Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
Глава 1. История бытового жанра в России 4
1.1.Понятие бытового жанра. Ранняя история («бытейские письма») 4
1.2.Академия Художеств: бытовые сюжеты против мифологических и исторических 6
Выводы Главы 1 8
Глава 2. Начало укрепления бытового жанра в русском академизме 10
2.1. Предпосылки: Фирсов, Якимов, Танков и Ерменёв как феномен русского академизма 10
2.2. Зарождение интереса к бытовому жанру у художников Академии (разбор особенностей жанра на примерах работ Венецианова, Брюллова, Федотова, Тропинина и др.) 13
Выводы Главы 2 16
Глава 3. Переломный момент в развитии бытового жанра в России 17
3.1. Бунт 14: передвижники и их влияние на развитие бытового жанра (Прянишников, Неврев, Маковский) 17
3.2. Укрепление позиций бытового жанра и его влияние на русский академизм 19
Выводы Главы 3 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Библиографический список 23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена многообразием процессов в художественной культуре и необходимостью их всестороннего изучения. Бытовой жанр появился как запрос на появление способа для отражения жизни значительной части населения России – крестьянства.
В течение веков в России крестьянство не было представлено в живописи. В то время как в Западной Европе бытовой жанр активно развивался и социальные сюжеты получили трибуну, в России он продолжал оставаться в списке малозначимых жанров. И только совокупность факторов – инициатива отдельных художников, изменение социальной ситуации, бунт 14-и – повлияли на зарождение и оформление бытового жанра.
В работе использовались методы анализа информации из источников и синтеза, обобщения, интерпретации.
Субъектом исследования выступает художественная культура XVIII-XIXвека.
Предметом исследования – бытовая живопись XVIII-XIX века.
Цель исследования – изучить жанр бытовой живописи в искусстве России XVIII-XIX века.
В соответствие с целью сформулированы задачи:
1) Рассмотреть понятие бытового жанра и его раннюю историю («бытейские письма»);
2) Изучить вопрос соотношения бытовых сюжетов против мифологических и исторических в обучении в Академии Художеств;
3) Проанализировать творчество Фирсова, Якимова, Танкова и Ерменёва в качестве феномена русского академизма;
4) Разобрать зарождение интереса к бытовому жанру у художников Академии;
5) Описать Бунт 14: изучить влияние передвижников на развитие бытового жанра (Прянишников, Неврев, Маковский)
6) Проанализировать укрепление позиций бытового жанра и его влияние на русский академизм.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части из трех глав (по 2 параграфа каждая), заключения и списка литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. История бытового жанра в России
1.1. Понятие бытового жанра. Ранняя история («бытейские письма»)
Бытовым жанром в живописи принято называть обращение к реальной действительности и стремление отразить в произведениях ее многообразные проявления. [1, 76] Главными персонажами картин бытового жанра являются «простые» люди. К бытовым сюжетам обращались художники с древних времен, однако, до нас дошло не много изображений – в основном они носили декоративно-прикладной характер.
Для того, чтобы понять специфику развития бытового жанра в русском искусстве, стоит обратиться к сжатой истории бытового жанра в европейской живописи.
В Средневековье и в период Ренессанса бытовой жанр был распространен и представлен такими мастерами, как Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк и другие.
В искусстве Фландрии и Голландии XVIIв. «бытейское письмо» достигло рассвета и пользовалось большой популярностью среди художников. «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения» – говорил Рембрандт. [9] Стоит отметить, что XVII век – это время большой социальной напряженности в Голландии, которая к тому времени превратилась в мировой центр капитализма с характерным расслоением доходов между богатыми людьми и массами бедных. Крестьяне не просто беднели, а лишившись доходов, вынуждены были покидать деревни и уходить в города, где они пытались найти наемную работу и, зачастую, лишались последнего, опускаясь на самое дно. В живописи к существовавшим ранее сюжетам праведной крестьянской жизни добавились сцены праздности.
Яркими представителями бытового жанра в европейской живописи этого периода были Рубенс, Веласкес, Снейдерс и другие.
Начиная с эпохи Просвещения произведения в бытовом жанре приобретают нравоучительный характер в произведении таких художников, как У.Хогарт, Ж.Б.Грез). Французские художники-реалисты пишут картины жизни благочестивых людей (Милле, Курбе). Дальнейшее развитие бытового жанра разнообразно и связано с господствующими в обществе актуальными идеями.
Что касается России, «бытейское письмо» также существовало, но значительного развития не получало по двум основным причинам. Во-первых, искусство носило преимущественно религиозный характер. И во-вторых, «бытейское письмо» использовалось преимущественно для декорирования интерьеров царских палат и высоких сановников и не было доступно обычным людям, поэтому «заказчиков» было немного. Ю.Шамшурин так пишет об этом явлении в книге «Романов-Борисоглебск. Углич» 1912 года: «Искусство XVII и предыдущихъ вековъ служило преимущественно церкви. Светское, бытовое искусство въ небогатой Руси никогда не отличалось особенной пышностью. <…> Живопись, какъ станковая, такъ и стенная, почти исчерпывалась иконописью, украшавшей древне-русскiе храмы; «бытейское письмо», декорировавшее палаты царя и знатныхъ бояръ, сохранилось также слабо, какъ и гражданскiя постройки». [14].
Стоит обратить внимание на то, что в России изначально «бытейское письмо» в противопоставлялось религиозному, как дольнее (человеческое) – горнему (божественному). Ю.Шамшурин так пишет об этом: «Композицiя, не ограничиваясь эпическими святыми, захватываетъ область „бытейскаго письма”, т. е. светской живописи, служившей украшенiю палатъ и царскихъ дворцовъ. Наступаетъ господство внешней манерности, изъ иконописи уходитъ ея мистическая одухотворенность, лики становятся шаблоннее и безразличнее и на первый планъ выступаютъ повествовательный и декоративный задачи.»