Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ситуационный анализ — это попытка проанализировать насколько внешние факторы (например, нестабильность экономики государства в целом) оказывают влияние на деятельность той или иной компании. Причем на эти обстоятельства сама фирма (или предприятие) повлиять никак не может — это не в ее компетенции.
Проводить его необходимо, чтобы бизнес мог успешно развиваться дальше. В процессе анализа сначала определяют все негативные факторы, влияющие на деятельность предприятия, а затем находят способы устранения последствий этих критических обстоятельств. Конечно же, полностью исключить в дальнейшем повторение подобных случаев вряд ли получится, но можно попытаться свести к минимуму издержки и затраты компании в ходе своей деятельности.
Именно этим и занимаются профессионалы, специализирующиеся на ситуационном анализе. Причем проводить подобные мероприятия надо на постоянной основе, чтобы быть все время в курсе ресурсов не только своего предприятия, но и своих конкурентов.
Анализ позволяет оценить объективные данные практически всех субъектов, вышедших на рынок: поставщиков, изготовителей, клиентов и так далее.
Актуальность рассмотрения вопроса ситуационного анализа рыночных возможностей обусловлена тем, что любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности, ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки.
Многие фирмы подтвердят, что большая часть их нынешних продаж и прибылей приходится на товары, которых они еще какие-нибудь пять лет назад или не производили вообще, или не продавали.
Целью курсовой работы является ситуационный анализ на примере компании ПАО «Газпром».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие ситуационного анализа;
- рассмотреть методы ситуационного анализа;
- дать общую характеристику ПАО «Газпром»;
- провести ситуационный анализ в ПАО «Газпром»
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности в компании ПАО «Газпром».
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования выступает ПАО «Газпром».
Предмет – ситуационный анализ в компании ПАО «Газпром».
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка организации кадровой работы.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА
1.1 Понятие ситуационного анализа
Ситуационный анализ — это комплекс методов, с помощью которых определяют место компании в окружающей бизнес-среде, выявляют ее сильные и слабые стороны, находят особенности выпускаемого продукта, которые влияют на развитие бизнеса.
Задача ситуационного анализа — создать условный отчет о том, где с точки зрения маркетинга и бизнеса находится компания в общем экономическом пространстве, куда она может двигаться, как ее масштабировать.
Комплекс анализов поможет разобраться, куда вкладывать ресурсы в первую очередь и чего стоит опасаться от конкурентов и окружения.
Ситуационный анализ включает несколько подвидов маркетинговых и экономических анализов, все они в итоге помогают создать большой отчет для создания стратегии развития компании.
Вот несколько ключевых методов:
- PEST-анализ — исследование внешней среды, влияющей на бизнес;
- SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон компании;
- SPACE-анализ — анализ стратегического положения и оценка действий компании;
- анализ конкурентов — изучение конкурентов, уточнение конкурентоспособности конкретной компании, выявление опасных факторов, которые влияют на конкуренцию.
Рассмотрим какие показатели нужно сравнивать:
1) Продукт: его качество, ассортимент, привлекательность упаковки.
2) Обслуживание покупателей: клиентский сервис при покупке, гарантийное обслуживание, возможность возврата.
3) Цена: стоимость по сравнению с конкурентом, наличие скидок, условия платежей, возможность получить кредит.
4) Маркетинг: варианты продвижения, реклама, персональные продажи, автоматизированные продажи, другие методы стимулирования сбыта.
5) Сбыт: количество каналов сбыта, удобство доступа к продаже для покупателя, количество партнеров для сбыта.
Подобную матрицу оценок нужно составить для всех конкурентов. После выделить список слабых и сильных сторон и провести аналитику — какие изменения нужно внести, чтобы через полгода-год ситуация в компании стала лучше.
1.2 Методы ситуационного анализа
Формат исследования зависит от вида конкретного анализа. К основным методам можно отнести:
1) Описательный — владелец компании или топ-менеджеры заполняют опросные листы, в которых описывают особенности бизнеса и собственные ощущения. Такой подход используется, например, в SWOT-анализе.
2) Опросный — для получения данных проводят опрос целевой аудитории бизнеса. Причем данные можно собирать как с помощью имеющейся базы покупателей, так и среди потенциальных клиентов.
3) Экспертный — для проведения маркетингового исследования нанимают специальное агентство, которое собирает и систематизирует данные с помощью всех возможных методов. Представители агентства берут интервью у топов, опрашивают клиентов, получают информацию из различных внешних источников, например, из госорганов статистики или опроса экспертов в отрасли и аналитических агентств.
SWOT — это метод, с помощью которого изучают особенности продукта и внешнее влияние на него. Для каждого продукта компании нужно заполнить таблицу, состоящую из четырех блоков.
1) Strengths (сильные стороны продукта). Сюда можно записать конкурентное преимущество товара, связи основателя компании, особые компетенции в команде. То есть то, чем выгодно отличается бизнес.
2) Weaknesses (слабые стороны продукта). Опишите негативные особенности товара или бизнеса. Например, сильная закредитованность, необходимость больших постоянных расходов на поддержку, особые требования к персоналу и, соответственно, сложность найма.
3) Opportunities (возможности, которая предлагает внешняя среда). Это тенденции рынка, законодательные послабления, государственная поддержка, банкротство крупных конкурентов.
4) Threats (угрозы во внешней среде). В этом пункте нужно учитывать факторы, которые потенциально навредят продукту. Например, спад рынка, особые политические решения, кризис производства.
SWOT-анализ не требует использования каких-то особых экономических или маркетинговых инструментов — подобные таблицы может составить руководитель компании на основе самостоятельного анализа.
Внешние факторы, как угрозы, так и возможности, нужно искать в законодательстве, исследовании рынка, действиях конкурентов, открытии новых технологий, социальных тенденциях.
Для анализа внутренних факторов изучают поведение персонала, спрашивают мнение сотрудников, проводят опросы клиентов, смотрят на данные о продажах.
PEST-анализ — это метод изучения внешней, или макросреды. Его используют для оценки тенденций рынка и списка угроз и возможностей для компании. Иногда PEST-анализ является составной частью SWOT-анализа, но обычно в маркетинговых исследованиях это отдельный инструмент изучения рынка.
Для проведения PEST-анализа необходимо ответить на четыре блока вопросов.
1. P — политические факторы
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2017-824 с.
3) Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 292 с.
4) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». –М.: МИИТ, 2018. – 242 с.
5) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
6) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
7) Костенко, Е. П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 606 с.
8) Кравченко А.И. История менеджмента: учебник/А.И. Кравченко М.: Академ. Проект: Трикста, 2016. — 560 с.
9) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
10) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 527 с.
11) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
12) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 415 с.
13) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – 120с.
14) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2019. -172 с.
15) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2018. – 124 с.
16) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. – 80 с.
17) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2020. — 400 с:
18) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 432 с.
19) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования/ Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 160 с.
20) Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / П.Экман — СПб.: Питер, 2017. — 334 с.