Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона
1.1 Планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона в системе государственного регулирования экономики
Под государственным регулированием экономики понимается целенаправленная деятельность соответствующих органов власти, которая с помощью различных методов, приемов и приемов способствует достижению поставленной цели и решению важнейших экономических и социальных задач на каждом этапе развития [1, с. 37]. Среди форм государственного регулирования экономики выделяются прогнозирование, планирование и моделирование.
Планирование как форма государственного регулирования используется практически во всех странах. Планирование понимается как процесс принятия управленческих решений, основанный на обработке исходной информации и включающий научный отбор и постановку целей, выбор инструментов и способов их достижения путем сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее подходящих в ожидаемых условиях развития [2, с. 4].
Национальное планирование направлено на объединение всех факторов производства и поддержание баланса природных, материальных и финансовых потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, которые отражены в соответствующем документе планирования (плане). Главной отличительной чертой плана является точность показателей, их своевременное сохранение и количественная обеспеченность.
Все большее место в системе государственного регулирования отводится прогнозированию, которое может служить как самостоятельной формой организации, так и научно-аналитическим этапом планирования. Таким образом, прогнозирование-это процесс разработки прогноза на основе научно обоснованного вероятностного суждения о перспективах развития будущего объекта, его возможном состоянии, а также об альтернативных способах его достижения [2, с. 5].
Моделирование-это воспроизведение объектов, экономических процессов в малых экспериментальных формах, в искусственных условиях (крупномасштабное моделирование). В экономике математическое моделирование часто используется для описания экономических процессов с математической зависимостью.
Моделирование служит предпосылкой и инструментом анализа экономики и происходящих в ней явлений, обоснования решений, прогнозирования, планирования, управления экономическими процессами и объектами.
Модель экономического объекта обычно подкрепляется реальными статистическими и эмпирическими данными, а результаты расчетов, выполненных в рамках созданной модели, позволяют делать прогнозы и делать объективные оценки.
Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии будущего экономического и социального развития Республики, об альтернативных путях ее развития, обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательную особенность долгосрочного планирования, как научно - аналитический этап. Прогнозы позволяют разрабатывать основанные на фактических данных долгосрочные планы экономического и социального развития на различных уровнях управления.
Эти методы государственного регулирования экономики используются не только на уровне всего государства, но и являются важнейшими составляющими региональной политики. При этом под региональной политикой понимается часть социально-экономической политики государства, направленной на рациональное использование ресурсов страны, разделение производительных сил, развитие экономического потенциала и потенциала ее граждан [3, с. 269].
Поэтому прогнозы регионального развития это прогнозы социально-экономической ситуации в регионе на будущее с учетом текущих показателей, динамики их изменения и возможных "тревожных" последствий.
В отличие от прогнозов, планирование регионального развития предполагает не только негативное прогнозирование развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее через принятие и реализацию управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Поэтому планирование регионального развития представляет собой моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом внешних факторов, не зависящих от субъектов управления, и принимаемых ими управленческих решений. Таким образом, основной целью регионального прогнозирования и моделирования является установление тенденций и перспектив развития региона для разработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.
При планировании социально-экономического развития региона изучаются системные, организационные и социально-экономические основы экономики региона, изучается их специализация в республиканском разделении труда и цели и задачи социально-экономического развития региона; рассматриваются наиболее важные показатели, такие как валовой региональный продукт, чистый выпуск, состав трудовых ресурсов [4, с. 129].
Следует отметить, что результатом процесса прогнозирования и планирования является подготовка планов и прогнозов – важнейших документов, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения. При этом под документом следует понимать документ, содержащий систему показателей и несколько различных мер по решению социально-экономических проблем. В нем отражены цели, приоритеты, ресурсы и ресурсы, необходимые для обеспечения их осуществления, порядок и сроки их осуществления. Прогнозирование это система научно обоснованных представлений о тенденциях, нормах, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития региона на определенный период с указанием основных ожидаемых показателей [5, с. 6].
Важнейшей предпосылкой для получения планового документа и получения достоверной, качественной базы является соответствующая информация совокупность сведений, данных, фактов и знаний об исследуемом объекте. Он отражает состояние и определяет тенденции изменений и развития, а также должен соответствовать целям и задачам прогнозирования и планирования. Основным видом информации, используемой в планировании и прогнозировании, является экономическая информация. Это совокупность различной информации экономического характера, на основе которой проводится анализ, разрабатываются плановые и прогнозные документы, отражающие развитие экономики государства в целом и его отдельных регионов.
Существует ряд преимуществ: надежность (запатентованы только те решения, которые могут быть применены); инновационность (благодаря патентным спецификациям); целенаправленность (информация представлена кратко и без повторений); полнота (почти все новые и обоснованные технические идеи защищены патентами). Патентная информация используется в научно-техническом прогнозировании.
Что касается усиления социальной направленности планирования и прогнозирования, то важную роль играет социальная информация. Поэтому возрастает важность социальной информации. Наиболее важной формой его получения является исследование. По объему обрабатываемой информации опросы можно разделить на три группы: сплошные комплексные (республиканская перепись населения); широкие объективные (изучение читателей конкретной газеты, журнала) и региональные (опросы в пределах области, города, области и т.д.).
В результате социальной информации организуются аналитические данные, на основе которых выясняются социальные явления, принимаются решения в области социального моделирования и прогнозирования [6, с. 23].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование моделирования и прогнозирования в системе государственного регулирования экономики называется:
- во-первых, обосновать принятие и практическую реализацию административных решений;
- во-вторых, создать научные условия, необходимые для реализации управленческих решений;
- в-третьих, соедините набор задач и мероприятий в соответствии с источниками, исполнителями и сроками выполнения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. В.И. Борисевич. Планирование национальной экономики отраслей и регионов, предприятий [Текст]: справочное пособие / В.И. Борисевич. – Мн.: Современная школа, 2018. – 114 с.
2. Планирование и прогнозирование экономики [Текст]: курс лекций для студентов дневной и заочной формы обучения / Н.Н. Лупарь [и др.]. – Мозырь, 2019.- 115 с.
3. Л.П. Черныш. Экономическая политика [Текст]: учебно-методический комплекс / Л.П. Черныш. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2016. – 367 с.
4. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебник / Н.Б. Антонов [и др.]. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 775 с.
5. Прогнозирование и планирование экономики [Текст]: учебник / Г.А. Кандаурова [и др.]. – Мн.: Современная школа, 2015. – 476 с.
6. Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов [Текст]: курс лекций / А.О. Тихонов [и др.]. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2019. – 121 с.
7. Экономика региона [Текст]: учебное пособие / В.И. Борисевич [и др.]. – Мн.: БГЭУ, 2015. – 432 с.
8. Байнев, В.Ф. Экономика региона [Текст]: учебное пособие для студентов специальности государственное управление и экономика / В.Ф. Байнев, С.А. Пелих; под общ.ред. С.А. Пелиха. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2017. – 272 с.
9. Коваленко, Е.Г. Региональная экономика и управление [Текст]: учебное пособие / Коваленко Е.Г. – Питер, 2015. – 288 с.
10. Проблемы прогнозирования и программирования развития экономики Республики Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. - №7. – с.33
11. gomel-region.gov.by/ru/bottom.../economy
12. Регионы Республики Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Мн., 2019. – 799 с.
13. Управление конкурентоспособностью регионов и региональная экономическая безопасность в Беларуси // Экономика и управление. – 2015. – №3. – с.23
14. Таболов А.Г. Совершенствование прогнозирования годовой динамики объема промышленного производства Республики Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2017. - №6. – с.80-94.
15. www.pravo.by/
16. Полоник С.С., Крюков Л.М. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – №9. – с.6-35.