Фрагмент для ознакомления
2
2. Понятие товарный знак и его защита
2.1. Товарный знак и его сущность
Товарный знак – это в установленном порядке зарегистрированное обозначение, которое присваивается товару с целью придания ему отли-чий от других продуктов и указания производителя .
Понятие товарного знака часто путают с понятием товарной марки. Отождествлять эти два термина не совсем корректно, так как сущность их различна. Товарная марка представляется собой своего рода сочетание образов, свойств, ассоциаций, благодаря которым продукт выделяется на рынке среди аналогов. Она может включать в себя марочное ими и/или марочный знак.
Пройдя процедуру государственной регистрации, торговая марка превращается в товарный знак, юридически закрепленный за компанией. Таким образом, товарным знаком является товарная марка в целом либо ее часть, обеспеченная правовой защитой и юридически зарегистрирован-ная в установленном законом порядке.
В общем смысле товарный знак может быть определен в качестве официально зарегистрированного обозначения, позволяющего компании или индивидуальному предпринимателю выделять свои товары и услуги среди рыночных аналогов. Выделяют следующие виды товарного знака:
1. Словесный;
2. Изобразительный;
3. Комбинированный.
На практике товарный знак может быть представлен в виде сочета-ния букв, символа, рисунка и пр. Так или иначе, он должен быть должным образом зарегистрирован в государственных учреждениях. Одним из от-личительных свойств товарного знака выступает исключительность прав на его использование.
С точки зрения маркетинга под товарный знак представляет собой особый символ товарной ответственности, показывающий, кому принад-лежит исключительное право располагать данным товаров, получать при-быль от его реализации и, в то же самое время, нести ответственность на поставки некачественного продукта. Являясь физически слабо ощутимым, товарный знак предоставляет его владельцу определенные материальные выгоды, формируя ему высокую рыночную репутацию.
В системе маркетинга товарный знак выполняет множество важней-ших функций. В частности, он указывает на высокое качество реализуемо-го продукта, вызывает доверие со стороны покупателей за счет хорошей репутации владельца знака, который осуществляет контроль за качество товара и пр.
В целом функции товарного знака можно разделить на группы в за-висимости от того, по отношению к кому они реализуются. Так, в отноше-нии потребителей товарный знак выполняет следующие функции:
1. Помогает различать товары разных производителей;
2. Облегчает контроль за товаропроизводителями;
3. Выступает гарантом определенного уровня качества.
Не менее важную роль товарный знак играет и для самих товаро-производителей. Так, он облегчает процессы сегментирования рынка и по-зиционирования товара на нем, способствует внедрению на новые рынки сбыта, помогает вызывать доверие покупателей и пр. Как показывает практика, марочные товары в среднем стоят на 15-20% дороже тех, что не имеют товарного знака. Кроме того, наличие товарного знака позволяет компании продавать лицензии на его использование.
В современном мире товарный знак выступает той основой, на кото-рую опирается реклама. В то же время для обеспечения устойчивости сво-его функционирования, распознавания и запоминания товарный знак сам испытывает потребность в рекламе.
Эксперты отмечают, что сегодня товарный знак является не просто средством индивидуализации товаропроизводителей, но и имеет большое экономическое значение и в определенном смысле превращается в авто-номный ценный объект собственности. У крупных компаний его стоимость исчисляется миллионами, а в некоторых случаях даже миллиардами дол-ларов США.
2.2. Правовая защита товарного знака
Для того, чтобы эффективно использоваться в хозяйственный дея-тельности организации и обеспечивать защиту от конкурентов, товарный знак должен быть охраноспособным, то есть иметь отличительную способ-ность и быть официально зарегистрированным. В первом случае речь идет о способности товарного знака идентифицировать товар, а во втором – об обеспечении его правовой охраны.
Правовую защиту товарного знака обеспечивает его государственная регистрация. В этом случае товарный знак обеспечивает защиту исключи-тельных прав изготовителя на пользование торговой маркой. Зарегистри-рованный товарный знак сопровождается буквой R, находящейся внутри круга .
Правовая охрана товарных знаков осуществляется более чем в 160 странах мира, при этом в 90 государствах он охраняется законом. В Рос-сии вопросы регистрации и правовой защиты товарных знаков регламен-тируются целым рядом нормативно-правовых актов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гаврилов, Л. П. Организация коммерческой деятельности: элек-тронная коммерция: учеб. пособие для СПО / Л. П. Гаврилов. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 433 с.
2. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. П. Гаврилов. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 433 с.
3. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Еремеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 242 с.
4. Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для СПО / С. Л. Калачев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2019. – 479 с.
5. Коммерческая деятельность: учебник и практикум для прикладно-го бакалавриата / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Си-няев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 404 с.
6. Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами в 2 ч. Часть 1.: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. В. Кузнецова, Г. В. Подбиралина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2019. – 282 с.
7. Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. В. Кузнецова, Г. В. Подбиралина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2019. – 273 с.
8. Кулишер, И. М. Очерк истории русской торговли / И. М. Кули-шер. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 287 с.
9. Лифиц, И. М. Товарный менеджмент: учебник для СПО / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 405 с.
10. Магомедов, А. М. Экономика организации: учебник для СПО / А. М. Магомедов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 323 с.
11. Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли: учебник для прикладного бакалавриата / А. М. Магомедов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 323 с.
12. Международная торговая политика в 2 ч. Часть 1.: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.]; под общ. ред. Р. И. Хасбулатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 274 с.
13. Международная торговая политика в 2 ч. Часть 2.: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.]; под общ. ред. Р. И. Хасбулатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 275 с.
14. Основы коммерческой деятельности: учебник для СПО / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 506 с.
15. Попова, Л. И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: учеб. пособие для вузов / Л. И. Попова. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 227 с.
16. Струве, П. Б. Торговая политика России. Курс лекций / П. Б. Струве. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 193 с.
17. Фомин, Г. П. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности: учебник для бакалавров / Г. П. Фомин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 462 с.
18. Шакланова, Р. И. Экономика торговой отрасли: учебник для ба-калавров / Р. И. Шакланова, В. В. Юсова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 468 с.