Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время проблемы социального развития ребенка становятся все более актуальными и затрагивают не только воспитателей, но и родителей, озабоченных тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, войдя в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. В дошкольном образовании социальное развитие ребенка рассматривается как процесс познания ценностей, традиций и культуры общества. С этих позиций важно рассмотреть важность роли воспитателя в этом процессе, а также основных понятий, составляющих сам процесс: «социализация», «социальное развитие», «социальное воспитание».
Знакомясь Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, трудно не заметить, что государство придает большое значение социально-личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребенка в социокультурную среду современного общества, требующий инициативы молодых людей, которые могут найти свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
По мнению ряда ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в дошкольном детстве у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В связи с этим проблема социального развития становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.
В каждом обществе есть социальные группы и институты, их называют агентами социализации. Агентами первичной социализации является ближайшее окружение человека (родители, братья и сестры, другие родственники, друзья семьи, воспитатели, учителя и т.д.).
Фигура воспитателя становится очень важной на раннем этапе социализации, потому что большую часть времени ребенок проводит в детском саду.
Целью нашей курсовой работы является рассмотрение роли воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность социального развития детей дошкольного возраста;
2) определить роль педагога-воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста;
3) рассмотреть виды деятельности, при которых происходит социальное развитие детей дошкольного возраста;
3) изучить, какую роль играет воспитатель при социальном развитии дошкольника;
4) апробировать изученную теоретическую информацию на практике.
Объектом исследования являются дети 5 лет. Предмет исследования - процесс социального развития детей дошкольного возраста.
Мы предположили, что процесс социального развития дошкольника будет проходить эффективнее, если он будет происходить в ведущей игровой деятельности дошкольного возраста под непосредственным руководством воспитателя. Это и будет гипотезой нашего исследования.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение.
- эмпирические – беседа, наблюдение, анализ результатов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Основные понятия социального развития детей дошкольного возраста
Актуальность социального развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социальной среды ребенка, в которой часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности и речевой культуры. В рамках реализации ФГОС ДО в образовательной деятельности дошкольных учреждений больше внимания следует уделять достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [13, с.4-17.].
Основной целью социального развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [4].
Термин «социализация» стал использоваться во второй трети XIX века, когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге «Теория социализации» (1887) определил сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Но как общепринятое научное понятие «социализация» начала активно работать в западной, особенно в англоязычной, философской и психологической литературе только в конце 50-х XX в.
В России в начале XX в. и первые послереволюционные десятилетия понятие «социализация» широко использовалось для обозначения процесса внедрения социализма в ту или иную область хозяйств: «социализация транспорта», «социализация местного производства». И хотя выдающиеся педагоги 20-х гг. XX в. серьёзно обращались к педагогической природе социализации, к проблемам взаимосвязи воспитания и социализации, они обходились весьма разнородными категориями: «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «отношения с окружающей средой» (А.С. Макаренко), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский). Вплоть до 80-х гг. XX в. советская педагогика объявляла социализацию предметом буржуазной науки, противостоящим воспитанию, и понятие «социализация» употреблялось исключительно в контексте критики концепций западных идеалов.
В настоящее время с понятием «социализация» в педагогике происходят значительные перемены. Ещё десятилетие назад им оперировали только специалисты в области социологии и социальной психологии, а официальная педагогика все механизмы становления личности описывала через категорию «воспитание». В многочисленных педагогических работах все обставляется с «точностью до наоборот», одни авторы просто упраздняют воспитание и все, что прежде имело к нему отношение, объявляют социализацией; другие считают социализацией нравственное и гражданское воспитание и сложнейшую проблему смены в нашем обществе жизненных ценностей и нравственных императивов пытаются решать средствами социализация: социализацией все стихийные, педагогические влияния на ребёнка, и тем самым выводят её за пределы предмета педагогики. При определении понятия «социализация» как педагогической проблемы существуют разнообразные формулировки и подходы (Б.С. Гершунский, И.С. Кон, В.В. Сериков, В.Т. Кудрявцев) [8, с. 6].
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми [22].
В психологическом словаре «социализация» определяется как процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социального опыта, норм, систем, социальных ролей и культурных ценностей того общества к которому он принадлежит [3] .
В словаре по коррекционной педагогике и специальной психологии: «социализация - 1. Процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приемам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальнуюадаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного воспитания. Социализация, в результате которой усваивается и воспроизво-дится асоциальный опыт, называется негативной. 2. Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности [10].
Несколько иное понимание термина «социализация» встречается у В.В. Москаленко. Автор понимает его как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, в котором предполагает как репродуктивную, так и продуктивную деятельность. Первая сторона связана с усвоением социального опыта, вторая с социальной ролью человека, его вкладом в дело развития материальной и духовной культуры. Таким образом, согласно В.В. Москаленко многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид осваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева Ш. Г. Дошкольная педагогика. Баку, АДПУ, 2010;
2. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715;
3. Большой психологический словарь [электронный ресурс]: режим доступа: https://gufo.me/dict/psychologie_dict;
4. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Наука, 2012. 300 с.;
5. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.– 1991. – № 4.;
6. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]. учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Питер, 2014. – 464 с.;
7. Голованова Р.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2010г.;
8. Кириенко С. Д., Конышева В.М. Развитие субъектной активности дошкольников / С.Д. Кириенко, В.М. Конышева. - Челябинск: Образование, 2007;
9. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью . - М.: Академия, 2013;
10. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие/ Сост. . — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.;
11. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: [Текст] Учебник. / Л.В. Мардахаев. -М.: Гардарики, 2005. —269 с.;
12. Москаленко В. В. Социализация личности: (Филос. аспект) / В. В. Москаленко. - Киев : Вища шк., 1986. - 198 с.;
13. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 // Дошкольное воспитание. 2014. №2.;
14. Педагогическая деятельность воспитателя, его роль в воспитании и обучении детей [электронный ресурс]: https://edu-time.ru/pub/116948;
15. Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста в контексте инновационных процессов [электронный ресурс]: Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035132;
16. Роль воспитателя в процессе социализации дошкольника [электронный ресурс]: режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2894.html;
17. Рубан Л. С. Процесс социализации учащихся: (Социологический анализ проблем нац. школы региона с диффузным расселением) / Моск. пед. ун-т. - Москва, 1992. - 21 с.;
18. Самылина Т.Д. Социальное развитие детей дошкольного возраста [электронный ресурс]: режим доступа: https://nsportal.ru/samylina-tatyana-dmitrievna;
19. Сластенин В.А. и др. Педагогика // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013 - 576 с.;
20. Социальное развитие дошкольников: этапы, факторы, средства [электронный ресурс]: режим доступа: https://paidagogos.com/sotsialnoe-razvitie-doshkolnikov-etapyi-faktoryi-sredstva.html;
21. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии[Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М.: Международная пед. академия, 1995. 423 с.;
22. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М.: ВЛАДОС, 1995.