Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Актуальность исследования. Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Поэтому воспитание культурно-гигиенических навыков являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду.
Главное условие воспитания – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. Педагоги (В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева, Ф.С. Левин-Щирина и др.) и психологи (С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, В.С. Мухина и др.) обосновали, что дошкольники могут сознательно осваивать не только особенности правил поведения в обществе, но и нормы отношений и поведения. При этом действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.
Целью нашего исследования является изучение и применение наиболее эффективных методов и приёмов формирования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет;
2) рассмотреть и описать условия, методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет;
3) изучить методику выявления уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет;
4) выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков по изученной методике.
Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
Предметом исследования – условия, методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования. Мы считаем, что дети 3-4 лет не в полной мере овладели культурно-гигиеническими навыками.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования. В нашей работе рассмотрено понятие культурно-гигиенических навыков, их значимость в жизни ребенка, проанализированы условия, приемы и методы их формирования и определены методики для выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей.
Практическая значимость исследования. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями для создания психолого-педагогических условий для формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Экспериментальная база. Исследовательская работа проводилась на базе детского сада №63 в младшей группе, среди детей 3-4 лет. В исследовании приняли участие 25 детей младшей группы (от 3 до 4 лет).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно - гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет
1.1. Культурно–гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
Формирование у дошкольников навыков личной гигиены выполняет существенную роль в защите их здоровья, содействует правильному поведению в жизни. В процессе ежедневной работы с дошкольниками нужно стараться, чтобы соблюдение правил личной гигиены становилось для них непринужденным, а гигиенические умения и навыки улучшались.
Особое значение в формировании культурно-гигиенических навыков имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего детства. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту.
Навык – это доведенное до автоматизма действие, формируемое вследствие неоднократных упражнений и воспроизведений. Навыки фиксируются в результате многократного воспроизведения действий, в итоге упражнений и в точном его выполнении [2].
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие культурно-гигиенических навыков.
Понятие «культурно-гигиенические навыки» является собирательным. В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого определения этого понятия. С одной стороны, исследователи рассматривают его в контексте навыков, которые укрепляют здоровье, а с другой стороны - общих культурных норм поведения в обществе. В дошкольной педагогике культурно-гигиенические навыки рассматриваются в контексте воспитания культуры поведения (Л. Ф. Островская, С.В. Петерина), то есть в совокупности устойчивых форм повседневного поведения (в общении, в быту, различных видах деятельности), полезных для общества [13].
По определению С.В. Петериной культурно-гигиенические навыки – «это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви» [12].
По определению Е.А. Алябьевой, культурно-гигиенические навыки - это доведенное до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах [3
В исследованиях Е.М. Белостоцкой рассматривается культурно-гигиенические навыки как умения соблюдать правила гигиены, входящее в неотъемлемую часть культуры поведения, составляющее основу гигиенического воспитания, как часть общего воспитания. Данные автор отмечает, что культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста [5].
Культурно-гигиенические навыки – совокупность здоровье сберегающих навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
На основе анализа общеобразовательных программ дошкольного образования «Детство» и «Развитие» выяснили, что психолого-педагогическая работа с детьми среднего дошкольного возраста направленная на формирование культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:
1. Обогащать представления детей о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их.
2. Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
3. Закреплять правила культурного поведения во время еды, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
4. Обращать внимание детей на чистоту того, что употребляется в пищу, на чистоту помещений, предметов, одежды.
5. Развивать умения отражать в игре культурно-гигиенические навыки (одеваем куклу на прогулку, купаем кукол, готовим обед и угощаем гостей).
6. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует [7,14].
Согласно исследованиям Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой культурно-гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в дошкольном возрасте, характеризуют следующие показатели:
- культура еды - умение культурно принимать пищу, перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды, не класть локти на стол во время еды, есть с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
- опрятность - содержание в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авсюкевич, Н.И. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности [Текст] /Н.И. Авсюкевич, И.А. Башкатова //Молодой ученый. — 2015. — №24. — С.901 - 903.
2) Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М. Аксарина. -М.: Логос, 2013.-256с., с.12
3) Алябьева Е.А. Воспитание культурного поведения у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
4) Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения [Текст] /Л. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 1989. - №11. – С.17 – 21.
5) Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7: учеб.пособие / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова. - М.: Просвещение,1991. – 51 с.
6) Горбунова Р.Г. Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка [электронный ресурс]: режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/24/kulturno-gigienicheskie-navyki-ikh-znachenie-v-razvitii
7) Детство. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 528 c.
8) Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед.ин-тов /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 253 с.
9) Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] /В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2007. – 128 с.
10) Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов /И.Н. Курочкина. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 c.
11) Луговая, Л. Этот удивительный ранний возраст [Текст] /Л. Луговая //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С.70.
12) Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] /С.В. Петерина //Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С.34 - 39.
13) Петерина, С.В. Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада [Текст] /С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. - 132 с.
14) Программа «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И.–М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. - 173 с.
15) Сидорова С.Л. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/29/metody-i-priemy-formirovaniya-kulturno-gigienicheskih
16) Теленчи, В.Н. Гигиенические основы воспитания [Текст] /В.Н. Теленчи. – М.: Просвещение, 2010. – 102 с.
17) Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.
18) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997. – 129 с.
19) Яковенко, Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] /Т. Яковенко, З. Ходонецких //Дошкольное воспитание. – 1979. - №8. –С.15 – 20.