Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Младший школьный возраст требует особого внимания исследователей. В этот период ребенок одновременно включается и в новую деятельность, и в новую социальную группу, и в новый тип отношений. В младшем школьном возрасте ребенок впервые сталкивается с социально регламентированной и обязательной учебной деятельностью [3]. Школьник не имеет возможности отказаться от нее или заменить ее другой, равноценной. В пределах субъектно-ценностного подхода в такие критические периоды развития человека предлагается предоставлять ей ценностную поддержку, под которой подразумевается система психологического воздействия, направленная на развитие и стабилизацию субъектных ценностей личности, реализацию ею потребности в признании путем развития ее способностей, социальных отношений и рефлексии [6].
Поэтому необходимым является привлечение младшего дошкольника к гражданскому воспитанию, духовно-нравственному и эмоционально-ценностному развитию. Для того, чтобы реализовать данную задачу требуется совершенно новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно носить развивающий характер, быть направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
Возникновение интереса к математике у большинства обучающихся зависит от методики её преподавания, от того насколько интересно было на уроке, насколько умело был выстроена там работа. Надо позаботиться, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлечённо, тогда будет сформирован устойчивый познавательный интерес. Это особенно важно в основной школе, когда интересы и склонности к тому или иному предмету ещё только формируются. Именно в подростковом возрасте нужно стремиться показать всю красоту и притягательную силу математики.
Сегодня открылись богатейшие возможности фольклора как источника обучения и воспитания. Русское народное творчество-это своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа. Произведения русского фольклора являются неоценимым источником развития в детях чувства прекрасного. Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С.Пушкина и Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники (Репин, Васнецов...) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок
Математика как часть общей культуры нашла своё отражение в русском народном творчестве. Отражение математизации мышления находим в часто встречающихся в былинах и сказках имена числительные, различные меры веса и длины, задачи, решаемые сказочными героями. А какое количество пословиц, поговорок, загадок связано с именами числительными и другими математическими понятиями. Сюжетная линия многих сказок выстроена так, что позволяет на их основе составлять различные дидактические игры и задачи со сказочными героями. Это повышает активность обучаемых, усиливает интерес к изучаемому материалу и занятию, создаёт благоприятный эмоциональный фон. Объём выполненной работы учащимися на занятиях, где используются элементы фольклора значительно выше, чем на обычном уроке.
Учащиеся и сами с удовольствием занимаются сочинением математических сказок. Создание их предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью, а также уверенное владение математическими понятиями. Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это новое входит в них естественно. Поэтому основной акцент при написании сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученные знания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрушенко, А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. [Текст] / А.В. Андрушенко. – М.: Владос, 2013. – 125 с.
2. Аникин, В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. [Текст] / В.П. Айкин. – М.: Дет. лит., 2010. – 288 с.
3. Бантова, М.А. Методика преподавания математике в начальных классах. [Текст] / М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014. – 335 с.
4. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет. [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Просвещение, 2004. – 24 с.
5. Быкова, К.И. Обучение математике без проблем. [Текст] / К.И. Быкова. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2014. - 224 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. [Текст] / М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
8. Гамидова, Э.М. Игры – забавы. [Текст] / Э.М. Гамидова - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
9. Горлова, H.A. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. [Текст] / H.A. Горлова. -М.: МГПУ, 2014. - 240 с.
10. Дмитриев, А.А. Обучение учащихся 1-4 классах вспомогательной школы. [Текст] / А.А. Дмитриев – М.: Просвещение, 2011. – 269 с.
11. Дубровина, И. В. Психология. [Текст] / И.В. Дубровина. – М., 2014. – 496 с.
12. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева ; под ред. О. М. Дьяченко – М.: Просвещение, 2011. – 140 с.
13. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий [Электронный ресурс]. – URL: http://dogmon.org/v-n-drujinina.html?page=23
14. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка [Текст] / Запорожец, А. В. - Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка.- М., Педагогика, 2006. – 182 с.
15. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. - Спб: Детство-пресс, 2001. - 400с.
16. Ковкин, Н.И. В помощь учителю математики. [Текст] / Н.И. Ковкин. – Черкесск, 2007. – 72 с.
17. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки [Текст] : программа. / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
18. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / Рос. акад. Образования: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещении, 2009. – 30 с.
19. Кузнецов, В.И. Решение математических проблем [Текст] / В.И. Кузнецов // Начальная школа. – 2015. – №5. – С. 21-24.
20. Кузнецов, Р.П. Готовимся к математике [Текст] / Р.П. Кузнецов. // Начальная школа. – 2015. – №7. – С. 11-13.
21. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология. [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М., 2017. – 420 с.
22. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. [Текст] / Г.Ф. Кумарина. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
23. Лимарев, П.Д. Подготовка к школе. [Текст] / П.Д. Лимарев. – М. : Академия, 2012. – 619 с.
– М. : Просвещение, 2011. – 304 с.
24. Маркова, С.А. Обучение математике в коррекционных классах. [Текст] / С.А. Маркова. – М.: Владос, 2013. – 247 с.
25. Моро, М.И. Методика обучения математике. [Текст] / М.И. Моро.
26. Немов, Р. С. Психология. Книга 1. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – 688 с.
27. Немов, Р. С. Психология. Книга 2. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – 496 с.
28. Нузанова, A.M. Математика в 1-4 классах. [Текст] / А.М. Нузанова. – М.: Просвещение, 2014. – 479 с.
29. Петрова, М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе [Текст] / М.Н. Петрова. – М.: Просвещение, 2011. – 305 с.
30. Пышкало, A.M. Геометрия в 1-4 классах (проблемы формирования геометрических представлений у младших школьников) [Текст] / А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 2012. – 260 с.
31. Радужный, А.А. Математика в подготовительный период. [Текст] / А.А. Радужный. – М.: Академия, 2008. – 213 с.
32. Тарунтаева, Т.В. Чего ждать от этой математики? [Текст] / Т.В. Тарунтаева, Т.И. Алиева // Детский сад со всех сторон. – 2006. – № 43. – С. 1.
33. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2. [Текст] / К.Д. Ушинский ; сост. С.Д. Егоров – М.: Педагогика, 1988. – 469 с.
34. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] – URL: http://apryo.ru/fgos-noo
35. Фиденко, Ю.Л. Специфика фольклора как особого типа культуры: Учебное пособие. [Текст] / Ю.Л. Фиденко – Владивосток, 2014. – 214 с.
36. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
37. Хализева, JI.M. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников. [Текст] / JI.M. Хализева // Вопросы психологии. – 1978. – № 3. – С. 141-143.
38. Чеплашкина, И.Н. Математика – это интересно [Текст] / И.Н. Чеплашкина, Л.Ю. Зуева ; под ред. И. Н. Чеплашкиной. – СПб.: Изд-во Акцидент, 2011. – 342 с.
39. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин ; под ред. В.В. Давыдова, В.II. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 284 с.