Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что современные экономические отношения характеризуются высоким темпом осуществления всех составляющих процессов, вносящих ускорение во все аспекты осуществления и функционирования хозяйствующих субъектов. Ежегодно создается огромное количество новых участников рынка практически в любой сфере деятельности. Однако немногие из вновь образованных участников экономических отношений переживает первый год своей деятельности.
В условиях высочайшей конкуренции интуитивное руководство, неподкрепленное целенаправленной работой по формированию конкурентных преимуществ, не позволяет хозяйствующим субъектам эффективно функционировать и выделять свою продукцию в сознании потребителей.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость организации в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего, так и существующих потенциальных конкурентов.
Конкурентоспособность организации – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
Цель курсовой работы - анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Престиж» с целью разработке рекоменаций по ее совершенствоанию.
Достижение указанной цели обеспечивается посредством решения следующи задач:
- раскрытия теоретических основ оценки конкурентоспособности организации;
- проведения оценку конкурентоспособности организации;
- разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации.
Объект исследования – ООО «Престиж».
Предмет исследования – конкурентное положение ООО «Престиж» на отраслевом рынке.
Теоретической основой исследования послужили учебные пособия Демидова В.Е., Долинской М.Г., Завьялова П.С., Литвиненко А.Н., Лифица И. М., Соловьевой И.Н.
При написании данной работы были использованы такие методы как метод сравнения, метод относительных, абсолютных и средних показателей, табличный и графический методы, методы оценки конкурентоспособности (модель анализа пати конкурентных преимуществ по М. Портеру, SWOT-анализ).
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности организации
1.1. Конкурентоспособность: понятие и основные факторы
Конкурентоспособность находится в тесной взаимосвязи с таким сущностным явлением рыночной экономики как конкуренция.
Содержание конкуренции выражается в состязательности, соперничестве между отдельными организациями. Развитие конкуренции в любой отрасли экономики требует от хозяйствующих субъектов обеспечения собственной конкурентоспособности, формирования и развития своих конкурентных преимуществ.
Н.М. Белоусова, Е.Н. Сакина отмечают, что в науке до сих пор не сформировалось устоявшееся содержание понятия «конкурентоспособность».
В общем смысле конкурентоспособность – это способность организации осуществлять конкурентную борьбу с другими экономическими субъектами. При этом специалисты предлагают собственные трактовки понятия.
Так, М. Портер под конкурентоспособностью понимает свойство товара или организации выступать на рынке наравне с аналогичными товарами или конкурирующими организациями.
Согласно Д.С. Белоусовой под конкурентоспособностью понимают комплексную характеристику организации, характеризующую его возможность в любой момент времени обеспечить свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Л.В. Щербакова и В.Р. Тугущева под конкурентоспособностью организации понимают характеристику, выражающую возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Ю.Ю. Елсукова и Л.А. Хало рассматривают конкурентоспособность в двух смыслах (рисунок 1).
Рисунок 1 – Содержание понятия «конкурентоспособность» по мнению Ю.Ю. Елсуковой и Л.А. Хало
Н.В. Зябличкая считает, что конкурентоспособность представляет собой сложный, интегральный показатель, формируемый под воздействием множества факторов, оказывающих значительное влияние на все аспекты деятельности организации.
В Словаре экономических терминов Конкурентоспособность определяется как возможность товара или его производителя выиграть соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими организациями, за счет более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей.
В.И. Нечаев и П.В. Михайлушкин определяют конкурентоспособность как способность продукции соответствовать условиям рынка, что позволяет сформулировать конкурентоспособность организации как ее способности соответствовать условиям рынка.
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева рассматривают понятие конкурентоспособности в двух аспектах (рисунок 2).
Рисунок 2 – Содержание понятия «конкурентоспособность» по мнению Б.А. Райзбергу, Л.Ш. Лозовскому, Е.Б. Стародубцевой
В целом некоторые расхождения в содержании понятия конкурентоспособности у разных авторов иерархичностью этого понятия, существующего на разных уровнях:
во-первых, на микроуровне, когда речь идет о конкурентоспособности товаров, производимых на территории государства;
во-вторых, на мезоуровне, когда речь идет о конкурентоспособности организаций национального базирования, производящих услуги и товары и обеспечивающих поддержку результатами своей деятельности бюджетной системы страны;
в-третьих, на макроуровне, когда речь идет о конкурентоспособности всей системы государственных, общественных институтов и хозяйствующих субъектов, составляющих основу функционирования народного хозяйства страны.
По нашему мнению, независимо от уровня рассмотрения под конкурентоспособностью следует понимать наличие у субъекта или объекта возможностей и свойств, выгодно выделяющих его на фоне аналогичных субъектов или объектов.
А.И. Панов выделяет три признака, характеризующих высокий уровень конкурентоспособности организации (рисунок 3).
Рисунок 3 – Признаки высокой конкурентоспособности организации
На конкурентоспособность оказывает влияние значительное число факторов, характеризующихся высоким разнообразием.
По мнению А.А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда конкурентоспособность организации выражается в следующих факторах (рисунок 4).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства Российской Федерации». 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Абалкин Л. И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы [Статья] / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. – 2018. – № 12. – С. 34-37.
3. Автоматизация учета производственных запасов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibook.ru.
4. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
5. Бондарева С. Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации [Статья] / С.Р. Бондарева // Экономические и гуманитарные науки – 2015. - №3. - С. 104-107.
6. Воронов Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции [Статья] / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. – 2016. – № 1 (49). – С. 40-47.
7. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Статья] / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления. – Москва: Буки-Веди, 2016. – С. 84-87.
8. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара [Электронный ресурс] / И.Л. Дулисова. - Режим доступа: www.marketing.spb.ru.
9. Дятлова П. Задачи повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг [Статья] / П. Дятлова // Российское предпринимательство. – 2019. – № 6. – С. 70-73.
10. Егоров Ю.Л. Исследование систем управления [Текст]: учеб. пособие / Ю.Л. Егоров. – Москва: Экзамен, 2016. – 380 с.
11. Иванченко В. Р. Теоретико-методологические аспекты повышения конкурентоспособности малых предприятий [Статья] / В.Р. Иванченко // Вестник Балтийского научного центра. - 2018. - № 1 (31). - С. 106-108.
12. Инюхина Е.В. Оценка конкурентоспособности отраслевых и региональных социально-экономических систем как инструмент формирования промышленной политики [Электронный ресурс] / Е.В. Инюхина. - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1994/1/Ilyxina.pdf
13. Ливак Н. С. Эффективное лидерство в управлении командой: курс лекций [Текст] / Н. С. Ливак. – Красноярск : СибГТУ, 2017. – 64 с.
14. Лисенков М.В. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности [Статья] / М.В. Лисенков // Вестник ТГУ. - 2015. - Вып. 2. - С. 64-66.
15. Мескон М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон. – Москва, Дело, 2016. – 258 с.
16. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность [Текст] / М.Г. Миронов. – М. : Альфа-пресс, 2018. – 390 с.
17. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность [Текст] / Х. Рамперсад. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2017. – 352 с.
18. Самодуров Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. - Санкт-Петербург, 2016. – 58 с.
19. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения [Текст] / С.Г. Светуньков. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2019. – 198 с.
20. Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Юшкова. – Красноярск, 2018. – 350 с.