Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения товароведения
1.1 Появление товароведения
Товароведение - это наука, изучающая потребительские свойства товаров, определяющая их потребительские стоимости и факторы обеспе-чения их стоимости. К. Маркс считал, что "потребительские стоимости то-варов составляют предмет особой дисциплины - товароведения".
.Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, некоторые наиболее ценные и обла-дающие длительной сохраняемостью товары (меха, золото, серебро, бобы какао и др.) выполняли функции эквивалента обмениваемых товаров еще до появления металлических и бумажных денег.
Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах това-ров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя или потребительной стоимостью.
Впервые описания товароведного характера появились в агроно-мических работах древнеримских ученых Катона Старшего, Варрона, Ко-лумеллы и других. Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению ("Торговая книга") с описанием "всяких земель" това-ров, в которой подробно рассказывалось о привозных товарах из других стран, а также о товарах, которые экспортировались в то время из России (пенька, меха, воск, мед, зерно и др).
На современном же этапе данная наука характеризуется интеграци-ей различных областей знаний. С изменением социально- экономических условий некоторые проблемы товароведения вновь становятся злободнев-ными и требуют новых подходов. Эта проблема сегодня стоит и перед то-вароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов - товароведения пищевых продуктов и товароведения не-продовольственных товаров - является создание общих для обоих разде-лов теоретических основ, рассматривающих основополагающие характе-ристики всех товаров независимо от их назначения.
Товар в маркетинге рассматривается в технологическом, экономи-ческом и психологическом аспектах. В технологическом аспекте под това-ром понимается объект, обладающий разнообразными физическими, хи-мическими и прочими техническими свойствами и описываемый парамет-рами, отражающими уровень этих cвoйcтв. В экoнoмичecкoм acпeктe тoвap являeтcя мaтepиaльным или нeмaтepиaльным oбъeктoм, oблaдaющим oпpeдeлeнным пoтeнциaлoм пoлeзнocти и yдoвлeтвopяющим тeм caмым пoтpeбнocти пoтpeбитeлeй. В пcиxoлoгичecкoм acпeктe тoвap paccмaтpивaeтcя кaк кoмплeкc пpeдcтaвлeний пoтpeбитeля, cyщecтвyющий в eгo индивидyaльнoм вooбpaжeнии кaк имидж пpoдyктa. Эти тpи cтopoны paccмaтpивaютcя и пpeдcтaвляютcя нa pынoк в кoмплeкce, и в кoнeчнoм cчeтe oпpeдeляют кoнкypeнтocпocoбнocть пpoдyктa.
1.2 Объекты и субъекты товароведения
Продукция – материальный и нематериальный результат деятель-ности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциаль-ных потребностей.
Товар– материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.
Товароведение – прикладная экономическая дисциплина, изучаю-щая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обуславливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировании и хране-нии.
Принципами товароведения являются:
1. Безопасность
2. Эффективность
3. Совместимость
4. Взаимозаменяемость
5. Систематизация
Товароведение включает:
1. Общую часть – она посвящена рассмотрению теоретических ос-нов.
2. Частное товароведение – анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и др.
Объекты и субъекты товароведения
Объектом товароведной деятельности является товар.
Ассортиментная характеристика товаров– совокупность отличи-тельных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функци-ональное и/или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида товара от другого.
Качественная характеристика товаров– совокупность внутривидо-вых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Данная характеристика имеет решающее значение для потребительских предпочтений.
Количественная характеристика товаров- совокупность определен-ных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения.
Товароведы – это специалисты, обеспечивающие продвижение то-варов от изготовителей до потребителей с учетом основополагающих ха-рактеристик товаров, а также запросов потребителей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев Н.С., Кутянин Г.И., Ганцов Ш.К. Теоретические основы то-вароведения. М.: Экономика, 2019.
2. Маркетинг: учебник / колл. авт. под ред. Т.Н. Парамоновой. М.: КНОРУС, 2018. 21 с.
3. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
4. Николаева М.А. Актуальные проблемы развития и совершенствова-ния товароведения // Товароведение и торговое предпринимательство: ис-следования, инновации и образование: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (Киев, 6-7 апреля 2011 г.). Киев: КТЭУ, 2017.
5. Николаева М.А. Концепция развития и совершенствования товаро-ведения // Технологии товароведения инновационных пищевых продуктов. 2018. № 2. С. 63-69.
6. Николаева М.А. Товарная политика. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019. 278 с.
7. Сидоренко Ю.И., Голяк Ю.П., Султанович Ю.А. Применение мето-дики ускоренного старения для оценки окислительной стабильности масел и жиров // Товароведение, общественное питание и технология хранения продовольственных товаров: сб. материалов VI Межведомств. науч.-практ. конф. М.: Библиотечно-издательский комплекс МГУПП, 2017. С. 68-73.
8. Сидоренко Ю.И., Семенова Е.А., Мастихина А.Л. Концепция вос-приятия качества в современном товароведении продовольственных това-ров // Товароведение, общественное питание и технология хранения про-довольственных товаров: сб. материалов V Межведомств. науч.-практ. конф. М.: Библиотечно-издательский комплекс МГУПП, 2019. С. 158-160.
9. Фименов В.А. От защиты не уйдут // Российская газ. 2018. 4 апр.
Bibliography