Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические аспекты платформы электронной торговли (B2C, B2B, B2G): операционная деятельность пользователей. Алгоритм взаимодействия
1.1 Операционная деятельность платформ электронной торговли B2C, B2B, B2G
Электронная коммерция – это деятельность по взаимодействию хозяйствующих субъектов, не связанных организационной структурой какого-либо хозяйствующего субъекта, направленная на получение прибыли и осуществляемая с использованием технологий цифровых телекоммуникаций». Классификация типов электронной коммерции определяется, в первую очередь, типами реализуемых продуктов, видами бизнес-процессов, клиентами. Можно выделить три категории товаров, которые обычно продаются через Интернет. Потребительские товары (самые распространенные категории – одежда и обувь, косметика и медицинские изделия, бытовая электроника).
Электронная торговля товарами обязательно включает некоторую форму физической доставки, будь то обычная почтовая система, специализированные курьерские службы, доставка в рассредоточенных пунктах сбора, более удобных для клиента (например, сервис Amazon Locker), или, по сути, самовывоз через сервисы click-andcollect, когда клиент совершает сделку в Интернете, а затем забирает товар в магазине. Вторая категория предполагает продажу услуг для автономного потребления. Это транспортные услуги (билеты на самолет или поезд), проживание (бронирование гостиниц), туристические услуги (например, билеты в музей) и культурные мероприятия (билеты на концерт или кино). Хотя онлайн-продажа услуг может включать и физическую доставку бумажного билета, их поставщики все чаще используют электронные билеты, отправленные по электронной почте.
B2B (бизнес для бизнеса): одна компания продает в Интернете свои товары или услуги другой, не осуществляющей продажи для широкой потребительской аудитории. Данная модель представляет собой проведение торговых операций между предприятиями, например, производителем и оптовым торговцем или оптовиком и розничным торговцем. Объем B2B-транзакций значительно превышает объем B2C. Основными игроками на глобальном рынке являются Amazon, Alibaba, Rakuten, Mercateo, Global Sources, WalMart и IndiaMart. Amazon провела ребрендинг своей электронной коммерции B2B от Amazon Supply до Amazon Business в 2015 г. и достигла продаж более 1 млрд долл. за год. Alibaba с 30% долей рынка в Китае расширяет свою операционную базу в Индии, Европе и США. Обширная сеть недорогих поставщиков компании позволяет ей доминировать на рынке. IndiaMart, Mercateo и Rakuten являются крупнейшими операторами электронной коммерции сегменте B2B в Индии, Германии и Японии.
Тем не менее сами услуги почти всегда предоставляются в автономном режиме: клиент физически садится на поезд, останавливается в отеле, посещает концерт и т.д. Третья категория – продажа и распространение в Интернете услуг цифрового контента, например, фильмов, телевизионных программ, электронных книг, музыкальтных произведений и пр. Все этапы сделки по этим операциям, включая доставку, происходят онлайн (так называемая «полная цифровая дистрибуция»), где услуга передается по стандарту протокола пакетной коммутации, используемого в Интернете. Она может также предоставляться и в физическом виде – печатные книги, оптические диски, компакт-диски и т.д.
B2C (бизнес для потребителя): в этом формате экономические отношения организуются между компанией и физическими лицами. Традиционный интернет-магазин в привычном понимании представляет собой один из самых распространенных форматов взаимодействия, позволяющий потребителям совершать покупки по более низким ценам и с большим удобством. В настоящее время рынок Интернет-торговли в данном сегменте изобилует предложениями массового спроса: электронные товары и мобильные телефоны, бытовая 1 техника, одежда, мебель, автозапчасти. Примеры моделей B2C – это WalMart, Staples, Target и REI.
B2G и G2B (бизнес – правительству), охватывающая все онлайн-транзакции между компаниями и органами государственного управления. В процессе экономических отношений с государством бизнес может оперативно и прозрачно выполнять ряд функций: оперативно осуществлять регулятивный контроль, уплату налогов, своевременно оплачивать штрафы и оформлять требуемые документы. Государство, в свою очередь, разыгрывает тендеры, размещает заказы на выполнение проектов, оповещает планируемых проверках и т.п.
Интернет-магазин (B2C) – автоматизированная система, работающая на базе электронной коммерции и реализующая как сервисные, так и коммерческие функции, присущие магазинам с традиционными формами обслуживания. Интернет-магазины позволяют потребителям напрямую покупать товары или услуги у продавца с помощью веб-браузера или мобильного приложения в смартфоне или планшете. Потребители могут найти интересующий их продукт, посетив веб-сайт розничного продавца напрямую или осуществив поиск среди альтернативных продавцов с помощью системы поиска покупок, которая отображает доступность и цены одного и того же продукта на разных Интернет-площадках. Интернет-магазин является физическим аналогом покупки товаров или услуг в обычном торговом центре, позволяющий клиенту изучать ассортимент товаров и услуг фирмы, просматривать фотографии или изображения продуктов, а также информацию о его технических характеристиках и ценах. Интернет-магазины могут в качестве альтернативы принимать форму так называемых маркетплейсов (торговых площадок) (B2C, B2B) – цифровых многоуровневых платформ, объединяющих многочисленные розничные сети и обеспечивающих доступ к ним клиентам, облегчая сделки между участниками торговых операций. Соответственно, маркетплейсы можно рассматривать как брокеров, предлагающих платформу для подключения покупателей и продавцов, в отличие от торговых посредников, которые заполняют более традиционные розничные рынки. Маркетплейс играет роль посредника, который гарантирует безопасность и честность торговых сделок, обеспечивает покупателей хорошим выбором, а продавцов доступам к широкой клиентской аудитории. Он часто предоставляет такие услуги рекламодателям, как повышение рейтинга в рамках любого поискового запроса на сайте.
По масштабу выделяют: глобальные; региональные; национальные цифровые платформы. Классификация платформ, предложенная Н. Срничеком , включает рекламные платформы, облачные платформы, промышленные платформы, продуктовые платформы, «бережливые» платформы. С одной стороны, мы имеем задачи, стоящие перед бизнесом, с другой – цифровые платформы с разнообразным функционалом. На основе анализа различных подходов к классификации цифровых платформ считаем, что для подбора подходящей цифровой платформы для бизнеса необходимо расширить список признаков для классификации. Не всегда мы можем решить поставленные задачи с помощью какой-либо одной платформы, поэтому предлагаем разработать систему для поддержки принятия решений по выбору цифровых платформ для бизнеса.
Рынок электронной коммерции в сегменте B2B находится на этапе активного роста. По данным исследований международного агентства Forrester за 2018 год, делать заказы онлайн в B2B сегодня предпочитают 93% покупателей, — правда, речь идет о рынке США. При этом больше половины компаний (56%) по меньшей мере половину закупок делают онлайн.
Если говорить о российском B2B-рынке электронной коммерции — он оценивается в $20 млрд и входит в десятку крупнейших рынков мира, однако имеет огромный потенциал для расширения. B2B платформа электронной коммерции позволяет воспользоваться этим потенциалом и вывести сотрудничество с поставщиками и клиентами компании на новый уровень.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 29.07.2018 г.)
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149- ФЗ (ред. от 18.12.2018 г.)
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.)
4. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Малахова Л.И. Рынок цифрового контента: новый порядок взимания НДС//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 43-46.
5. Бабосов Е. М. Сетевые эффекты в развитии электронной торговли // Потребительская кооперация. – 2018. – № 3 (62). – С. 11-15.
6. Ващекина И. В. Характерные черты и особенности современного потребительского кредитования в России // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2014. – № 8 (74). – С. 38–43.
7. Ващекина И. В. Ващекин А. Н., Оптимизация экспертно-оценочной деятельности при сделках с недвижимостью: экономико-математическая модель // Недвижимость: экономика, управление. – 2018. – № 3. – С. 23– 29.
8. Голубцова Е.В., Зверева А.О., Каращук О.С. Налоговое регулирование результативности деятельности организаций розничной торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-2 (76). С. 45-49.
9. Горбачева А.А., Французов И.В. Специфическое положение России в системе международного движения капитала: анализ тенденций // Modern Economy Success. 2019. № 2. С. 22 – 25.
10. Дивина Т.В. Основные инструменты цифрового маркетинга //Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 1. С. 260-262.
11. Каманина Р. В. Электронная торговля – ключевое направление экономического развития страны // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 1. – № 8. – С. 14-21.
12. Наливайченко Е.В. Н 23 Развитие цифровой экономики в условиях глобализации : монография / Е.В. Наливайченко. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 276 с
13. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. – М.: Юнити-Дана, 2019 – 279 с.
14. Нуралиев С.У. Маркетинг: Учебное пособие/ С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016 – 362с.
15. Оптимизация инвестиционных связей современной России / под ред. А.В. Кузнецова. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 120 с.
16. Панюкова В. В. Электронная трансграничная розничная торговля: состояние и перспективы развития // Управленческие науки в современном мире. – 2017. – Т. 1. – С. 69-71.
17. Рыкова М. А. Электронная торговля как развивающийся феномен в условиях современной рыночной экономики // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2017. – № 2 (16). – С. 261-265.
18. Саяпина К.В. Вывод инновационных продуктов на внешние рынки: эмпирический анализ рынка медицинского оборудования // Стратегические решения и риск-менеджмент. № 3. 2018. С. 80–87.
19. Свитина Е.О., Морозова Т.В. Практические аспекты классификации активов в МСФО-отчетности строительными организациями // Бухучет в строительных организациях. 2018. № 12. С. 29-37.
20. Слюсаренко В. К. Проблемы развития электронной торговли в России / В. К. Слюсаренко, В. А. Дмитриевская // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 4-2. – С. 96-98.
21. Сычев Ю.К., Трифонов П.В. Современные подходы к управлению качеством при разработке и внедрении нового конкурентоспособного продукта // Управленческие науки в современном мире. 2017. Т.1. С. 153–158.
22. Турищева Т.Б Внутренний контроль и управленческий учет в автономных учреждениях: механизм взаимосвязи: монография. /Т.Б.Турищева/. –М.: Издательство КноРус (Москва)., 2018. С. 126
23. Эриашвили Н.Д. Международный маркетинг: Учеб. пособие для вузов/ М43 Г.А. Васильев, Л.А. Ибрагимов, Н.Г. Каменева и др.; Под ред. Г.А. Васильева, Л.А. Ибрагимова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА – 2016 – 199 с.
24. Dorofeyev M., Kоsov M.E., Ponkratov V., Masterov A., Karaev A., Vasyunina M. Trends and prospects for the development of blockchain and cryptocurrencies in the digital economy // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. №3. С. 429-445.
25. Аналитика по рынку e-commerce в России в 2018 г. Ассоциация компаний интернет-торговли. - http://www.akit.ru/category/analytics/
26. «М.Видео» увеличил долю онлайн-продаж до рекордных 20 % - http://www.interfax.ru/business/592399
27. «Почта России» запустила новую торговую площадку - http://www. interfax.ru/business/532256
28. Публичные исследования - http://www.datainsight.ru/public
29. Россия остается главным рынком для Calzedonia Group. - https://fashionunited.ru/v1/fashion/rossiya-ostaetsya-glavnym-rynkom-dlya-calzedonia-group
30. Сегмент fashion - один из самых передовых на рынке онлайн-продаж. - https://fashionunited.ru/novostee/reetyeil/otchet-fcg-dolya-onlajn-prodazh-odezhdy-v-rossii-ne-prevysit-12-prots/2019070126184
31. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза - http://www.eaeunion.org/
32. Территориальные стратегии развития крупнейших иностранных компаний в России. - https://elibrary.ru/item.asp?id=36285810
33. B2B-платформа для электронной коммерции: тенденции развития в 2019 году. – URL: https://www.agora.ru/blog/b2b-platforma-dlja-jelektronnoj-kommercii-tendencii-razvitija-v-2019-godu/