Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТНАЯ СКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
1.1 Роль сказки в формировании личности ребенка
Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
С этим литературным жанром ребенок знакомится в самом начале своего жизненного пути. Именно со сказки начинается его знакомство с литературным миром, с миром взаимоотношений в человеческом сообществе и вообще с окружающим миром в целом. Именно сказки через своих героев знакомят ребенка с понятиями нравственных критериев: честности, доброты, человеколюбия, ответственности. Все эти качества, ярко представленные в образах героев, закрепляются в сознании ребенка, а затем переносятся в реальную жизнь и взаимоотношения с окружающими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Таким образом, сама структура сказки, ее захватывающие сюжеты, основанные на противопоставлении добра и зла, яркие фантастические и самобытные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Анализируя сказки и изучая их воздействие на эмоционально-психологическое состояние детей, В.П. Аникин приходит к выводу, что «сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты».
Благодаря столь позитивному воздействию на сознание ребенка сказки, несомненно, представляют собой богатейший материал для нравственного воспитания детей. Недаром на их основе составляются тексты, которые помогают детям постигать многообразие окружающего мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [3].
Великий русский педагог К.Д. Ушинский являлся несомненным поклонником сказок. Настолько высокого было его мнение об этом жанре, что он включил сказки в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [4].
В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию в школе комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [7].
Все сказанное позволяет сделать вывод, что сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, определяющих его внутренний мир.
1.2 Сходства и отличия фольклорной и предметной сказки
Огромный мир сказок представлен народными и литературными – авторскими произведениями. Среди них – волшебные, бытовые, сказки о животных. И особое место среди этого многообразия видов занимает предметная сказка.
Предметная сказка - это речевой жанр, своеобразное соединение поэзии и науки, эстетического и рационального, созданный как с воспитательной целью, так и с обучающей.
Несколько десятилетий назад появились первые сказки Ф. Д. Кривина о языке. В.В. Волина в книге «Учимся, играя» доступно и увлекательно знакомит с частями речи посредством грамматической сказки.
Одной из разновидностей предметной сказки является лингвистическая сказка, способствующая посредством сказочных законов объяснять лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила.
Таким образом, под лингвистической сказкой понимается особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка и речи. Соответственно, главными героями в таком произведении являются какие-либо лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличительные признаки этого языкового явления. Задача лингвистической сказки перевести теоретический материал с языка науки на язык сказки, доступно и увлекательно объяснить его.
Появившись гораздо позже фольклорной, лингвистическая сказка многое перенимает у нее. Во-первых, роднит лингвистическую сказку с народной композиция: присказка, зачин, основное действие, концовка. Во-вторых, лингвистической сказке тоже присущи сказочные элементы: фантастические
превращения, волшебные предметы, определенные устойчивые выражения.
Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных и новеллистических сказок.
Однако существует ряд отличительных черт, присущих только лингвистической сказке:
• Сюжет лингвистической сказки носит обучающий характер, так как он построен на теоретическом материале грамматики.
• Героями являются лингвистические понятия, буквы, слова, морфемы, знаки препинания, которые располагаются в необычном царстве русского языка – Лингвистике.
• Лингвистическая сказка требует особого внимания к фактам в целях недопущения ошибок в знании русского языка, в лингвистическом материале, в условиях написания той или иной орфограммы.
Таким образом , лингвистическая сказка, соответствуя жанру, не только обучает и развивает, но и воспитывает.
1.3. Использование лингвистической сказки на уроках русского языка
Существуют три основные коммуникативные задачи использования лингвистических сказок на уроке:
• Научить, объяснить новый материал.
• Проверить знания по теме.
• Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).
В соответствии с задачами лингвистические сказки можно разделить на следующие группы:
• - сказки-игры, предполагающие активное участие школьников в сюжетном действии сказки;
• - сказки-упражнения, позволяющие учителю формировать определенные умения и навыки школьников (сказки в данном случае выступают в качестве занимательного дидактического материала);
• - информативные сказки, посредством которых учитель вводит новые понятия, факты, знакомит с законами языка;
• - сказка как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок).
В лингвистических сказках учебный языковой материал подается в занимательной форме, что помогает учащимся его запомнить. Использование лингвистической сказки на уроке любого типа, на любом его этапе (при объяснении нового материала, в ходе его закрепления, повторения и обобщения) задействует различные виды памяти: оперативную, проявляющуюся в ходе выполнения определенной деятельности; смысловую, основанную на установлении в запоминаемом материале смысловых связей; непроизвольную, нацеленную на запоминание без специальной установки; произвольную, основанную на запоминании со специальной установкой.
Лингвистические сказки могут быть поданы на урок различными методами: посредством слова учителя, слова учителя с элементами беседы, слова учителя с последующим фронтальным опросом. Учитель может предложить готовый вариант сказки или рассказа, может изменить, отредактировать, дополнить этот вариант или сочинить свой текст. Полезным в плане развития речи является сочинение учащимися собственных лингвистических сказок.
Подача нового лингвистического материала через сказку дает прекрасную возможность пробудить в спящем детском воображении живой мир всех разделов русского языка. Оригинальная необычная сказка поможет красиво начать изучение орфографической темы, создать проблемные ситуации, послужит основой для повторения правила или тренировочного упражнения.
Л.Е. Тумина пишет, что создание на уроках элемента сказочности в содержании материала и в методах его подачи «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка»[11].
Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет и оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, в котором слово или его части, языковые явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются решениям беспощадного Правила[10].
Используя лингвистическую сказку при объяснении нового материала, учитель-словесник привлекает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении.
Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу. Лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них приставки, корни, слова, подлежащие, сказуемые превращаются в гордых королев, очаровательных принцесс, смелых рыцарей. Главное – организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.
Каждая лингвистическая сказка, несомненно, должна сопровождаться языковыми иллюстрациями. Это способствует включению в работу различных видов внимания и памяти. Зачастую эти иллюстрации носят схематический характер, что способствует развитию логического мышления учащихся. Уже в старших классах они стараются в каждом правиле найти причинно-следственные связи и «уложить» усвоенные элементы знания в схему или алгоритм. Этот прием систематизирует, организует знания о русском языке, что ведет, в свою очередь, к прочному их усвоению.