Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы связана с тем, что современные тенденции в области государственного управления определяют необходимость формирования теоретико - методологической базы управления таможенным делом, основанной на теоретической модели управления. Для того необходимо определить институциональные условия функционирования и развития таможенных органов, сформулировать основные положения таможенного менеджмента в рамках теоретической модели и определить актуальные направления ее реализации.
Развитие таможенной службы России на основе теоретической модели позволяет формировать организационно-управленческие механизмы деятельности таможенных органов, ориентированные на повышение эффективности и качества представляемых таможенных услуг.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела
Представление о таможенном деле впервые появилось еще во времена Киевской Руси. Первые упоминания о нем связаны с правлением новгородского правителя Ярослава Мудрого. Здесь преимущественно были зафиксированы положения о правилах на ввоз иностранных товаров. Провоз чего-либо через так называемую «заставу» назывался словом «мыт». По этой причине люди, взимающие там подать, назывались мытниками.
Позже, с появлением на Руси монголо-татарского ига, собирающих пошлину людей стали называть «таможенниками». Собранная ими дань хранилась в «гостиных местах» или таможнях. До 17 века правила хранения дани носили хаотичный характер.
Во второй половине 17 века был подписан Указ «О взимании таможенных пошлин с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Позже данный документ был признан первым государственным таможенным уставом. Товарный сбор был заменен рублевой пошлиной [13, с. 120].
Ее размер исчислялся определенным процентом от цены на товар. К тому же величина денежной пошлины зависела от разновидности самого товара и страны его доставки. В указе были закреплены права и обязанности лиц, контролирующих передвижение товара по стране.
Изменения упомянутого указа завершилось к 18 веку. В конечном результате полностью была ликвидирована откупная система, сбор таможенных платежей, упразднены внутренние таможни.
Следующим этапом формирования специального аппарата управления таможней стали преобразования Петра Первого. В их основу были положены идеи протекционизма: деление стран на благоприятствующие и нет. От этого зависел размер госпошлины. Изначально на товары, которые не оказывали влияния на экономику страны, была установлена пошлина в размере 75%. Позже этот показатель варьировался от 4 до 10%. Это стало причиной утраты актуальности российской промышленности.
Охрана таможни поручалась войскам и казакам. При Петре Первом было введены понятия «территориальные воды», «таможенная полоса», а также им были определены правила торговли и поведения торговых судов.
Во времена правления Екатерины Второй разработанная Петром Первым система не менялась, устанавливались только новые тарифы.
Впервые отечественную продукцию стали продвигать во времена капитализма. Этим и была обусловлена открытость рынка. К тому же в это время была разработана система протекционизма, обеспечивающая поддержку российской промышленности [8, с. 106].
Ответом на эти меры стало объединение таких стран, как Германия и Бельгия, Швеция и Австро-Венгрия. Их таможенное соглашение стало причиной создания ответных мер со стороны России. Правительством было решено увеличить тариф на ввоз товара для этих стран вдвое. Эти меры испортили торговые отношения между Россией и Германией.
Но вскоре стало понятно, что подобные таможенные принципы между странами вредят всем участвующим в конфликте государствам. В конечном результате было принято решение отказаться от двойных тарифов и всего, что мешает взаимовыгодному сотрудничеству. Таким образом, до 1917 г. торговля между Россией и Германией осуществлялась в соответствии с нормами международных соглашений.
Первый российский таможенный кодекс был принят в 1924 г. Провоз товара и перемещение через границу регулировалось по его нормам до 1964 г. И только в 1988 г. таможенная служба стала рассматриваться как самостоятельное ведомство.
Кардинальные изменения произошли в 90-х годах 20 века. В это время был сформирован Государственный таможенный комитет. В 2004 г. он был переименован в Федеральную таможенную службу. К тому же в начале 20 века был утвержден Таможенный кодекс РФ и Закон «О таможенном тарифе».
В это же время были приняты два серьезных федеральных закона №164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и №165 – ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [5].
1.2 Базовые условия формирования теоретической модели таможенного дела
Методология системного анализа строится на единой концепции теоретической модели объекта управления. Следовательно, должен быть построен абстрактный образ управляемой организации, данный в терминах и понятиях теории систем. Модель должна отражать основные свойства реального объекта, его структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности [15, с. 231].
Таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана со сферой внешнеэкономической деятельности России. Именно в согласованности таких сфер раскрывается тот потенциал, который может оказать благотворное воздействие на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан. Системный анализ таких сфер связан с решением следующих, наиболее актуальных проблем:
- макроэкономического анализа современного состояния и тенденций развития мировой экономики, глобальных моделей внешнеэкономической деятельности индустриально развитых стран;
- макроэкономического анализа современного состояния национальной экономики, управления народным хозяйством, направлений таможенной политики и определения направлений развития и модернизации таможенной службы;
- всестороннего изучения динамики показателей валового внутреннего продукта, инструментов бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной и таможенно-тарифной политики в их взаимосвязи;
- определения направлений и методов повышения эффективности таможенного регулирования и контроля, деятельности таможенных органов и таможенного дела в целом;
- разработки механизмов таможенного регулирования и контроля в интересах роста отечественной экономики и повышения эффективности ее внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, именно во взаимодействии сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности наиболее полно раскрываются все системообразующие компоненты таможенного дела (политика, технология, функциональная и организационная структуры ТО), а через их проявления — и собственно таможенное дело как целое [19, с. 62].
1.3 Теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности
Решение проблем повышения эффективности модели внешнеэкономической деятельности в целом и таможенной деятельности в частности связано с проведением широкомасштабных экспериментов. Однако их постановка непосредственно на физической модели представляется рискованным и дорогостоящим делом. В то же время большинство прикладных методов и методик в значительной мере характеризуется отсутствием адекватной теоретической модели, определяющей внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности и их взаимосвязи. Следовательно, создание, разработка такой модели являются фундаментальным условием системных исследований, основанием для поиска различного рода эффективных решений
Вначале дадим определения основным понятиям и раскроем их содержание с целью формализации в дальнейшем. Внешнеэкономическая деятельность — это неотъемлемая часть хозяйственных связей и отношений государства, сложнейшая макроэкономическая сфера, охватывающая различные направления, формы, методы и средства перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов [17, с. 19].
Сфера внешнеэкономической деятельности как объект анализа — это большая, неоднородная, распределенная, многоуровневая, открытая, информативно неопределенная макросистема. Ее отличают:
- сложная структура товарных и финансовых потоков;
- комбинированный механизм регулирования и самоорганизации;
- большие объемы и большая размерность измеряемых, контролируемых и регулируемых параметров.
В рамках данной сферы порождается система финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которая в объеме информации о ней представляется информационной моделью внешнеэкономической деятельности, то есть моделью, наиболее полно и адекватно характеризующей эту сферу деятельности. В дальнейшем, если в процессе изложения не требуется конкретизация, будем использовать соответствующую аббревиатуру — СФТП.
Система финансово-товарных потоков находится под влиянием большого числа неформализуемых и постоянно изменяющихся факторов, и это значительно затрудняет создание адекватных моделей внешнеэкономической деятельности. Однако без их создания практически невозможен качественный анализ такой деятельности, снижается и эффективность управления таможенной службой.
Современная сфера внешнеэкономической деятельности имеет два основных уровня: международный (межгосударственный), где представлена единая мирохозяйственная система и вся мировая торговля, и государственный, где представлена ВЭД конкретного государства, ее финансовые потоки, потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности.
Наиболее важным инструментом контроля (в широком понимании данного термина) в сфере внешнеэкономической деятельности, несомненно, является таможенная служба. Именно она на основе таможенных технологий и инструментов определяет адекватность применения мер государственного регулирования и в зависимости от эффективности контроля воздействует на финансовые потоки, потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности в сфере внешнеэкономической деятельности.
2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РФ
2.1 Институциональный анализ таможенного дела в РФ
Анализируя годовую отчетность ФТС России, рассмотрим ключевые показатели внешней торговли страны. Внешнеторговый оборот России в 2018 г. продолжил укрепляться после происходившего в течение 2014–2016 гг. снижения. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. внешнеторговое сальдо выросло на 17,3 % до 693,1 млрд долларов.
Отметим тенденцию поквартального замедления темпов роста внешнеторгового оборота РФ: если в I квартале 2018 г. по сравнению с аналогичным кварталом 2017 г. он вырос на 21,7 %, во II квартале – на 20,7 %, то в III квартале – на 16,8 %, а в IV квартале лишь на 10,9 %. Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 18,2 % и достиг 610,2 млрд долларов, со странами СНГ вырос на 9,8 % до 82,9 млрд долларов.
Показатели российского экспорта за 2018 г. увеличились по сравнению с аналогичным показателем 2017 г. на 25,6 % до 444 млрд долларов. Показатели российского импорта – выросли на 4,6 % и составили 249,1 млрд долларов.
Отмеченная выше динамика экспорта и импорта сформировала прирост положительного сальдо торгового баланса страны, которое возросло на 68,9 % и составило 194,9 млрд долларов. Стоит отметить резкое снижение товарооборота между США и Китаем на фоне продолжающейся торговой войны и разрушения по сути фундамента международной торговли отраженного в протоколах ВТО. Растущие таможенные тарифы и частые разнонаправленные изменения в торговой политике ряда стран привели к ухудшению деловой уверенности и, как следствие, к спаду инвестиций в большинстве стран мира [28].
Ослабление платежеспособного спроса отразилось в части снижения мировых ценах на сырьевые товары, например на сырую нефть и металлы промышленного назначения. По состоянию на середину 2020 года основные мировые финансовые институты (МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, МБРР) еще не скорректировали прогнозные оценки состояния мировой экономики. В итоге снижение темпов экономического роста по странам, превысило все ожидания экспертов и органов государственной власти (Приложение 1).
Характеризуя внешнеторговую деятельности РФ за 9 месяцев 2020 года, необходимо отметить следующее. За I–III квартал 2020 г. произошло сокращение экспорта по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 22,6 %, составив 240,8 млрд долл., что вызвано снижением спроса в КНР, да и в Европе, и, как следствие, снижением стоимостных объемов вывоза сырьевых и энергетических товаров на 36,5 %, до 130,2 млрд долл.
По показателю “не нефтяной экспорт”, напротив, объем вывоза практически не изменился (+1,8 %), составив 110,6 млрд долл. (Приложение 2). Импорт за 9 месяцев 2020 г. снизился не так значительно – до 163,7 млрд долл., 93,1 % от уровня 2019 г. (Приложение 3) [28].
Снижение импорта в апреле 2020 г. (-19,4 %), можно аргументировать первыми действиями властей против распространения коронавируса, введением режима нерабочих дней и азиатской составляющей турбулентности в мировой экономике. Рассматривая динамику трех основных компонент товарооборота за последние 7 лет напрашивается вывод, что в 2020 г. исчезло направление движения в одну сторону в товаропотоках вывоза топлива и сырья с динамикой импорта и не нефтяного экспорта (Приложение 3).
Так, вывоз топлива и сырья упал практически до минимальных значений – 45 % от уровня 2013 г., а импорт сохранился на обычном для последних лет уровне в 70–76 % от значений 2013 г. Индекс реального курса рубля в 2020 г.
2.2 Характеристика текущего состояния и существенные проблемы системы таможенного администрирования
Необходимо отметить, что положительный тренд изменений последних лет, происходящих в ФТС России. Это прежде всего – сокращение времени декларирования товаров и автотранспорта, переход на подачу электронных деклараций.
Если смотреть на рейтинговые оценки успешности проводимых преобразований в ФТС России в области организации и управления государственным контролем трансграничных перемещений товаров и автотранспортных средств, России находится в дивизионе отстающих стран. В составленном [Всемирным банком индексе эффективности логистики за 2018 год] по критериям, оценивающим удобность таможенного администрирования и пограничные формальности, Россия находится на 97-м месте из 163 стран, в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2020 г. в директории «Международная торговля»] – на 99-м месте из 190 стран. [28].
Таким образом, удобность и эффективность таможенного администрирования в России значительно ниже, чем у стран с сопоставимым уровнем социально-экономического развития.
Из чего следует вывод, что отечественные участники ВЭД несут значительно большие издержки, связанные с трансграничным перемещением товаров и транспортных средств, чем их конкуренты по глобальному рынку. Из чего можно сделать вывод о назревшей срочной по времени и объективной по причинам, ее сформировавшим необходимости, корректировки траектории развития ФТС России [4]. Рейтинг построен на основе данных по состоянию на 1 мая 2019 года.
Во исполнение майских указов Президента РФ на основе распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р была принята и реализуется в настоящее время “Стратегия развития таможенных органов 2020”, которой предусмотрено дальнейшее развитие таможенной службы России, напрямую связанной с внедрением новых цифровых технологий во все сферы ее деятельности.
В документе определены ключевые направления генезиса таможенной службы:
- Прежде всего, цифровизация и автоматизация технологических процессов.
- Содействие в виде формирования предложений (и последующего законодательного закрепления) преференции в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики.
- Обеспечение открытости и прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля перед участниками ВЭД.
- Формирование улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и в целом инвестиционного климата в России.
- Создание благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и ряд других мер взаимодействия.
2.3 Корректировка траектории развития таможенной системы страны с учетом реалий НТР 4.0
Дальнейший переход, на качественно новый уровень оказания услуг участникам ВЭД, представляется возможным за счет формирования информационных систем ФТС России элементами искусственного интеллекта, чтобы научить их не только накапливать, обрабатывать и передавать информацию, но и обрабатывать большие объемы данных, решать нелинейные задачи в многомерном пространстве и в итоге принимать юридически значимые, основанные на законе, справедливые решения по выпуску или запрету к выпуску товаров, принадлежащих участникам ВЭД. [28].
Но самое главное, что это не отстраняет от работы и не умаляет функциональной озадаченности таможенного инспектора. Элементы технической революции 4.0 нашли свое применение в новой стратегии. Так анонсировано создание интеллектуальных пунктов пропуска на таможнях. В идеале, в интеллектуальном пункте пропуска все контрольные процедуры осуществляются в автоматическом режиме, что в перспективе создает условия для безостановочного (потокового) перемещения безрисковых товаров через границу, с использованием системы управления рисками.
Основой функционирования данной модели должна стать единая государственная (доступная всем заинтересованным и задействованным в обеспечении таможенного контроля государственным ведомствам) цифровая платформа. Она будет интегрирована не только с базами данных других контролирующих органов, но и с программным обеспечением технических средств контроля, комплексов потокового сканирования грузов и автотранспорта, весовых и габаритных измерений, систем поточного радиационного контроля, системы распознавания номеров транспортных средств. Это позволит осуществлять проведение всех необходимых форм таможенного контроля без физического присутствия должностных лиц инспекторского состава для снятия показателей. Для чего и планируется к запуску в автоматическом режиме “Зеленый коридор” для пропуска и контроля безрисковых товаров.
Согласно новой стратегии на интеллектуальном пункте пропуска будет производиться:
1. Автоматическое оформление прибытия транспортного средства на территорию пункта пропуска. 2. Проверка возможности автоматического выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (перспективная возможность автоматизированного выпуска). 3. Автоматическое помещение под таможенную процедуру транзита. 4. Убытие из пункта пропуска после прохождения таможенных процедур. 5. Красный коридор и контрольные (досмотровые) операции.
Для перемещения транспортного средства по красному коридору предусматривается автоматизация операций, предполагающих:
1. Автоматическое распознавание и фиксацию номера транспортного средства.
2. Автоматический весогабаритный контроль.
3. Потоковый автоматический рентгеноскопический контроль.
4. Автоматизированный выбор принятия решения о выборе порядка совершения контрольных операций.
Можно сделать вывод, что в данной стратегии последовательно реализуется политика по выстраиванию бесконтактных отношений таможенных органов с бизнесом, что, несомненно, понижает коррупционную составляющую взаимоотношений с участниками ВЭД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы:
Структура современного таможенного дела представлена несколькими основными блоками. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела. Данная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела.
В рыночных условиях таможенное дело России претерпело значительные изменения: появились новые понятия - таможенная система и институты таможенной системы.
Современная таможенная служба как институт таможенного администрирования реализует государственные функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности России. Однако современное состояние таможенного администрирования свидетельствует о необходимости его совершенствования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативно-правовая база
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – 20 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.05.2021) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». – М.: Норма, 2015. – 69 с.
4. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». – М.: Норма, 2016. – 80 с.
5. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 27.05.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
7. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
2. Литература
8. Баландина, Г.В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования / Г.В. Баландина // Экономическая политика. 2018. – Т. 13. No 3. – С. 106–131.
9. Блинов, Н.М. Таможенная политика России Х - ХХ веков: моногр. / Н.М. Блинов. - М.: Русина, 2017. - 272 c.
10. Боков, К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России в XIX - начале XX века / К.И. Боков. - М.: Проспект, 2019. - 172 c.
11. Габричидзе, Б.Н. Практика применения Таможенного Кодекса РФ / Б.Н. Габричидзе. - М.: Книжный мир, 2019. - 496 c.
12. Ершов, А. Д. Информационное обеспечение управления в таможенной системе / А.Д. Ершов, П.С. Копанева. - М.: Знание, 2020. - 232 c.
13. Киладзе, А.Б. Логистика в таможенном деле. Учебное пособие: моногр. / А.Б. Киладзе. - М.: Проспект, 2020. - 945 c.
14. Миляков, Н. В. Таможенная пошлина / Н.В. Миляков. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 256 c.
15. Новое таможенное законодательство 2004 / ред. А.М. Гирин. - М.: Проспект, Велби, 2020. - 470 c.
16. Ноздрачев, А. Ф. Административная организация таможенного дела. Учебно-практическое пособие / А.Ф. Ноздрачев. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2018. - 480 c.
17. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело». Российский и зарубежный опыт. - М.: Юстиция, 2020. - 342 c.
18. Попович, О. М. Таможенное право: моногр. / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2020. - 160 c.
19. Самолаев, Ю.Н. Организация Таможенного Дела В Российской Федерации: Учебное Пособие / Ю.Н. Самолаев., (Гриф) / Ю.Н. Самолаев. - Москва: Машиностроение, 2019. - 356 c.
20. Самолаев, Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации / Ю.Н. Самолаев. - М.: Альфа-М, 2019. - 724 c.
21. Семенова, И.В. Рассмотрение дел о нарушениях норм таможенного законодательства. Судебная практика и комментарии / И.В. Семенова, Г.В. Матвиенко, И.А. Цинделиани. - М.: Эксмо, 2018. - 304 c.
3. Электронные ресурсы
22. Договор о Евразийском экономическом союзе России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
23. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Проект) России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
24. Дулепин Ю.А., Казакова Н.В., Некоторые аспекты терминологического анализа инновационной деятельности и процессов трансфера инноваций //КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-terminologicheskogo-analiza-innovatsionnoy-deyatelnosti-i-protsessov-transfera-innovatsiy
25. Официальный сайт Российской Академии наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ras.ru/
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
27. Стратегия научно – технического прогресса в Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchnotekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/
28. Темпы роста производства сыров в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/Tempy_ rosta_proizvodstva_syrov_v_Rossii_znachitelno_snizilis.html
29. ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.