Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению стрессовых состояний в младшем школьном возрасте и их профилактике
1.1.Анализ психологических исследований по проблеме стресса
Проблема стресса в настоящее время приобретает все большую актуальность. Стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни.
Термин «стресс» стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и емкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Однако людям свойственно несколько драматизировать трудности текущего момента. Человеческое существование никогда не было лёгким. Вспомним историю: всё развитие цивилизации, начиная с древних времён и до наших дней, сопровождалось сплошным, никогда не прекращающимся, стрессом. Чего только не натерпелось многострадальное человечество за несколько тысячелетий своего существования! Голод, войны, болезни, природные катаклизмы, столкновение интересов и глубинных человеческих страстей, необходимость адаптации к новым формам общественного мироустройства и смене технологий… так было всегда!
Нидерландский историк культуры Йохан Хейзинга в книге «Осень Средневековья» (1919 г.в.) так описывал мироощущение средневекового человека: «Народ не мог воспринимать и собственную судьбу, и творившееся вокруг иначе, как нескончаемое бедствие дурного правления, вымогательств, дороговизны, лишений, чумы, войн и разбоя. Затяжные формы, которые принимала война, ощущение постоянной тревоги в городах и деревнях, то и дело подвергавшихся нашествию всякого опасного сброда, вечная угроза стать жертвой жестокого и неправедного правосудия — а, помимо всего этого, ещё и гнетущая боязнь адских мук, страх перед чертями и ведьмами — не давали угаснуть чувству всеобщей беззащитности, что вполне способно было окрасить жизнь в самые мрачные краски».
Стресс является одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека. Стресс стал типичным явлением, сопутствующим человеку в созданных им самим условиях жизни. Широта и интенсивность распространения этого явления достигла столь значительных масштабов, что речь уже заходит об опасной и выходящей из-под контроля эпидемии со значительными разрушительными последствиями как для индивида, так и для общества: существенно снижается работоспособность, профессиональная надежность работников, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации. Как следствие, еще более нарастает напряженность. Создается порочный круг: изначальная причина усиливается ее последствиями.
Коммерсант, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и работников; летчик, который знает, что минутное ослабление внимания — это возможность катастрофы, спортсмен, безумно жаждущий победы; мужчина, потерявший работу и не способный обеспечить материальные запросы семьи, - все они испытывают стресс. Жизненные проблемы, с которыми сталкивается каждый из нас, совершенно различны, но медицинские исследования показали, что на всё организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с предлагаемыми требованиями.
Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, организм рассматривает ее как угрозу и начинает работать в «состоянии повышенной готовности». Первый ответ организма на стресс — реакция тревоги: «дерись или убегай». Когда человек находится в стрессовой ситуации, сознание как бы говорит телу: «Опасность приближается. Полная готовность». И тело соответствующим образом реагирует на это предупреждение об опасности, мобилизуя все свои резервы для немедленной физической деятельности. В кризисные моменты биологические системы человека могут превратить его в суперчеловека. Изменения, которые происходят, когда человек попадает в стрессовую ситуацию: человек группируется, как будто ждет удара, напрягаются мышцы лица, груди и живота. Можно сказать, что напрягаются все мышцы, они как бы готовятся отразить возможный удар. Дыхание учащается, потому что клеткам требуется больше кислорода. Вены и артерии расширяются, что позволяет крови быстрее насыщать клетки кислородом. Вследствие сужения мелких кровеносных сосудов повышается кровяное давление. Частота и сила сокращений сердца увеличиваются, заставляя кровь бежать намного быстрее. Уровень сахара в крови быстро повышается, поскольку печень выбрасывает запасную глюкозу в кровь [18; 25].
Состояние стресса вызывает существенные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, психофизиологическая сущность которых заключается в упреждающей их активизации, необходимой для готовности к физическому напряжению.
Однако это вовсе не значит, что стресс является только злом, с которым надо бороться и которое надо избегать в нашей жизни. Стресс, как указывал Г.Селье, «является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание».
Все это — дар, который психофизиолог Ганс Селье назвал синдромом общей адаптации. Он возникает в результате более 1 400 известных физико-химических реакций, которые происходят в вашем теле в ответ на стресс в течение секунды [18; 25].
Факторы, вызывающие стресс, — стрессоры — различны, но они пускают в ход единый механизм ответа.
Возникающие при стрессе сдвиги — это проявления древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакции. Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая максимально быструю мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.
Современный прогресс избавил мир от древних страхов перед голодом, хищными животными, холодом. Однако мы познали и обратную его сторону. Теперь мы очень сильно зависим от достижений цивилизации и постоянно вынуждены нести бремя ответственности за отстаивание своих интересов.
У животных изменения, связанные со стрессом, длятся лишь до той поры, пока в них есть необходимость. Животные живут в вечном настоящем, тогда как одаренный интеллектом человеческий индивид по причине его способности представлять прошлое и воображать будущее может испытывать страх или возмущение по поводу их обоих.
Стрессовая мобилизация необходима, когда индивид сталкивается с реальной опасностью. Но когда он сегодня злится по поводу вчерашних или возможных завтрашних событий, тогда то, что должно было бы быть острой реакцией, становится реакцией затянувшейся и хронической. Так, оправданное ситуацией реальной опасности временное повышение кровяного давления превращается в болезненное состояние из-за затянувшегося негодования по поводу того, что ушло в прошлое и чего уже нет, или по поводу того, чего еще нет и, возможно, не будет вообще.
Другое различие между животными и человеческими существами — склонность человека рассматривать в качестве стрессовых такие ситуации, в которых опасность угрожает не жизни и здоровью, а чувству гордости, собственного достоинства, честолюбию, желанию нравиться или быть впереди. В сегодняшней жизни человек гораздо чаще бывает вовлечен в эмоциональные конфликты, связанные с профессиональной деятельностью, бюрократическими неурядицами, межличностными отношениями, финансовыми трудностями, непониманием. Человек может не соглашаться с начальником, но не может бороться с ним на равных. И, тем не менее, одна только мысль о нем в состоянии активизировать доставшийся в наследство от предков физиологический аппарат, провоцируя организм на смертельную битву. Понятно, что подобного рода ситуаций огромное множество, и человеку приходится постоянно подавлять или сдерживать вызываемые ими реакции стресса вместо того, чтобы высвобождаться от них в природой предусмотренном поведении — борьбе, бегстве, активной деятельности.
Цивилизованный человек погружается в постоянное состояние готовности перед лицом угрозы, которая может быть чисто субъективной и никогда не приведет его к каким-либо действиям. В результате описанные выше телесные и психические изменения превращаются из временных и ситуативных в постоянные и закрепленные.
Стресс современного человека — это не сверхъестественное явление, а скорее ответ на скопившиеся заботы и проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс проник во все сферы нашей деятельности, стал частью нашей жизни.
Состояние, которое столетия назад было важным защитным механизмом, в современном мире превратилось в основной источник заболеваний. Как в древние времена стресс был жизненно необходимым, так в наше время жизненно необходимо научиться защищаться от стресса.
Как и много тысяч лет назад, наш организм отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека, связанных с его процессом восприятия, особенно при недостаточности информации, со сложностью принятия решений, с ответственностью и опасностью деятельности человека [49]. Кроме того, резко увеличивается патогенное влияние средовых факторов на здоровье людей [17].
В настоящий период отмечаются большей частью неблагоприятные перемены в картине психического здоровья населения. Происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности.
Серьезное беспокойство в настоящее время вызывает нервно-психическое здоровье детей. Как известно, состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье. В первую очередь это касается детей из социально неблагополучных групп. Частота психических заболеваний в детском возрасте в России достигла 15 %, а в подростковом возрасте 20–25 %, что в десять раз выше показателя, полученного на основании данных официальной статистики (по обращаемости к психиатру). Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15 % [13]. Нервно-психические заболевания являются причиной 70 % инвалидности с детства.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. - М.:Экон-Информ, 2019. - 247 с
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /В.А.Бодров. - М.: ПЭР СЭ, 2016. - 528 с.
3. Борисова Т.В. Условия формирования коммуникативной культуры школьников в информационном пространстве // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2. С. 5-11.
4. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Томск: Пеленг. 1992. – 62 с.
5. Бурлакова Н.С. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Бурлаков, В.И. Олешкович. – М.: Академия, 2010 – 57 с.
6. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. [Электронный ресурс]. - Журнал «Современное образование» электрон.текст дан.- http://e-notabene.ru/pp/ article_8799.html
7. Волков Б.С. Возрастная психология: Книга 1: От рождения до поступления в школу: учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2019 – 366 с.
8. Волкова Е.Е. Типы привязанности студентов и их успешность обучения в вузе // Вестник кемеровского государственного университета. – 2017. - №2 (70). – 123-128 стр.
9. Волкова Е.Е., Ключко О.С., Глушко А.С. Внутренняя картина болезни у подростков с разными типами привязанности // личность в экстремальных ситуациях жизнедеятельности . – 2016. - №6. – 247-254 стр.
10. Горобец Т.Н., Жданов О.И. Стресс: сущность, функция, значение // Мир психологии – 2018. - № 4. – с.45-54.
11. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-ое изд. СПб.: Питер, 2014. 496 с.
12. Дерманова И.Б. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2012 – 124-126 с.
13. Картунова А.А. Анализ научных исследований по изучению уровня тревожности личности // Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия). 2014. – 66-69 с.
14. Клепач Ю.В., Рубцова Т.В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков. / Воронежский гос-ный пед. ун-т, Воронеж. 2019. Вып. 6 (28) – 63-70 с.
15. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2014. - с. 16-20.
16. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения / Автор-составитель Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 222-225 с.
17. Коротченко Н.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». — Москва: Паганель, 2011. – 124-129 с.
18. Костромина С.Н., Прокофьева В.В., Валей Ж.Л. Нейрофизиологические параметры экзаменационного стресса у школьников: новый этап в исследовании старой проблемы// Петербургский психологический журнал, 2015.- №10.
19. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика // Медицина труда и промышленная экология. 2011. № 8. С. 32-37.
20. Лаптева Е.А., Любовцев В.Б., Мамалыга Л.М. Итоговая аттестация в форме ГИА и ЕГЭ: Психофизиологические особенности состояния детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов // Журнал «Фундаментальные исследования», 2013.-№3.-с.275-279.
21. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека [Текст]: монография / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2014 – 46 с.
22. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2012. С.126-128.
23. Маракушина И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом: лонгитюдное исследование: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2012. 24 с.
24. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика. Технологии, консультирование, занятие, занятия, тренинги / авт. – сост. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. //Волгоград: Учитель,2019. – 207 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
26. Наумова Т.А., Мухачева Е.В. Наставления по обработке результатов научного эксперимента для студентов, будущих педагогов / учебно-методическое пособие /: - Ижевск, изд-во Удмуртский университет, 2014 – 39 с.
27. Овчаренко Л.Ю., психологическое сопровождение учителя-предметника в условиях освоения обучающимися новых компетенций. / Системная психология и социология: научно-практический журнал. М.: МГПУ, Москва, 2015. № 4 (16) [Электронный ресурс].
28. Паршукова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п.н. Тамбов, 2017 – 115 с.
29. Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности (На примере преодоления экстремальных ситуаций) [Текст]: дис. канд. психол. наук / Е.И. Погорелова. – Таганрог, 2012 – 4 с.
30. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого- педагогических исследованиях [Текст]// Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). / Т.А. Полшкова // Два комсомольца. – 2013 - № 2 – 107-110 с.
31. Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство Питер, 2018. – 713 с.
32. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М., 1982.
33. Середенин С.Б., Бледнов Ю.А. Фармакология. М., 1987.
34. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 2, 2013. – 42-52 с.
35. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2011. 118 с.
36. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2012. – 128 с.
37. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости [Электронный ресурс] // NB: Педагогика и просвещение. – 2013. – № 1. – С.106-125.
38. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3—268.
39. Хохлов Л.К., Шипов А.А., Горохов В.И. Психическое здоровье населения и современные экологические, социокультуральные влияния // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1 (19).
40. Черемискина И.И., Самойличенко А.К. Родительское отношение как фактор самораскрытия способностей школьниками. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. Т. 6. №4 (21) – 368-371 стр.
41. Чирков Ю.Г., Стресс без стресса. Серия: Наука – здоровью. М: Физкультура и спорт, 1988. - 176 с.
42. Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом. – Гуманитарный научный журнал №1, гор. Орск, Россия. – АНО «Пресс-Лицей», 2017. – 80-85 с.
43. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики. Журнал «Психология и право», www.psyandlaw.ru / ISSN-online: 2222-5196 / E-mail: info@psyandlaw.ru 2012, № 2.
44. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2016. - 256с.
45. Щербатых Ю.В. Стресс и счастье – на одну букву. Ростов н/Д: Феникс, 2010, с. 10—23.