Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Общая характеристика видов музыкальной деятельности. Слушание и пение
1.1 Общая характеристика видов музыкальной деятельности. Влияние музыки на личность. Слушание музыки
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах);
- музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты);
- продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.
Музыка - это простой способ общения с детьми и побуждения развивать новые навыки.
Музыка способна отогнать чувство страха и беспокойства, когда вы сталкиваетесь с неизвестным наедине. При таком использовании, музыка способствует развитию творческого мышления.
Изучение музыки облегчает изучение других предметов и улучшает навыки, которые дети используют в других сферах.
Если ребенок, изучающий музыку, должен задействовать несколько навыков, часто одновременно, тогда музыка помогает в языковом, когнитивном и социальном развитии, этому можно помочь, связав знакомые песни с новой информацией, что также поможет запечатлеть информацию в молодом сознании.
Было показано, что учащиеся средней школы, занимающиеся музыкой, имеют более высокие средние баллы, чем учащиеся, не занимающиеся музыкой в той же школе. Это исследование также показало, что 16% студентов-музыкантов имели общий средний балл 4,0, и только 5% студентов, не занимающихся музыкой, имели общий средний балл 4,0. Исследование выпускников Нью-Йоркской школы исполнительских искусств показало, что 90% из них продолжают обучение в колледже. Участие в музыкальных программах средней школы помогает студентам развить навыки, необходимые для различных профессий. Стэнфордское исследование показало, что музыка вовлекает области мозга, которые занимаются вниманием, предсказанием и обновлением событий в нашей памяти. Таким образом, музыкальный опыт усиливает многие функции мозга, которые были нарушены.
Если говорить об истории, целебные свойства музыки применяли и в Древнем Египте и Греции, где врачи при помощи звуков излечивали больных от различных заболеваний. Врачи в Древнем Китае также лечили музыкой и прописывали своим пациентам «музыкальные рецепты» для гармонизации всего тела. В нашей стране в Эвенкии шаманы применяли барабаны и бубны для усиления своих заклинаний.
Врачи-психотерапевты полагают, что музыка может влиять прямым способом на психологическое и эмоциональное состояние личности. Некоторые болезни спровоцированы характером человека. Например, гипертония, стенокардия, язвенная болезнь желудка. Болезнь – это ответ организма на мировоззрение человека и его отношение к миру. Например, существует множество исследований, которые говорят о том, что произведения Баха и Листа помогают преодолеть застенчивость и стыд. Отрицательные эмоции находят новое воплощение при прослушивании произведений Шостаковича. Оптимизм формируется при прослушивании Моцарта и Бизе, Штрауса и Кальмана, Легара.
Еще важно отметить, что не только музыкотерапия является основой для профилактики заболеваний. Но и ритм. Ритм – это музыкальное сердце. В основе музыкотерапии лежит именно ритм. Природные стихии, сама природа подвержена определенным ритмам. И человек также им подчиняется. Части тела и органы в совокупной системе создают особые вибрации, которые тождественны ритму энергии конкретных звуков и инструментов.
Известны исследования, которые говорят о том, что при нарушении функций органа он начинает функционировать в другом ритме, трансформируется частота и мощность его вибраций. Как пример, можно привести больное сердце. Его можно вылечить, если регулярно слушать музыку и ритмы «исцеляющего» инструмента и последовательно тренировать свое сердце звучать «правильно».
Слушание музыки – это активный внутренний процесс концентрации, который требует мобилизации чувств, мысли и познания того, кто обучается . Музыкальное произведение, которое прослушивается, вызывает определенные переживания. Слушающий испытывает разные эмоции в связи с влиянием на него музыки и осмыслением ее содержания. Данный процесс представляет собой познание эмоционально-образного характера, так как реализуется он при помощи художественно-музыкальный образ . Как результат, создается отношение к данному образу, которое транслируется в дальнейшем в реальность.
Слушание музыки выступает в разных формах:
1) как часть любого занятия музыки, музыкального вечера, досуга, праздника.
2) как специальное занятие.
3) как методический обучающий прием .
Перед разучиванием песни с учениками, педагог обязательно пропевает ее, а учащиеся – прослушивают. Также преподносятся и музыкальные произведения для игр, двигательных импровизаций, рисования под музыку . Педагогом исполняется произведение, вместе с учениками интерпретируется его особенности, количество частей, обращается внимание на яркие моменты.
Слушание музыки позволяет задействовать все виды искусства.
Исследования в области слуховой когнитивной нейробиологии начали выявлять функциональную и структурную пластичность мозга, лежащую в основе этих эффектов.
Прослушивание музыки требует определенных перцептивных способностей, включая различение высоты тона, слуховую память и избирательное внимание, чтобы воспринимать временные и гармонические структуры музыки, а также ее аффективные компоненты задействуют распределенную сеть мозговых структур.
Пассивное музыкальное вмешательство в музыкальную терапию также влияет на то, как дети с ограниченными возможностями обучаются в классе. Прослушивание музыки, представляющее собой стратегию, при которой человек слушает живую или записанную музыку, считается пассивным, поскольку не задействовано ни вовлечение музыки, ни активное участие. Слушание музыки вовлекает подкорковые и корковые области головного мозга, включая миндалевидное тело, медиальное коленчатое тело в таламусе, а также левую и правую первичную слуховую кору.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Вагина Н. А., Функции музыки в развитии детей раннего возраста // Искусство и образование. — 2012. — № 3. — С. 79-90.
2) Герасимова Т. Н., Педагогические средства музыкального воспитания обучающихся военно-музыкальных учебных заведений как важный фактор формирования их профессионального мастерства // Мир образования - образование в мире. — 2017. — № 3 (67). — С. 212-218.
3) Грибкова О. В., Развитие вокально-хорового творчества в современном музыкальном воспитании // Искусство и образование. — 2020. — № 2. — С. 98-105.
4) Гринченко И.С. Игра в теории, обучении и воспитании: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.
5) Дормидонтова Л., Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора // Дошкольное воспитание. — 2010. — N 3. — С. 94-99
6) Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. — СПб.: СПбГУ, 2015
7) Зацепина М. Б., Формирование музыкального восприятия у дошкольников и младших школьников средствами игры // Педагогическое образование и наука. — 2017. — № 3. — С. 155-160
8) Калашникова Т. И., Выразительные средства музыкального произведения [Текст] // Музыка и время. — 2009. — N 8. — С. 11-14.
9) Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. — Ленинград: Музыка, 1972. — 299 с.
10) Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М., Изд. МГК, ИП РАН, 2002. - 496 стр
11) Образцова Л. Н., Методика Синити Судзуки: воспитание творчеством. — Москва. — Санкт-Петербург : АСТ : Сова, [2007]. — 72 с.
12) Петрик А. Е., Музыка как средство нравственно-эстетического воспитания детей // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 2. — С. 37-41.
13) Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь. - М.: Когито-Центр, 2013. – 440 с.
14) Самадова З. А., Развитие музыкального воспитания детей на современном этапе // Искусство и образование. — 2020. — № 2. — С. 122-130.
15) Степанов А., Музыкальное искусство как средство воспитания экологической культуры личности // Среднее профессиональное образование. — 2008. — N 2. — С. 10-12.
16) Степанов А. М., Роль искусства в формировании нравственно-эстетической составляющей экологической компетентности // Среднее профессиональное образование. — 2011. — N 12. — С. 53-55.
17) Фучито С. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. — Санкт-Петербург: Композитор, 2005. — 52 с.
18) Хилиль А. Ю., Формирование музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста средствами дидактической игры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — N 1. — С. 186-190.
19) Хэ Чжеи, Музыкальное воспитание как неотъемлемая часть формирования культуры личности // Искусство и образование. — 2020. — № 3. — С. 118-126
20) Юренева-Княжинская Н. Г. Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство: авторская методика постановки и развития диапазона певческого голоса. — М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2008. — 39 с.