Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается самосознание. Этот процесс заключается в том, что ребенок начинает анализировать себя, свои поступки и их последствия, задумывается об отношении к нему окружающих и о причинах именно такого отношения, мотивы его действий становятся более осознанными. Предпосылки формирования самосознания появляются уже в раннем возрасте, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей.
В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте возникновение самосознания считается важнейшим достижением в развитии личности. Поэтому определение психологических условий формирования самосознания и выявление основных причин нежелательных отклонений в его развитии становится особенно актуальным для правильного построения основ будущей личности ребенка. Самосознание является общественным явлением, поэтому, оказывает влияние на процесс социализации. От успешности формирования самосознания зависит успешность становления человека, как личности в обществе [4].
Актуальность данного исследования позволяет рассмотреть особенности самосознания в старшем дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития. В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Изучение особенностей развития самосознания у дошкольников».
Целью исследования является выявление особенностей развития самосознания детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность определения и содержание самосознания;
2) раскрыть понятие самооценки как структурного компонента самосознания детей дошкольного возраста;
3) определить самооценку как компонент самосознания;
4) провести эмпирическое исследование по определению особенностей развития самооценки и самосознания в дошкольном возрасте.
Объект исследования - процесс самосознания дошкольников.
Предмет исследования – дети дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретико–библиографический анализ психологической и педагогической литературы по теме работы, наблюдение, эксперимент. Общенаучные методы познания, такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция. Метод количественно–качественной обработки полученных исследовательских данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практической деятельности психологов ДОУ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность и структура самосознания в дошкольном возрасте
В отечественной психологической литературе имеются фундаментальные труды детских психологов, уделявших значительное внимание различным аспектам развития личности ребенка-дошкольника. Многие из них уделяют внимание формированию самосознания.
Обратимся к понятию самосознания в исследованиях отечественных ученых. Так В.В. Столин характеризует самосознание как совокупность психических процессов, благодаря которым происходит выделение личности из окружающего мира, проявление его внутренней сущности, изменение отношения к прошлому, настоящему и будущему [16].
И.С. Кон соотносит самосознание с пониманием сущностных сил человека, с его саморазвитием и самосовершенствованием [7].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, самосознание человека можно охарактеризовать как феномен, являющийся результатом познания, но не присутствующий непосредственно в переживаниях [14].
По мнению В.С. Мухиной, самосознание представляет собой универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру личности [12].
А.Н.Леонтьев характеризует самосознание личности как осознание себя в системе общественных отношений [9].
По мнению В.С. Мерлин, самосознание предполагает понимание человеком собственной личности как субъекта деятельности, причем самосознание рассматривается им как вторичное образование по сравнению с отношениями субъекта, которые проявляются в деятельности [10].
Ю.Б. Гиппенгейтер характеризует самосознание как образ «я» и самоотношение [6].
В целом анализ отечественных исследований позволяет классифицировать имеющиеся точки зрения на характеристику понятия следующим образом:
1) направленность сознания на самого себя;
2) наличие самоанализа, обеспечивающего содержательное наполнение самосознания;
3) проявление самоотношения личности;
4) присутствие регулирующей роли самосознания по отношению к внешнему миру.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
На формирование самосознания влияют:
• оценки окружающих и статус в группе сверстников;
• соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное»;
• оценка результатов своей деятельности.
С точки зрения Л. С. Выготского, структура самосознания включает в себя следующие компоненты:
1) Накопление личностью знаний о самом себе;
2) Расширение и углубление этих знаний;
3) Осознание себя единым целым;
4) Дальнейшее развитие собственной индивидуальности;
5) Формирование и развитие моральных критериев самооценки;
6) Развитие индивидуальных особенностей самосознания [5].
Согласно концепции В.С.Мухиной, самосознание можно рассмотреть как структуру, включающую в себя 5 компонентов:
1) самоидентификация с телесной сущностью и именем;
2) стремление к социальному признанию;
3) половая идентификация;
4) психологическое восприятие времени;
5) социальные сферы личности [12].
И.С.Кон выделяет три компонента в составе самосознания:
1) когнитивный, представляющий о сознании человеком личностных качеств и свойств;
2) аффективный, предполагающий оценку данных качеств и свойств, а так же связанные с ней самоуважение и самолюбие;
3) поведенческий, подразумевающий готовность и способность действовать в отношении объекта [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. – М., 2009. – 119 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2004.- 136 с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – М., 2009. №2. – 56 с.
4. Васильева В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте / В. Ю. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 366-367. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50227/ .
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти томах / Л. С. Выготский ; сост. М Г. Ярошевский ; вступ. ст. А. Н. Леонтьев ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1983. - 369 с.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
7. Кон И. С.Психология ранней юности : Кн. для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. – 254 с.
8. Корепанова М. В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве : Учеб. пособие к спецкурсу / М.В. Корепанова; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. Каф. педагогики дошк. образования. - Волгоград : Перемена, 2000. - 119 с.
9. Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М. : Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). - 431 с.
10. Мерлин В. С. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / В. С. Мерлин ; под ред. Е. А. Климова. - 2-е изд., стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2009. – 542 с.
11. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. / М.: 2002-630 c.
12. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник для студентов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2007. - 637 с.
13. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте [электронный ресурс]: http://doshkolnik.ru/psihologiya/9663-samosonanie.html.
14. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 287 с.
15. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 2006г.– 160 c.
16. Столин В. В. Самосознание личности : [Пер. с рус.] / В. Столин. - М. : Прогресс, Б. г. (1987). – 252 с.
17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
18. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М: Наука, 2010. – 144 с.