Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Объект и методика исследования
1.1. Объект исследования
Сирень – ароматное растение с нежными цветами. Данный кустарник знаком каждому в любом уголке мира. Писатели и художники черпали вдохновение в растении. О нем поётся в песнях, упоминается в художественных произведениях, на многих картинах можно увидеть сирень. Ландшафтные дизайнеры не обходятся без данного представителя флоры при украшении парков и скверов, а садоводы высаживают его на своих приусадебных участках. Родом сирень из жаркой Африки, поэтому период цветения выпадает на тёплый май – июнь, когда температура воздуха достигает +18…+20 градусов. Природный ареал произрастания – Дальний Восток, Китай, южные горы Европы.
Сирень (Syrínga) в переводе с греческого языка означает «трубка». Название связано с формой цветка, который напоминает небольшую трубку, украшенную лепестками .
Существует легенда, связанная с происхождением названия растения. В древнегреческую нимфу Сирингу был влюблён бог лесов. Убегая от влюблённого, она превратилась в куст. Огорчённый Пан из ветвей кустарника изготовил свирель.
Окультурена сирень впервые была в Китае. Она высаживалась в буддистских монастырях в качестве символа просветления. С продвижением религии на север распространялась по территории и сирень. Селекционер Виктор Лемуан из Франции вывел большое сортовое разнообразие сирени.
В Россию сирень попала в 1808 году во время осады швейцарской крепости Свеаборг. России перешёл остров, на котором росло много сирени. Так этот кустарник постепенно разошёлся по большим российским просторам. В советское время Леонид Колесников внёс большой вклад в разведение сирени. Простой ботаник занимался выведением сортов на протяжении 40 лет. Его вклад был по достоинству оценён государством: садовода назначили руководителем питомника. Более 300 сортов было выведено работниками питомника во главе с Л.Колесниковым.
Многие садоводы задаются вопросом: сирень — это дерево или кустарник? Однозначно, деревянистый кустарник (по энциклопедической квалификации). Растение, растущее в дикой природе, имеет несколько стволов разной высоты, некоторые вырастают до 8 метров. При обрезке садоводы, зачастую, придают кустарнику форму декоративного дерева.
1.2. Биолого-морфологическая характеристика сирени обыкновенной
Сирень – кустарник семейства маслиновых. Близкими её родственниками считаются форзиция, ясень, бирючина. Теплолюбивыми сородичами являются – жасмин, маслина.
Многолетнее растение имеет несколько стволов, растущих прямо или раскидисто, средняя их высота от 5 до 7 метров. Кустарник покрыт равномерно темно-зелёной листвой, которая не опадает до наступления заморозков. Листовые пластины достигают длины 12 см. В зависимости от сорта, бывают различной формы: овальные, перистые, яйцевидные, сложнорассечённые, с ровным краем и заострённым кончиком.
Цветки похожи на удлинённые воронки, которые заканчиваются четырьмя раскрытыми лепестками. Соцветия состоят из множества маленьких цветочков, которые образуют пышные грозди.
Когда сирень зацветает, на одном кустарнике может распускаться около 18 000 соцветий.
Цветовая палитра их разнообразна: цветы бывают розового, фиолетового, голубого, пурпурного, белого и других оттенков. Тонкий изысканный аромат во время цветения растения разносится далеко по окрестностям. Крылатые семена созревают в двухстворчатых коробочках.
С данным символом весны связано много примет:
- если найти на цветущей сирени цветок, имеющий 5 лепестков, и загадать желание, то оно обязательно сбудется;
- если посадить сирень возле дома, то она будет оберегать жильцов от негативной энергии;
- белая сирень, растущая у дома, привлекает в семью любовь и достаток. Если растение видно с улицы, то оно ещё и оберегает от сглаза и порчи.
Верить приметам или нет – решает каждый сам. А вот посадить у дома сирень и восхищаться её цветением и ароматом, действительно, стоит.
Сирень обыкновенная — многоствольный листопадный кустарник высотой 2—8 м. Диаметр каждого ствола может достигать 20 см .
Кора серая или серо-коричневая, кора молодых растений гладкая.
Подрод настоящие сирени, секция обыкновенные настоящие сирени. Листопадный кустарник или маленькое деревце до 6–7 м высоты. Крона округлая или яйцевидная, густая, с прямостоячими ветвями. Кора темно серая, отслаивающаяся. Побеги голые, светло зеленые, затем желтовато-серые, цилиндрические, со светлыми, почти незаметными чечевичками. Листья 5– 15 см длины и до 9 см ширины, широкояйцевидные или яйцевидные, со слабосердцевидным, срезанным или ширококлиновидным основанием, на верхушке резко суженные, остроконечные, плотные, с обеих сторон голые, сверху густо зеленые, снизу более светлые, осенью не изменяющие свой цвет и опадающие зелеными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева Н.Д. Методика обучения биологии. История становления и развития: учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. Н.Д. Андреевой. М.: Издательство Юрайт, 2017. – 134 с.
2. Арбузова E.H. Методика обучения биологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. / Е.Н. Арбузова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 274 с.
3. Бобровская Н.Е. Модель детальной структуры лиственного дерева / Н.Е. Бобровская, М.В. Бобровский // - в науч. Тр.: Результаты фундаментальных исследований по приоритетным научным направлениям лесного комплекса страны. Вып. 242. М.:МЛГП, 1991, С.38-42.
4. Ботаника с основами фитоценологии. Анатомия и морфология растений: Учебник для вузов/ Т.И. Серебрякова, Н.С. Воронин, А.Г. Еленевский и др. – М.: Академкнига, 2006. – 543 с.
5. Ващенко О. Л. Качество биологического образования: что зависит от учителя / О.Л. Ващенко // Биология в школе. - 2018. - № 1. - С. 40-42.
6. Голубев В.Н. Морфологический анализ структуры поликарпической системы побегов покрытосеменных в эволюционном ряду жизненных форм от деревьев к травам / Бюлл. МОИП, отд. Биол., 1973, т. 78, вып. 5. – С. 90-106.
7. Ионина Н. Г. Место биологического образования в современной школе / Н.Г. Ионина // Биология в школе. - 2018. - № 1. - С. 36-39.
8. Кропова Ю. Г. Актуальные проблемы молекулярной биологии / Ю.Г. Кропова // Биология в школе. - 2018. - № 1. - С. 3-14.
9. Мазуренко М.Т. Классы метамеров деревьев / М.Т. Мазуренко, А.П. Хохряков // Журн. Общей биологии, 1991, т. 52, №3. – С. 409-420.
10. Макаренко В. П. Урок «Семейство Розоцветные» / В. П. Макаренко, М. Х. Наконечная // Биология в школе. - 2018. - № 1. - С. 47-53 : табл., рис.
11. Максимова Т. В. Исследовательская работа учащихся в курсе внеурочной деятельности «Полевая и практическая биология» / Т.В. Максимова // Биология в школе. - 2018. - № 1. - С. 66-69.
12. Марина А. В. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения/А. В. Марина, Е.А. Галкина, О. Б. Макарова // Биология школе. – 2016. – №1. – С. 17-24.
13. Марина А. В. Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования / А.В. Марина // Педагогика высшей школы. – 2017. – №4.1. – С. 51-53.
14. Методика преподавания биологии как отрасль педагогической науки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/01/23/problemy-i-puti-resheniya-v-prepodavaniibiologii-pri-perekhode, свободный. /
15. Методология преподавания биологии в средней школе. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/conf/naturscience/xlv/59017/
16. Павленкова, Г.А. Декоративная оценка сортов сирени обыкновенной (Syringa vulgaris L.) генофонда дендрария ВНИИСПК / Г.А. Павленкова // Селекция и сорторазведение садовых культур. – 2016. – Т. 3. – С. 107-112.
17. Павленкова Г.А. Изучение устойчивости видов сирени по компонентам зимостойкости в условиях Орловской области / Г.А. Павленкова // Современные решения в развитии сельскохозяйственной науки и производства : Междунар. саммит молодых ученых : материалы конф. (26-30 июля 2016, Краснодар). – 2016. – С. 149-153.
18. Павленкова Г.А. Сирень (биология, агротехника, сорта) : справочник / Г.А. Павленкова, О.Ю. Емельянова. – Орел : ВНИИСПК, 2017. – 52 с.
19. Павленкова Г.А. Перспективы использования представителей рода Syringa L. в средоулучшающих фитотехнологиях г. Орла и Орловской области / Г.А. Павленкова, О.Ю. Емельянова // Биологические особенности лекарственных и ароматических растений и их роль в медицине : материалы Междунар. научно-практ. конф., посвящ. 85-летию ВИЛАР (23-25 июня 2016, Москва). – 2016. – С. 132-136.
20. Павленкова Г.А. Оценка декоративных качеств у видов сирени генофонда дендрария ВНИИСПК / Г.А. Павленкова // Селекция и сорторазведение садовых. – 2018. – Т. 5. – № 2. – С. 48-50.
21. Пивоварова Л. В. Биологическая грамотность учащихся и ее формирование в контексте новой образовательной парадигмы /Л.В.Пивоварова // «Теоретические и методологические проблемы современного образования»: материалы Международная науч.-практ. конф. 4-5 октября 2017 г., Москва / Институт стратегических исследований РАН. – М.: – С. 157-164.
22. Проблемы и пути решения в преподавании биологии при переходе на ФГОС второго поколения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/01/23/problemy-iputi-resheniya-v-prepodavanii-biologii-pri-perekhode /
23. Проблемы и перспективы биологического образования – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/biology/00527239_0.html /
24. Серебряков И.Г. Морфология вегетативных органов высших растений. М.: Советская наука, 1952. – 391 с.
25. Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/612108/