 К вопросу о термине «инновация» / Аудиторские и оценочные услуги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/190720.html. – Дата доступа: 30.03.2021.
17 Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2019. – 1472 с.
18 Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В. М. Кожухар. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 292 с.
19 Сайфуллина, С. Ф. Стратегии инновационного развития и инновационная политика предприятия / С. Ф. Сайфуллина // Экономические науки. – 2020. – № 67. – С. 104-108
20 Маринец, И. Н. Инновационная политика предприятия: сущность, содержание, проблемы формирования / И. Н. Маринец // Вестник Северо -Кавказского государственного технического университета. – 2021. – № 1. – С. 161-166.
21 Борисова, Ю. М. Управление инновационной деятельностью: Учебник для бакалавров / Ю. М. Борисова. Ю. М. Стречень. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 208 с.
22 Шустов, А. А. Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции // Молодой ученый. – 2018. – №9. – С. 275-282.
23 Алпеева, Т. А. Перспективы инновационного развития предприятий // Молодой ученый. – 2021. – №1. – С. 289-292.
24 Суходолов, В. В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В. В. Суходолов. – М.: Юрайт, 2019. – 303 с.
25 Зарецкий, А. Д. Промышленные технологии и инновации : учебник / А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2017. – 480 с.
26 Варшавский, А. Е. Проблемные инновации: риски для человечества. Экономические, социальные и этические аспекты / А. Е. Варшавский; Российская Академия наук, Центральный экономико-математический институт. – М.: ЛЕНАНД, 2019. – 328 с.
27 Захарова, И. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / И. А. Захарова. – М.: Омега-Л, 2019. – 416 с.
28 Мильнер, Б. З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография / Б. З. Мильнер, Т. М. Орлова. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 288 с.
29 Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: учеб. для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2018. – 220 c.
30 Управление рисками в инновационной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.В. Грачева, С. Ю. Лялина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 351 с.
31 Габрусев, С.В. Управление рисками в инновационной деятельности: учеб. пособие / С.В. Габрусев. – Мн: Логвинов, 2018. – 411 с.
32 Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: учеб. пособие / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2017. – 420 c.
33 Соколова, О.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О.Н. Соколова. – М.: КноРус, 2019. – 208 c.
34 Плошкин, В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях: учеб. пособие / В.В. Плошкин. – Ст. Оскол: ТНТ, 2018. – 448 c.
35 Яцкова В.С. Управление инновациями: учеб. пособие / В.С. Яцкова. – М.: Юрайт, 2020. – 294 c.