Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Методические особенности формирования мотивации старших школьников к иностранному языку
Прогрессивная педагогика сегодня видит в познавательном интересе большие возможности и для обучения, и для воспитания, и для развития личности ученика в целом. Так в обучении широко используется ИКТ. В области технических средств обучения произошел существенный прогресс – в школах стали активно использоваться последние разработки в области компьютерных и информационных технологий, в частности широкое применение получили интерактивные доски, обучающие компьютерные программы и комплексы, начинает внедряться использование Интернет в обучении иностранному языку, который обладает для этого широкими потенциальными возможностями.
Знание иностранного языка, массовое владение им в эпоху глобализации, модернизации экономики и образования, становится насущной потребностью для страны [22, с. 18].
Однако, как известно, даже в самых благоприятных условиях невозможно заставить кого-либо сделать что-то, если он не хочет. Так же принято говорить и о таком способе обучения, когда немотивированный ученик противится получать новые знания по предмету.
Проблема формирования мотивации учения школьников при изучении иностранного языка в современной практике образования приобретает особую остроту. Многие учащиеся не имеют позитивных внутренних мотивов учения, не хотят учиться, не любят школу, их учебная деятельность зачастую побуждается негативными внутренними и внешними мотивами – избегания неудач, боязни наказаний, принуждения и т.п. Ситуация усугубляется еще и тем, что часть педагогов уверены, что дети должны учиться просто потому, что они пришли в школу, должны подчиняться требованиям учителя, просто потому что он – учитель, а они – ученики.
Однако ситуация взаимоотношений педагогов и учащихся претерпела значительные изменения с тех времен, когда авторитет учителя был безусловным, позиция учителя оценивалась как субъектная, а ребенку отводилась роль объекта воздействий педагога. Современный школьник любыми способами отстаивает свое право быть субъектом, он не готов беспрекословно подчиняться, а хочет знать, зачем и почему он должен учить этот учебный материал, для чего ему нужно решать эту задачу, выполнять это упражнение и т.д. Современный ученик остро нуждается в определении личного смысла учения и понимании личной значимости учения [8, с. 96].
В настоящее время, целью преподавания иностранных языков по ФГОС является овладение иноязычной культурой посредством коммуникативного иноязычного образования, основная цель которого – не заучивание определенных грамматических категорий, а развитие индивидуальности учащихся в диалоге культур, посредством коммуникации.
Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение учащимися минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное общение. Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает:
1. развитие коммуникативных умений,
2. развитие общеучебных и специальных учебных умений,
3. развитие компенсаторных умений,
4. воспитание школьников,
5. развитие учащихся.
Вместе с тем, ФГОС не отрицает необходимость изучения грамматики, фонетики, лексики, а также формирования ЗУН по иностранным языкам, рассматривая их как средство для достижения метапредметных результатов:
- во-первых, развития языковых способностей, формирования психических функций, связанных с речевой деятельностью – мышления, памяти, внимания, воображения – всего того, что необходимо для осуществления качественно новой коммуникации и формирования всесторонне развитой личности [1, c.101].
- во-вторых, личностных результатов, из которых хотелось бы выделить следующие, наиболее практически применяемые: глубокое понимание родной культуры посредством постижения менталитета других народов и удовлетворение личных познавательных интересов.
Таким образом, современное иноязычное образование включает в себя следующие аспекты:
- учебный – восприятие устной и текстовой информации, ее анализ и дальнейшее использование, умение вести диалог, построить монологическое устное высказывание;
- познавательный – умение адекватно общаться с представителями иноязычных культур на их и своей территории, и вместе с тем, осознавать себя частью российской культуры;
- воспитательный и развивающий.
Обучение иностранному языку на каждом этапе школьного обучения имеет свою специфику, учитывающую возрастные, психолого-педагогические характеристики личности учеников, а также их уровень знания в области данного языка. Естественно, цели обучения также варьируются при наличии ряда общих моментов.
В настоящее время в обучении иностранному языку в школе фундаментальных преобразований не произошло: обучение по прежнему основывается на базовых принципах наглядности, системности, доступности и достаточности изложения материала, средства обучения также подразделяются на те же базовые группы.
Однако, современный урок, должен постоянно включать в себя что-то новое. Однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста. Преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься учащимися.
В современном мире знание иностранного языка дает ученикам возможность не только общаться со сверстниками из разных стран, но и читать на иноязычных сайтах статьи об интересующих их сферах жизни – спорте, искусстве, компьютерах, экономике, политике, кинематографе, а также заказывать товары по интернету из-за рубежа, обучать своих иностранных друзей русскому языку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 478с.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладению устной иностранной речью: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / А.А. Алхазишвили. – М.: Просвещение, 2018. - 128 с.
3. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения / А.А. Андреев. - М.: Просвещение, 2018. – 212 с.
4. Ануфриева Д.Ю. Теории социального воспитания в отечественной педагогике / Д.Ю. Ануфриева //Социализация молодежи в условиях развития современного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 126 с.
5. Арзамасцева Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие / Н.И. Арзамасцева. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2018. – 28 с.
6. Белоус В.В., Копань Т.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности / В.В. Белоус, Т.В. Копань // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С.96 – 98.
7. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В.Беляев. - М.: Просвещение, 2018. – 227 с.
8. Бим И.Л. Некоторые особенности педагогического процесса. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Bim_Nemeckii_5-9kl/3.html
9. Бутенкова Е.В. Интеграция очной и дистанционной форм обучения иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.В. Бутенкова. - М., 2014. – 270 с.
10. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие / Н.В. Волженина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. – 378с.
11. Галкина В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников / В.М. Галкина // Проблемы Науки. - 2015. - №5 (35). - С.96-99.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - Москва: Просвещение, 2000. - 305 с.
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2012.- 165 с.
14. Гасанова С.П. Мотивации учения и системно-деятельностный подход в работе с младшими школьниками / С.П. Гасанова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2018. - №3 (24). - С.70-73.
15. Еремина О.В. Информационные технологии в преподавании испанского языка / О.В. Еремина // ИЯШ - № 3 – 2018 – С. 53- 55
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2010. – 327 с.
17. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка / Е.Г. Кашина. - Самара: Универс-групп, 2014. – 75 с.
18. Кащук С.М. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку в младших классах / С.М. Кащук // ИЯШ 2018 - №2. - С. 51.
19. Китайгородская Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. – 2018. - №6. – С. 3-8.
20. Колесова С.В. Формирование позитивной мотивации учения школьников посредством технологий позитивной педагогики / С.В. Колесова // Educatio. - 2015. - №3(10)-3. - С.29-32.
21. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2018. – 192с.
22. Чусовская И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам / И.В.Чусовская // Информатика и образование. - 2017. - № 9. - С.35-36.
23. Шевырдяева К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников // Вестник ПензГУ. - 2018. - №4. - С.25-29.
24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2018. – 480 с.