Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, в связи с общественно-экономическими изменениями в стране, перед образовательными учреждениями встают все новые и новые задачи. Для более эффективного усвоения материала учащимися, педагогам приходится разрабатывать все новые методики обучения, что значительно сказывается на ходе учебного процесса.
Речь в учебном процессе – одна из важнейших (если не важнейшая) функций развития человека, ведь благодаря ней он способен отражать происходящее в мире и свои мыслительные процессы.
Особое внимание речевому развитию отводится при обучении детей с различными нарушениями речи, в особенности с тяжелыми.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день, к сожалению, коррекционных школ V вида гораздо меньше, чем детей с тяжелыми нарушениями речи, а большинство используемых методик и программ работы не соответствует современном разработанности проблемы. Кроме того, более эффективное развитие связной речи учащихся зависит и от соблюдения ряда психологических и педагогических условий работы.
Объект исследования: процесс развития связной речи у младших школьников с ТНР.
Предмет исследования: связная речь учащихся младших классов с ТНР.
Цель исследования: выявить и проанализировать условия, методики и трудности развития связной речи при составлении простых задач на умножение.
В соответствии с целью исследования была разработана следующая гипотеза: для наиболее эффективного развития связной речи младших учащихся необходимо придерживаться некоторых условий: учитывать особенности детей с нарушениями речи, учитывать разницу в заболеваниях, связанных с нарушениями речи, помнить про специфику обучения и пр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать лингводидактические аспекты формирования связной речи;
2. Изучить особенности формирования связной речи в онтогенезе;
3. Выявить особенности формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи связной речи;
4. Изучить методический аспект проблемы формирования у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи навыков составления текстовых сообщений на уроках математики;
5. Организовать экспериментальное исследование;
6. Определить содержание логопедической работы по формированию у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи текстов на примере простых задач на умножение.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ учебной и методической литературы, моделирование, синтез);
2. Эмпирические (наблюдение);
3. Практические (составление методики).
Методология исследования представлена научно-педагогической литературы и результатами эксперимента.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ НА УМНОЖЕНИЕ
1.1 Лингводидактические аспекты формирования связной речи
Речь представляет собой основное средство коммуникаций между людьми, т.к. с помощью нее человек способен передавать и принимать какую-либо информацию. Речь способна отражать возрастные, расовые, интеллектуальные и прочие особенности. Мы приведем наиболее точные определения понятия речи:
• Р.С. Немов: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» [11, с.112];
• С.Л. Рубинштейн: «Речь – это деятельность общения посредством языка» [14, с.41].
Таким образом, можно сказать, что речь играет главенствующую роль в процессе психического развития человека, связываясь с мышлением и сознанием в целом.
Основными функциями речи большинство психологов и педагогов советского и современного общества называют:
- сигнификтивную (обобщающую) – единство обозначений предметов и явлений тем, кто говорит или воспринимает их. Эта функция отличает человека от животного;
- регулирующую – управление познавательными процессами и поведением;
- коммуникативную – передача информации. Эта функция представляет собой не внутреннее, а внешнее средство, направленное на установление контактов;
- эмотивную – выражение психического состояния говорящего по отношению к собеседнику [5, с.88].
В связи с тем, что речь выполняет такое множество достаточно разнообразных функций, речь не однолика и функционирует в различных видах, в зависимости от специфики среды общения. Таким образом, психологи выделяют два главных вида речи – это внешняя и внутренняя. Внутренняя речь представляет собой такой вид речевой деятельности, при котором характерна фрагментарность информации. В связи с этим, внутренняя речь напрямую зависит от ситуации, поэтому она также имеет несколько форм выражения: беззвучная (не воспринимаемая на слух) и сама внутренняя речь (свернутая, сжатая, зачастую опускающая второстепенные члены предложения).
В отличие от внутренней речи, внешнюю можно и услышать, и увидеть. Таким образом, она разделяется на:
- устную (звуковую) – может сопровождаться различными звуками, интонацией, мимикой и жестами. В нее входят монологическая речь (изложение мыслей одним лицом), диалогическая (изложение мыслей двумя лицами) и полилогическая (изложение мыслей тремя и более лицами);
- письменную – наиболее развернутая форма речи, характеризующаяся педагогами и психологами больше, как речь-монолог, т.к. разговор идет с воображаемым собеседником на листе бумаги.
В нашей исследовательской работе мы будем рассматривать устную форму речи, а именно – связную.
Младший школьный возраст характеризуется Л.С. Выготским полноценной динамической структурой, представляющей собой новообразование, с помощью которого определяют психические особенности детей младшего школьного возраста [5, с. 93].
Младший школьный возраст – такой период, когда ребенок начинает не только накапливать, но и применять знания. Таким образом, именно этот период в психологии и педагогике считается наиболее благоприятным для речевого развития.
Как правило, ни один вид обучения не обходится без соблюдения ряда требований при построении учебно-познавательной работе. Однако, помимо этих требований, успешность речевого развития зависит от нескольких факторов:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баль, Н.Н. Особенности словообразования сложных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мадырского педагогического университета. - 2012. - с.63-67;
2. Бородулина, М.К., Минина, Н.М. Диалогическая речь и методика ее преподавания // Язык и стиль. Сб.ст. под ред. Дегтеровой Т.А. – М., 1965. – с.211-225;
3. Бордунова, О. В. Из опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению элементарных арифметических задач // Проблемы педагогики. – 2016. – с.1-5;
4. Воронина, М.П. Диалог на уроке в начальной школе // Начальная школа. – 2004. - №6. – с.45-50;
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Собрание сочинение в 6-ти томах. – т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504с.;
6. Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов. – Вестник Тгу. – 2009. – Вып.9. – с.215-219;
7. Козинец, С.Б. Деривационные возможности словообразования метафоры // Известия Саратовского университета. - 2008. - с.8-15;
8. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград: Вгу, 2011. – 261с.;
9. Кондратьева, С. Ю. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) // Теория и практика общественного развития. – 2015. – с.21-25;
10. Косова, В.А. Словообразовательная категория: Формирование понятия и основные направления исследования // Ученые записки Казанского университета. - 2010. - с.199-212;
11. Немов, Р.С. Психология: учебник, т.2. – М.: Высшее образование, 2005. – 375с.;
12. Николаев, Г.А. Теоретические проблемы русского словообразования // Диалектное словообразование, морфемика и морфология. - 2007. - с.7-29;
13. Резанова, З.И. Теория русского словообразования в трудах профессора М.Н. Янценецкой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cuberleninka.ru (Дата обращения: 08.05.2018);
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.;
15. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Полипресс, 2001. – 480с.;
16. Хомская Е.Д., Нейропсихология. – М., 1987.