Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Общая характеристика информации
1.1 Понятие информации
Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения. Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия «информация».
Термин «информация» происходит от лат. «informatio», что означает представление, уведомление, толкование. Примерно до середины двадцатого века понятие «информация «было синонимом понятий» данные», «сообщение», «информация». Позже информация стала общенаучной категорией. В частности, фундаментальная природа его современного понимания исследуется наукой кибернетики .
Информационно - правовое направление юриспруденции выделяет несколько основных признаков информации. Во-первых, он обладает определенной независимостью по отношению к своему носителю. Одна и та же информация может использоваться повторно. Во-вторых, она неисчерпаема в процессе потребления (использования). Наконец, информация, в отличие от объектов вещных прав, сохраняется передающим субъектом.
Информация - это информация (сообщения, данные), независимо от формы их представления.
В таком понимании информации заложены основные юридические признаки информации :
информация - это не любые сведения, а лишь те, которые несут нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;
информация существует вне ее создателя, это отчужденное от него знание;
информация является сообщением, она выражена на определенном языке в виде знаков;
информация неисчерпаема, она может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной.
Сообщение может быть записано на материальном носителе, таким образом, оно является формой передачи информации и может распространяться в каналах общественной коммуникации, воспроизводиться без участия автора, быть доступным для неограниченного круга субъектов. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.
Она конструируется субъектом в соответствии с его потребностями, интересами, целями. Перенос информации на материальный носитель не материализует ее. Материален лишь носитель информации. Идеальный характер информации усложняет процесс правового регулирования информационных отношений, ограничивает возможность распространения на информацию института вещной собственности. Несмотря на то что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что, когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения).
Получение информации не может обеспечить полный объем вещных прав на нее - владение, пользование и распоряжение. Право собственности распространяется только на материальный носитель информации. При этом приобретатель получает возможность пользоваться и распоряжаться информацией, но и поставщик информации имеет возможность пользоваться этой же информацией, даже если договором будет установлено ограничение на ее распространение.
1.2 Структура информации
В структуре любой информации есть два элемента: содержание и форма выражения. При этом форма ее объективного выражения не играет юридической роли, поскольку права на информацию возникают, осуществляются и прекращаются независимо от формы ее представления. Аналогичный подход характерен и для немецкого законодательства. Согласно немецкому закону о запрете недобросовестной конкуренции, признаются и защищаются права на информацию, которая не записана на материальном носителе, например, технические и другие предложения, идеи, концепции, высказанные на переговорах, встречах.
Законом предусмотрено использование понятия «обладатель информации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне. Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя .
В Гражданском кодексе термин «обладатель» означает наличие каких-либо прав, а также материализованных свидетельств таких прав. Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
Ограниченность данного в законодательстве определения информации заключается в том, что качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение как объекта правоотношений, является ее потребительская стоимость, т.е. значимость для конкретного субъекта. Ценность информации не может ставиться в зависимость от стоимости ее носителя. Она выражается в стоимостных характеристиках тех последствий, которые следуют за получением информации.
Существует ряд понятий, которые дают дополнительную характеристику информации. Наиболее употребляемые из них :
достоверность - соответствие данных объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира;
адекватность - способность информации создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе или явлении;
полнота - достаточность данных для понимания сути явления и принятия решения;
избыточность информации - наличие большого объема сведений, отражающих конкретную сферу, позволяющее для принятия решения использовать лишь часть информации;
оптимальность - сочетание полноты и краткости данных;
своевременность - актуальность в момент принятия решений;
объективность и субъективность информации - степень выражения в предоставляемых
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48699/
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
5. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для СПО / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 332 с.
6. Боброва, О. С. Настольная книга предпринимателя: практ. пособие / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 330 с.
7. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе: учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 372 с.
8. Иванова, Р. М. История российского предпринимательства: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 303 с.
9. Инновационное предпринимательство: учебник и практикум для СПО / В. Я. Горфинкель [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 523 с.
10. Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса: учеб. пособие для вузов / Т. А. Казакевич. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 185 с.
11. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 282 с.
12. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Е. Е. Кузьмина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 417 с.
13. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 435 с.
14. Морозов, Г. Б. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. Б. Морозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 420 с.
15. Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Невская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 310 с.
16. Никифоров, О. А. История российского предпринимательства: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. А. Никифоров, Н. В. Боркина, А. Н. Першиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 270 с.
17. Основы экономики организации: учебник и практикум для СПО / Л. А. Чалдаева [и др.]; под ред. Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 361 с.
18. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для СПО / А. А. Сергеев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 475 с.
19. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Ф. Чеберко. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 219 с.
20. Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность: учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Чеберко. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 219 с.
21. Шульц, В. Л. Безопасность предпринимательской деятельности в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В. Л. Шульц, А. В. Юрченко, А. Д. Рудченко; под ред. В. Л. Шульца. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 288 с.
22. Экономика организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева [и др.]; под ред. Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 361 с.