Фрагмент для ознакомления
2
1 Характеристика SWOT-анализа как метода исследования
1.1 Понятие SWOT-анализа, его преимущества и недостатки
SWOT-анализ предполагает изучение: внешней среды (макроокружения и непосредственного окружения) и внутренней среды организации. Задача SWOT-анализа – дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Однако выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер. Для более полной отдачи от метода последовательно рассматривают различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств организации. Рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, что должны быть учтены при разработке стратегии.
Перед проведением SWOT-анализа необходимо определить исследуемый период, в рамках которого будет изучаться взаимодействие организации и внешней среды. Это может быть:
– текущий период – исследуются существующие силы и слабости фирмы и текущая рыночная ситуация,
– краткосрочная перспектива (традиционно, в пределах 1-2 лет, вообще же определяется степенью турбулентности среды),
– среднесрочная перспектива (традиционно, в пределах 3-5 лет),
– долгосрочная перспектива (прогноз более чем на 5 лет).
Матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и организации. Сильные и слабые стороны – это внутренний анализ компании/продукта. Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов необходимо перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы.
П.Ю. Королев отмечает, что в процессе проведения SWOT-анализа возникают вопросы:
1) каким образом сильные стороны способствуют использованию возможностей?
2) как сильные стороны помогают нейтрализовать угрозы?
3) как слабые стороны препятствуют использованию возможностей?
4) каким образом усугубляются угрозы из-за наличия слабых сторон?
Различают четыре комбинации элементов SWOT-анализа и соответствующие им стратегии.
1. Стратегия развития (комбинация «возможности – сильные стороны»).
2. Стратегия внутренних преобразований (комбинация «возможности – слабые стороны»).
3. Стратегия ограничения [стратегического] развития (комбинация «угрозы – слабые стороны»).
4. Стратегия потенциальных преимуществ (комбинация «угрозы – сильные стороны»).
Оценивая преимущества и недостатки SWOT-анализа, С.В. Изосимов и А.Л. Шевченко отмечают сильные и слабые стороны данного метода исследования. Сильные стороны метода SWOT-анализа:
1. Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.
2. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня.
3. Самостоятельный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.
4. Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования и принятия решений.
К недостаткам анализируемого метода исследования относятся:
1. Выбор предмета анализа – при проведении анализа от предмета оценки часто отклоняются.
2. Оценка возможностей и угроз – это всего лишь оценка с определенной долей вероятности. Возможен вариант, когда ожидания будут завышены, а угрозы недооценены, так как SWOT-анализ не учитывает возможные риски.
3. SWOT-анализ представляет собой лишь один из способов систематизировать уже существующие знания. Если эти знания неверны или их слишком мало, то и результаты анализа будут иметь небольшую ценность.
4. SWOT-анализ показывает только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.
5. Метод является субъективным, и исследовательская значимость результатов анализа зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика.
7. Для реализации метода необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных затрат,
Исследователи также отмечают возможные пути преодоления недостатков SWOT-анализа. Например, чтобы избежать неопределенности в выборе предмета анализа, специалисты предлагают добавлять дополнительное измерение в матрицу (так, если речь идет о SWOT-анализе конкурентной позиции, необходимо локализовать преимущества, слабости, возможности и угрозы относительно основных заинтересованных групп лиц: клиентов, менеджеров, инвесторов, персонала, поставщиков).
Также происходит модернизация самого метода – появился SNW-анализ (strength, neutral – средний фактор по рынку, weakness), усовершенствованный SWOT-анализ, в рамках которого оцениваются сильное, слабое и среднерыночное состояния компании относительно различных факторов (аналогичных оцениваемым в SWOT-анализе).
Таким образом, SWOT-анализ как метод исследования имеет свои преимущества и недостатки. Основными направлениями его оптимизации являются введение дополнительных измерений, выделение отдельных факторов, применение SWOT-анализа в комплексе с другими методами.
1.2 Особенности применения SWOT-анализа в качестве стратегического анализа функционирования таможенного органа
Необходимость применения SWOT-анализа при рассмотрении показателей функционирования таможенного органа обусловлена имеющими место пробелами в действующей системе оценочных показателей. Ввиду специфики выполняемых таможенными органами функций оценка их деятельности сконцентрирована, с одной стороны, на выявлении закономерностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а с другой стороны, на анализе результатов, получаемых при администрировании доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей.
Оценка деятельности таможенных органов проводится с помощью системы контрольных и аналитических показателей путем сопоставления значений показателей за несколько периодов. Современная система показателей имеет свою нормативную правовую основу. Ее составляют: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Постановление Правительства России от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга», а также приказы ФТС России, устанавливающие перечень контрольных и аналитических показателей деятельности таможенных органов.
Правительство РФ на основании критериев оценки работы таможенных органов определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга. При этом взаимосвязь показателей обусловливается тем, что каждому критерию соответствует группа основных показателей, являющихся аккумулятивными по отношению к показателям работы региональных таможенных управлений, работы таможен и таможенных постов.
Конкретные значения действующих показателей в настоящее время установлены Приказом ФТС России от 29.12.2020 № 1159 «Об утверждении показателей результативности, эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен» и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2019 № 1399 «О внесении изменений в Приложение N 2 К Приказу ФТС России от 30.10 2017 N 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW 304093/ (дата обращения: (28.06.2021).
2. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга». – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW 135976/ (дата обращения: (28.06.2021).
3. Приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1159 «Об утверждении показателей результативности, эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен» – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW 759186 / (дата обращения: (28.06.2021).
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2019 № 1399 «О внесении изменений в Приложение N 2 К Приказу ФТС России от 30.10 2017 N 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW 100001 / (дата обращения: (28.06.2021).
5. Приказ ФТС РФ от 10.01. 2013 N 6 «Об утверждении Положения о Калининградской областной таможне» (в ред. приказов ФТС России от 16.04.2013 N 725, от 10.04.2014 N 667, от 24.09.2014 N 1855, от 16.07.2015 N 1432, от 11.08.2015 N 1610, от 20.03.2017 N 416) – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW / (дата обращения: (28.06.2021).
6. Изосимов, С.В., Шевченко, А.Л. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки / С.В. Изосимов, А.Л. Шевченко // Экономикс. – 2013. – № 2. – С.29-34.
7. Кнышов, А.В. Порядок организации и проведения мониторинга показателей деятельности таможенных органов Российской Федерации / А.В. Кнышов // Вестник российской таможенной академии. – 2018. – N 1. – С. 47-55.
8. Королев, П.Ю. SWOT-анализ как инструмент структурирования информации в системе факторов формирования экономической политики в условиях единого экономического пространства ЕАЭС / П.Ю. Королев // Ученые записки СПб филиала РТА. – 2015. . – № 4 (56). – С.6-23.
9. Лапина, Д.В. Концептуальные положения по модернизации системы показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов / Д.В. Лапина // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 12 (56). – С.22-25.
10. Макрусев, В.В. Кишинский, Ю.Г., Любкина, Е.О. Создание гармонизированной и сбалансированной системы показателей эффективности деятельности таможенных органов как базовое направление ее развития / В.В. Макрусев, Ю.Г. Кишинский, Е.О. Любкина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9. – 2017. – № 6. https://naukovedenie.ru/PDF/26EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
11. Рудакова, Е.Н. Специфика контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных федеральной таможенной службы России / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». – 2015. – № 10. – С. 145-148.
12. Скударнова, А.Д., Разживина, Д.Д. Показатели деятельности таможенных органов российской федерации в условиях реализации концепции «Десять шагов навстречу бизнесу» / А.Д. Скударнова, Д.Д. Разживина // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 9 (53). – С.12-16.
13. Стецюра, А.Г., Рахматуллина, Р.М. Анализ и оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ / А.Г. Стецюра и Р.М. Рахматуллина // // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2018. – № 46. – С. 32-36.
14. Фомин, Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб. пособие для вузов / Я.А. Фомин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 349 с.
15. Чупина, Ж.С., Кузнецова, А.В. К вопросу об оценке деятельности таможенных органов: показатели, проблемы совершенствования / Ж.С. Чупина, А.В. Кузнецова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2020. – № 9. – С. 25-29.