Фрагмент для ознакомления
2
Введение.
За последние 20 лет супер и гипрмаркеты так плотно вошли в жизнь современного Россиянина, что на данном этапе невозможно представить себе населенный пункт с нормальным транспортным сообщением и без сетевого магазина. Как правило супер и гипермаркеты – это магазины огромных розничных сетей со своими логистическими центрами, собственными марками и брендами и огромными потоками покупатейлей.
Именно по данной причине организация контроля и надзора за качеством продукции в таких местах является очень актуальной задачей. Руководство некоторых розничных сетей берет на себя дополнительную социальную ответственность, но вопрос насколько данные предприятия справляются с ответственностью перед потребителем остается открытым.
Целью курсовой работы является анализ крупных сетей супер и гипермаркетов на выявление продукции животного происхождения (и изготовленной из нее) низкого качества, как показатель организации ветеринарного надзора в данных торговых пространствах.
В связи с поставленной целью, были сформулированы и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучение нормативных документов по организации ветеринарного надзора в РФ и в частности в сфере розничной торговли;
2. Выбор кретериев и способа оценки контроля качества продукции в супер и гипермаркетах;
3. Анализ случаев нарушения в крупных продовольственных сетях;
4. Формирование заключения об качестве контроля и надзора в супер и гипермаркетах.
1. Организация ветеринарного надзора
1.1 Ветеринарный надзор его цели и методы.
Под ветеринарным надзором понимают систему постоянного контроля, проводимого ветеринарными специа¬листами в различных отраслях производства, торговли, транс¬порта.
Цели ветеринарного надзора:
- предотвращение и пресечение нарушений ветеринарных правил;
-предупреждение последствий, связанных с нарушением ве¬теринарных правил;
-обеспечение производства безопасных в ветеринарном от¬ношении продуктов животного происхождения;
-предотвращение возникновения и распространения заболе¬ваний животных;
-охрана здоровья людей от болезней, общих для человека и животных;
-охрана территории страны от заноса заразных болезней из иностранных государств.
Организация ветеринарного надзора регламентирована За¬коном Российской Федерации «О ветеринарии», в котором из¬ложены основные положения государственного ветеринарного надзора. Государственный ветеринарный надзор осуществля¬ется в соответствии со специальным положением, утвержден¬ным постановлением Правительства Российской Федерации. Государственный ветеринарный надзор включает:
-проведение мероприятий по контролю за соблюдением юри-дическими и физическими лицами, в том числе индивидуаль¬ными предпринимателями, Федерального законодательства.
Заключение.
Рассматривая данные полученные в ходе анализа можно уверенно сказать, что качество организации ветеринарного контроля в супер и гипермаркетах является неудовлетворительным. В данной работе рассматривались только собственные марки, потому что именно они гарантированно продаются в соответствующих сетях, но не стоит забывать о том, что есть и другие производители, поэтому выводы в данной работе носят демонстрационный и сравнительный характер и не претендуют на статистическую точность. Однако можно сказать, что уже по выявленным нарушениям можно судить о том, что розничные сети частично снимают с себя ответственность за качество продаваемой продукции. Следует также отметить тот факт, что в черном списке присутствовали товары данных магазинов под собственными марками, но не животного происхождения. Также следует обратить внимание на факт того, что не все супермаркеты, товары чьих марок попали в ЧС были рассмотрены в данной работе. К таким супермаркетам относятся сети Мяснов, Зельгросс, Мираторг, Азбука вкуса и другие. Количество нарушений в сетях разное, однако характер и степень нарушений очень похожи.
Если попытаться провести сравнительный анализ между магазинами, проверенными в ходе данной работы, то сравнить их можно по двум показателям: общее количество нарушений (рис. 3) и количество нарушений со степенью «максимальная» и «высокая» (рис.4).
Рисунок 3. Общее количество нарушений.
Рисунок 4. Количество нарушений со степенью «максимальная» и «высокая».
Если рассматривать с качественной точки зрения нарушения в супер и гипермаркетах, то они примерно носят похожий характер, а именно микробиологический контроль страдает во всех обозреваемых сетях. Наличие или превышение дрожжей, плесневых грибов, мезофильных и колиморфных микроорганизмов, нахождение кишечной палочки, сальмонелл и листерий. К нарушениям можно отнести несоответствие состава заявленным на этикетке, а также несоответствие органолептических свойств. Наличие в составе веществ, не заявленных на этикетке может стать серьезной опасностью для потребителей, которым некоторые продукты и вещества противопоказаны по медицинским показаниям. Также производители должны понимать, что с этической стороны данный вопрос тоже является весьма щепетильным, например наличие ДНК свиньи в говяжьем фарше может быть не допустимым для людей, чьи религиозные убеждения не позволяют употреблять в пищу свинину.
К особо вопиющим нарушением нужно отнести подмену одного продута другим, как например семга, которая не является атлантическим лососем, пропитка волокон мяса или курицы, производимая с прямым намерением обмана потребителя, увеличения массы и временным улучшением органолептических свойств.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод том, что ветеринарный и санитарный контроль в сетях супер и гипермаркетов находится на неудовлетворительном уровне. Компании - ритейлеры снимают с себя ответственность за качество продаваемых ими продуктов и в настоящее время система независимой проверки качества требует серьезных доработок.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии»;2.
2. Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
3. Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880;
4. Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.12.2013 № 68;
5. Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67;6.
6. Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» ТР ЕАЭС 040/2016;
7. Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»;
8. Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;
9. Инструкцией по ветеринарному клеймению мяса, утвержденной Минсельхозпродом Российской Федерации 28.04.1994 (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.1994 № 575).
Интернет-источники
10. https://roscontrol.com/products/
11. https://www.mos.ru/moskomvet/documents/
12. https://ovkusvill.ru/
13. https://www.auchan.ru/
14. https://www.okeydostavka.ru/msk