Фрагмент для ознакомления
2
1 Национальная и экономическая безопасность
1.1 Основные субъекты в сфере национальной безопасности
Основными субъектами в сфере национальной безопасности являются:
1. Государство, реализующее свои решения через органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
2. Общественные и частные организации;
3. Многонациональный народ.
Основными объектами в сфере национальной безопасности являются:
1. Личность, ее права и свободы;
2. Материальные и духовные ценности общества;
3. Конституционный строй государства, его территориальная целостность, суверенитет.
Основными принципами национальной безопасности являются стратегические цели, направленные на реализацию преобладающих национальных целей, законность, обеспечения государства, общества и личности необходимыми ресурсами, взаимодействие с иностранными системами безопасности.
Таким образом, государство обеспечивает национальную безопасность всеми имеющими средствами и ресурсами, включая экономическое развитие, морально-политический потенциал общества, геополитическое положение страны и военно-вооруженные силы.
Очень важно отметить, что военно-вооруженные силы применяются только в крайнем случае:
1. Оборонительные действия в отношении внешнего или внутреннего источника угроз для РФ;
2. Защита жизненно важных интересов государства. В настоящее время приоритетными средствами обеспечения национальной безопасности признаются политико-дипломатические, международно-правовые, экономические и другие невоенные средства.
Угрозы национальной безопасности подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним угрозам относятся попытки насильственного изменения конституционного строя государства, незаконное распространение запрещенных объектов внутри страны, активная деятельность террористических и сепаратистских организаций.
Под внешними угрозами понимается наращивания силового потенциала вражески настроенных стран, объединенных организаций в непосредственной близости границ страны, вмешательства во внутренние дела страны, связанные с подрывом экономической стабильности и других общественных институтов.
Таким образом, можно сделать вывод, что национальная безопасность, которая является важнейшей составляющей экономической безопасности, относится к основным показателям государства на международной арене, так и внутри него. Обеспечение защиты национальной безопасности и развитие систем безопасности входит в интересы главнейшим интересом государства.
В РФ концепция и доктрина национальной безопасности базируется на законе от 5 мая 1992 г. Далее последовала редакция доктрины национальной безопасности № 683 от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1], рассчитанную до 2020 г. Новый вариант доктрины национальной безопасности был сформулирован в документе № 703 «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 06.12.2018 г., которая немногим отличается от предыдущей редакции [2].
Основными признаками обеспечения национальной безопасности являются [3]:
1. Авторитарность подхода к национальной безопасности, преобладание самодостаточности государства при решении любых проблем, связанных с обеспечением безопасности;
2. Установка на дистанцирования личности, общества и государства, игнорирование механизмов субъектообразования;
3. Установка на статичность интересов личности, общества и государства;
4. Сосредоточивание внимания на защищенности от внешних угроз, сопряженной с невозможностью адекватно действовать в быстро изменяющихся условиях;
5. Игнорирования гармоничного сочетания социально-политической и экономической организации с традициями российской цивилизации;
6. Игнорирования проблемы безопасности легитимности власти и идентификации граждан;
7. Игнорирования проблемы безопасности национальных проектов;
8. Игнорирования проблемы безопасности инновационного развития;
9. Игнорирование стратегичности социальных систем как базовой основы национальной безопасности.
В настоящее время обозначенные установки являются архаичными и не соответствуют методологии современного обеспечения национальной безопасности РФ, так как для сохранения государства необходимо встать на путь интенсивного развития.
В начале 90-х годов прошлого века в РФ были сформированы либерально-рыночные отношения, которые базируются на:
1. устранении государства из сферы экономики;
2. отказе от планирования социально-экономического развития страны;
3. отказе государства от ответственности за социальное состояния общества;
4. макроэкономике как основы развития страны.
Таким образом, страна оказалась на этапе первоначального накопления капитала, который развитые европейские страны прошли 200-300 лет назад.
Подобная политика явно противоречила фундаментальным ценностям российской цивилизации. Единственным итогом подобного развития являлось накопление социальной напряженности, чреватой социальным бунтом.
С конца 60-х годов прошлого века во всем мире наблюдался кризис механизма легитимации власти. Особенно в обществах модерного типа. Это, в значительной степени, обусловлено снижением роли государства в связи с активизацией процессов глобализации и дискредитацией демократических процедур делегирования властных полномочий гражданам, осуществляемую через традиционную систему выборов.
Указанные тенденции в России усилились в конце прошлого столетия в значительной мере под влиянием либерализма, способствующей деструктивному процессу вывода государства из сферы экономики.
В настоящее время, согласно отчету Всемирного банка, Россия по уровню экономического развития находится на уровне африканских и островных государств, при этом основные экономические показатели продолжают ухудшаться.
В современном мире субъектом власти становится тот, кто способен адекватно осмысливать текущую ситуацию, задавать цели своей деятельности и развития, формулировать проект действий в мире, и, в конечном итоге, конструировать социальную реальность. Это концепция получила названия «проектной идентичности».
Для субъекта власти становится актуальной проблема механизма легитимизации собственной власти, что влечет проблему функционирования национальной безопасности в целом. Особенно в условиях «позднего модерна», когда все прежние нормы подверглись тотальному разрушению.
Поэтому, в условиях снижения легитимности государства как базового субъекта власти граждане теряют доверие к легальным государственным институтам, которые не в состоянии обеспечить минимум инфраструктуры развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Указ президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения 19.06.2021).
2. Указ президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 / (дата обращения 19.06.2021).
3. Лепский Владимир. Развитие и национальная безопасность России // Экономические стратегии. – 2008. - № 2. – С. 24-26.
4. Литвиненко А.Н. Экономическая и национальная безопасность: проблема соотнесения понятий // Научно-технические ведомости СПбГТУ. – 2013. - № 3 (173). – С. 9-14
5. Материалы заседания Совета безопасности РФ по вопросу «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и комплексе мер по ее реализации» // [Текст]. – 24 марта, 2009.
6. Фомин А. Экономическая безопасность государства // Международные процессы. - 2010. - Т. 8, № 3. – С. 24.
7. Рабинович И. Размышления о стратегии национальной безопасности: анализ и предложения [Электронный ресурс // Информационно-аналитический журнал. - 2009. - 10 нояб. - Режим доступа: WWW.LAWINRUSSIA.RU (дата обращения: 19.06.2021).
8. Бабкин А.В., Трысячный В.И. Стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - Экономические науки. - 2009. - № 4 (81). - С. 201—205.
9. Ананьев А.А. Анализ подходов к определению понятия «национальная экономическая безопасность» // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 6. - С. 21-27.
10. Файбусович Э.Л., Корнекова С.Ю. Территориальные различия в потреблении продовольственных товаров населением России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 6. - С. 58-64.
11. Ивашов Л.Г., Кефели И.Ф., Могущество России прирастет Евразийским союзом и Арктикой // Геополитика и безопасность. - 2012. - № 2 (18). - С. 55—66.
12. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (политико-правовой анализ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-bezopasnost-i-natsionalnye-interesy-vzaimosvyaz-i-vzaimodeystvie-opyt-politiko-pravovogo-analiza/viewer (дата обращения 19.06.2021).
13. Ihering R., von. Der Geist des romischen Rechts… Bd / R. Ihering. - III. Heidelberg. - 1968. - Р. 327.
14. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения / Г.В. Плеханов - Т. 2. – Москва. - 1956. - С. 260.
15. Nieburg R. His Religious, Social and Political Thoughts / R. Nieburg. - N. Y.: Ed. by Ch. W. Kegley and R. W. Breall. - 1956. – Р. 101.
16. Morgenthau H. In Defence of National Interest / H. Morgenthau. - N. Y. - 1952. - P. 202.
17. Rosenau J. The Scientific Study of Foreign Policy / J. Rosenau. - N. Y. – 1971. – P. 100-155.
18. Цыганков А. П. Ганс Моргентау: Взгляд на внешнюю политику // в сб. «Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке». – Москва. -1992. - С. 163—164.
19. Цыганков П. А. Теория международных отношений / П.А. Цыганков. – Москва. - 2002. - С. 288—298.
20. Aron R. Peace and War / R. Aron. - L. - 1966. - P. 91.
21. Хаботин С. Стратегия национальной безопасности США в 21 веке // Ком-
пас. ИТАР-ТАСС. - 2000. - № 3. - С. 3.
22. Юсупов Р.М., Шульц В.Л. Национальная безопасность и наука // Труды СПИИРАН. – 2009. – Вып. 10. – С. 11-18.
23. Наука и безопасность России: историко-научные, методологические, историко-технические аспекты / Отв. редактор А.Г. Назаров. - М.: Наука. - 2000. – C. 55.
24. Наука и кризисы. Историко-сравнительные очерки / Ред. сост. Э.И. Колчинский. - СПб.: Дм. Буланин. - 2003. – C. 48.
25. Наука России. От настоящего к будущему / Под ред .В.С. Крутюнова, Г.В. Лисичкина, Г.Г. Малинецкого. - М.: Книжный дом «Либроком». - 2009. – C. 37.
26. Яндыбаева Н.В., Кушников В.А. Модель Форрестера для прогнозирования показателей национальной безопасности России // Восьмая международная конференция «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КРУПНОМАСШТАБНЫХ СИСТЕМ MLSD» (Москва, 29 сентября – 01 октября 2015). – Москва, 2015. – С. 239-244.
27. Лычкина Н.Н. Ретроспектива и перспектива системной динамики. Анализ динамики развития // М: ГУУ–ВШЭ «Бизнес-информатика». - 2009. - № 3(09).
28. Яндыбаева Н.В., Кушников В.А.Математическая модель для прогнозирования аккредитационных показателей вуза // Управление большими системами. - 2012. - Выпуск 40. – М.: ИПУ РАН. – С. 314-343.
29. Кушников В.А., Яндыбаева Н.В. Модель Форрестера в управлении качеством образовательного процесса вуза // Прикладная информатика. – 2011. - 3(33). – С. 65-73.
30. Яндыбаева Н.В., Кушников В.А. Математические модели, алгоритмы и комплексы программ для мониторинга эффективности образовательной деятельности вуза // Проблемы управления. - 2015. - № 1. – С.53-63.