Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Профессиональное совершенствование и саморазвитие как ключевые компетенции современного педагога
1.1 Специфика современного обучения. Актуальность саморазвития субъектов и объектов педагогического взаимодействия
Профессия представляет собой один из наиболее приоритетных модусов человеческого бытия. Выбор профессии – это важный процесс. Целым рядом вопросов, которые связаны с межличностными отношениями, обусловленными профессией, занимается профессиональная этика.
На тему учебы в изменяющемся мире сказаны миллионы слов, написаны тонны литературы. Бурно изменяющаяся реальность породила целую отрасль связанных с этим исследований. Сегодня восторги от масштабных обновлений заметно утихли и даже сменились раздражением, а то и протестом. Но мир не намерен останавливаться, изменения и не думают прекращаться. При этом образование, которое бежит за реальностью изо всех сил, не только «добежать» не может, но катастрофически теряет в скорости и адекватности. Более того, оно накапливает организационную и программную токсичность, которая дополнительно усугубляется политикой сверхформализации. Одной из самых востребованных для таких случаев является теория Зигмунта Баумана о текучей («растекающейся») современности . Она неизменно демонстрирует свою объяснительную силу для реальности, находящейся в состоянии стохастических перемен, когда все важнейшие структуры общества, ранее надежные, понятные, пригодные для того, чтобы на них опираться в повседневной жизни, теряют свои «твердые» формы и «растекаются».
Наблюдения З. Баумана в полной мере относятся к образованию как важнейшей субструктуре общества, укорененной в культуре, и значит, в большой степени тоже подверженной драматическим реалиям «растекания». Сегодня эти процессы касаются практически всех непосредственных участников образовательных процессов – работников сферы образования, его потребителей и пользователей, то есть практически всех, кто учит, учится и кто заинтересован в результатах и процессах обучения.
Терминологическая метафора «растекания» носит у Баумана напряженный социоэмоциональный и даже моральный характер. Но взятая вне оценочного отношения она позволяет увидеть растекание не только как кризис «твердых форм» образования индустриальной эпохи, но и как мультипликацию образовательных паттернов, порожденных процессами адаптации института к изменяющейся реальности. Эти процессы привели сегодня к небывалым переменам в классическом облике социального института образования. Изменились его структуры, функции, организационные формы, педагогические парадигмы и методы аудиторной работы с учащимися; продолжают расширяться реальные и виртуальные образовательные среды, предоставляется возможность строить индивидуальные образовательные траектории, образование уходит в интернет, создает возможности для широкого поля неформальных образовательных практик свободного доступа, прирастает просветительскими областями, включает разнообразные, в том числе, сетевые, образовательные сообщества. Все это создает новую действительность образования, которая требует своего осмысления, описания и объяснения. В своей последней книге Бауман буквально бьет тревогу, предупреждая человечество об опасностях непрекращающегося «растекания» прочных основ общества, которое добралось уже до сугубой сущности человеческой природы, соблазняя свободой от социума и вообще каких бы то ни было отношений, оставляя в одиночестве и неврозе. Изо всех сил сохранять диалог – вот единственное лекарство, которое он прописывает миру.
Вместе с тем, нарастающее ощущение социальной атомизации и отчуждения, групповая замкнутость и архаизирующая общество неосословность порождают ответную волну сопротивления этим процессам – прежде всего культурного сопротивления. Для образования это означает новый разворот к человеческим связям, человеческим ценностям, и диалоговым формам работы с ориентацией на осознаваемый взаимный интерес.
Точка сборки – индивид. Расширяя доступ к образовательным ресурсам, система образования тем самым уведомляет, что с помощью традиционных массовых стандартизированных программ и практик обучения она необходимого рынку и обществу продукта не дает. В результате она переходит в режим частичного дерегулирования системных механизмов и переносит «точку сборки» своего результата с учебных планов и программ, созданных и контролируемых экспертами, – на индивида. Конечно, образование всегда воплощается в индивидуальном человеческом капитале, только теперь, в «растекающихся» реалиях, этот результат программируется не учебным заведением, а самим индивидом – инстанцией с собственными, частными, индивидуальными критериями и потребностями. В этой точке индивид в большой мере самостоятельно выстраивает свою профессиональную квалификацию, багаж компетентностей, самоидентификацию. На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что традиционная информационная образовательная парадигма, основанная на передаче готового знания, не учитывает и не может противостоять, тем более способствовать преодолению переживаемого глобального кризиса цивилизационного развития в эпоху современности. С позиции информационного подхода человек нам представляется как «tabula rasa», которую мы должны заполнить.
Традиционная парадигма базируется на том, что научные знания объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера. Общество же ставит перед образованием задачу подготовки специалиста, способного к творческой деятельности, готового к плюрализму позиций и мнений, стремящегося постоянно повышать уровень своего образования. Говоря об образовательной парадигме XXI века, мы должны отметить ее рефлексивный, исследовательский характер, обучающийся здесь – это субъект познавательной деятельности, а не объект для воздействия педагога.
В настоящее время важно не просто получать готовые знания, но сформировать умение добывать новые знания, научиться учиться.
Образно говоря, отправляясь в путешествие, обучающийся не должен наполнять свой рюкзак лишь готовым знанием, а прихватить с собой и мыслительные орудия, которые позволят ему ориентироваться повсеместно при решении разнообразных задач. В прошлом осталось понимание образования как необходимого подготовительного этапа в жизни человека, времени для обретения устойчивой культурной платформы, после чего, собственно, и начиналась важнейшая часть жизни личности. Общепринятое представление об образовании, «согласно которому оно являет собой последовательное действие, в ходе которого передаются от одного поколения к другому определенные культурные ценности и духовные достижения, определенные знания, умения, компетентностные навыки» , сегодня уже не столь актуально.
Субъект современного образования – это постоянно образовывающийся субъект. Современная реальность диктует другие условия бытия субъекта. Здесь нет иерархии ценностей, многое стало несущественным, например, скорости и расстояния, виртуальная реальность делает возможным движение в любую сторону событий. Современность чрезвычайно динамична, она не позволяет делать паузы и тем более остановки, практически лишает субъекта возможности созерцания, отделения себя от мира как субъекта от мира как такового. Современный педагог закономерно ставит себе вопрос, чему учить и как учить, как удержаться под натиском информационных потоков и оставаться на гребне профессиональной волны. «Очень часто нормы, а тем более ценности нигде не записаны и не закреплены. Обычно они не бывают такими жесткими, как, например, правила дорожного движения» .
Сегодня в системе образования мы наблюдаем ситуацию, когда педагог вынужден перейти от адаптивной формы активности, которая ориентирована на настоящее, к форме активности креативного характера, ориентированной на то, что может произойти в будущем. Так каким же видится современный образовательный процесс? По-видимому, нам стоит обратиться к интерактивной модели обучения. Интерактивное обучение есть активное, постоянное взаимодействие между преподавателем и учащимся в процессе обучения, с использованием таких форм, которые нацеливают обучающихся на саморазвитие. Интерактивное обучение предполагает взаимную обратную связь между учащимся и преподавателем, использование конкретных активных ситуаций, инициативу, навыков работы в команде. Реализация интерактивной модели обучения невозможна без обращения к его методологическим принципам. В связи с этим нельзя оставить без внимания и такой важный вопрос, как компетентность преподавателя. Ведь в конечном итоге все это необходимо для достижения цели образования. Обратившись к педагогическим максимам, процитирую С. И. Гессена: «Не сделать новое поколение таким же, как мы сами, но сделать самим собой – задача поколения, дающего образование… Приобщить предыдущие поколения к творческому потоку – не больше – и составляет задачу подлинного образования» .