Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Особенности развития координационных способностей у юниоров, занимающихся чирлидингом 12-16 лет 4
1.1.Понятие о координационных способностях 4
1.2.Развитие координационных способностей в тренировочном процессе у юниоров, занимающихся чирлидингом 12-16 лет 8
Глава 2 . Цель, задачи исследования 18
2.1. Цель и задачи исследования 18
2.2. Методы исследования 18
2.3. Организация исследования 22
Глава 3. Разработка методики развития координационных способностей юниоров, занимающихся чирлидингом 12-16 лет и особенности ее реализации в соревновательной деятельности 23
3.1Разработка и содержание методики, направленной на развитие координационных способностей у юниоров, занимающихся чирлидингом12-16 лет 23
3.2.Особенности реализации методики развития координационных способностей у подростков, занимающихся чирлидингом 12-16 лет 25
Выводы 30
Практические рекомендации 33
Список использованной литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные тенденции развития спортсменов требуют в процессе базовой подготовки юниоров, занимающихся черлидингом постоянного совершенствования их технического мастерства. Практика показывает, что достигнуть этого в большей степени можно посредством совершенствования специальных координационных способностей.
Двигательная активность выступает в качестве важнейшего фактора, обеспечивающего реализацию генетической программы возрастного развития. Большинство из них испытывает в современных условиях недостаток естественной двигательной активности. Восполнение этого дефицита использованием различных форм занятий физическими упражнениями должно быть правильно организовано, основываться на знании закономерностей возрастного развития ребенка. Задерживающее влияние на процессы роста и биологического созревания может оказывать не только недостаточная, но и избыточная физическая активность. Следовательно, необходимо знать ее оптимальные дозы, которые по мере роста организма не остаются постоянными.
Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у подростков, занимающихся черлидингом 12-16 лет обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юниоров, занимающихся черлидингом.
Предмет исследования: средства и методы формирования координационных способностей у юниоров, занимающихся черлидингом.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику формирования координационных способностей у юниоров, занимающихся черлидингом.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие о координационных способностях и их проявлениях у юниоров, занимающихся чирлидингом12-16 лет.
2. Рассмотреть особенности развития координационных способностей в тренировочном процессе у юниоров, занимающихся чирлидингом 12-16 лет
3. Изучить содержание методики, направленной на развитие координационных способностей у юниоров, занимающихся чирлидингом12-16 лет.
Методологическую базу исследования составили: системный подход (Л. фон Берталанфи, Н.В. Блауберг, Э.Г. Юдин); теория функциональных систем (П.К. Анохин); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев).
Научная новизна исследования состоит в том, что экспериментально обоснована методика развития координационных способностей у юниоров, занимающихся черлидингом на основе моделирования условий соревновательной деятельности.
Теоретическая значимость состоит в дополнении теории и методики спортивной тренировки, конкретных взаимосвязях основных проявлений координационных способностей в структуре двигательных возможностей у подростков, занимающихся черлидингом 12-16 лет.
Практическая значимость результатов исследования заключается в более высокой эффективности соревновательной деятельности юниоров, занимающихся черлидингом, вызванной применением методики развития их координационных способностей.
Глава 1. Особенности развития координационных способностей у юниоров, занимающихся черлидингом 12-16 лет
1.1. Понятие о координационных способностях
Проблемам двигательно-координационного развития посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей. Продолжительный период времени для характеристики координаций при выполнении каких-либо двигательных действий в отечественной теории и методике физического воспитания применяли термин «ловкость». Позже, совместно с термином «ловкость» стал применяться и термин «координационные способности».
Многими авторами для трактовки нового термина «координационные способности» использовалось определение понятия «ловкость». Вместе с тем Н.А. Бернштейн в своей работе «О ловкости и ее развитии» писал, что есть существенные различия указываемых понятий. Им было отмечено, что ловкость появляется в двигательных действиях, выполняемых при неожиданном изменении окружающей обстановки и требующей от индивида своевременного выхода из нее, точной, быстрой маневренности в непредсказуемых и внезапных воздействиях на него окружающей среды, а координационные способности проявляются при любом двигательном действии.
На данный момент существует множество определений двигательных координаций.
Ю.Ф. Курамшин определяет двигательные координации совокупностью свойств индивида, проявляющиеся при решении двигательных задач различной координационной сложности и обусловливающие успешное управление двигательными действиями.
А. А. Дмитриев трактует двигательную координацию как результат согласованного функционального взаимодействия различных систем и органов человека, то есть как единое целое либо как результат согласованного функционирования нескольких или только одной систем организма.
Координационные способности - это совокупность свойств индивида, которые проявляются при решении двигательных задач различной координационной сложности и обусловливающие успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
На данный момент существуют различные классификации двигательных координаций. По нашему мнению, наиболее доступная и простая - это классификация, которую предложил В.И. Лях, теоретические и экспериментальные исследования которого позволили выделить общие, специальные и специфические виды двигательных координаций.
Общие координационные способности - это реализованные и потенциальные возможности индивида, которые определяются готовностью его к оптимальной регуляции и управлению различными по смыслу и происхождению двигательными действиями.
Специальные координационные способности - возможности человека, которые определяют готовность его оптимально управлять сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специфические координационные способности - возможности индивида, которые определяют готовность его оптимально регулировать и управлять отдельными специфическими заданиями на координированность движений (реагирование, равновесие, ритму).
Аспекты классификации двигательных координаций были затронуты в научных работах многих исследователей. В физическом воспитании школьников они уделяли большое внимание специфическим двигательным координациям и выделяют наиболее сенситивные периоды для их развития.
Способность к равновесию характеризуется сохранением устойчивости положений тела в условиях разнообразных поз и движений. Принято различать динамическое и статическое равновесие. Сенситивными периодами развития равновесия является возраст у девочек до тринадцати, а у мальчиков до четырнадцати лет.
Способность к ориентированию в пространстве - способность определять и изменять положение тела в пространстве и во времени с учетом изменяющейся ситуации или движении объекта. Оптимальное развитие способности приходится на восемь - десять лет, затем до тринадцати несколько замедляется, после чего с тринадцати до шестнадцати лет отмечается дальнейшее повышение этой способности.
Способность к ритму - способность усваивать темпо-ритмовую структуру и технику выполняемого двигательного действия (частота движений). Сенситивными периодами развития способности к ритму является возраст у девочек до одиннадцати, а у мальчиков до четырнадцати лет. Однако В.С. Фарфель в своих исследованиях отмечает, что рост этой способности продолжается с четырнадцати до семнадцати лет.
Способность к расслаблению мышц состоит в умении сохранять позы и выполнять движения без лишнего напряжения. Оптимальными периодами развития у мальчиков является возраст с десяти до одиннадцати лет, а у девочек с десяти до двенадцати лет. Как у девочек, так и у мальчиков отмечается резкий рост способности с четырнадцати до пятнадцати лет.
Статокинетическая (вестибулярная) устойчивость - это способность к стабильному и точному выполнению двигательных действий в условиях вестибулярного раздражения (поворотов, кувырков, бросков и др.). Способность значительно увеличивается у детей младшего школьного возраста и продолжает улучшаться в среднем школьном возрасте.
Способность к быстрому перестроению двигательных действий - способность к быстрому преобразованию выработанных форм движений или моментально переключаться от одних двигательных действий к другим в соответствии с изменяющимися условиями. Наиболее интенсивное возрастание способности к быстрому перестроению двигательной деятельности отмечается в периоды с семи до одиннадцати, с тринадцати до четырнадцати и с пятнадцати до шестнадцати лет.
Способность к реагированию позволяет достаточно быстро и максимально точно выполнять целые, кратковременные движения на неизвестный или на заранее известный сигнал всем телом или его частью. Эта способность прогрессирует к тринадцати годам у девочек и в тринадцати - четырнадцатилетнем возрасте у мальчиков.
По исследованиям В.И. Ляха, наибольшее число сенситивных периодов двигательно-координационного развития приходится на возраст от семи до одиннадцати - двенадцати лет. В частности, у девочек с восьми до девяти лет выявилось в пять раз, а с девяти до десяти лет - в четыре раза больше благоприятных периодов развития, чем с тринадцати до четырнадцати лет. Полученные им результаты соответствуют одному из важных положений теории сенситивных периодов, выдвинутых Л.С. Выготским.
Согласно его мнению, при развитии определенных способностей и психофизиологических функций необходимо оказывать влияние не столько на уже достигшие определенного развития, сколько на находящиеся в «зоне ближайшего развития».
Из этого следует, что основным средством развития двигательно-координационных способностей служат физические упражнения, отличающиеся повышенной координационной сложностью и имеющие элементы новизны. Уровень сложности физических упражнений можно варьировать за счет изменения временных, пространственных, динамических параметров и условий выполнения двигательных действий, меняя расположение оборудования и инвентаря, их вес, высоту и т.д., а также используя комбинации двигательных навыков, сочетая бег с прыжками, ходьбу и ловлю предметов, а также выполняя упражнений по сигналу либо в ограниченное время.
1.2. Развитие координационных способностей в тренировочном процессе у юниоров, занимающихся чирлидингом 12-16 лет
Специалисты сходятся во мнении, что ловкость наиболее интенсивно развивается с возрастом до периода полового созревания (от 6-7 до 12-13 лет). Эти данные согласуются с результатами исследований особенностей проявления различных двигательных способностей у детей в дошкольном и школьном онтогенезе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белокопытова Ж.А. Оценка соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации: Метод. рекомендации /Ж.А.Белокопытова. - К., 1992. - 28с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А.Бернштейн. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288с.
3. Григорьева, С. А. Экспертная оценка координационных способностей, профессионально-значимых для бакалавров экономического профиля / С.А. Григорьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 47-50.
4. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Го-ломолзина, С.П. Левушкин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 24-28.
5. Горелов, А. А. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 37-41.
6. Гилев Г.А. Методология скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных пловцов: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1998. -24 с.
7. Глазко Т.А. Влияние тренировочных нагрузок на формирование двигательного навыка в скоростно-силовых видах легкой атлетики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 21 с.
8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
9. Горбунов Г.И. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.-20 с.
10. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КГАФК, 1995. - 68 с.
11. Горский А.П. Динамика проявления скоростно-силовых способностей школьников 8-15 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1970. 18 с.
12. Горстков Е.Н. Анализ тренировочной и оздоровительной деятельности боксеров тяжелых весовых категорий // Бокс: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 43-46.
13. Гречко А.С., Хромин В.Г., Соколов Г.Я. Программы по физической культуре для 9-11 классов: Базовая часть // Физической образование Сибири: Научно-методический журнал. Омск., 1997. - № 2 (6). - С. 128-137.
14. Губа В.П. Эффективность метода освоения основных спортивных умений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. — 21 с.
15. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение, понятия, классификация форм проявления / О. А. Двейрина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 35-38.
16. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике /Л.А.Карпенко //Культура физическая и здоровье. - 2007. - №4.- С.45-49.
17. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе физического воспитания: [Учебное пособие для студ. вузов] / Т.Ю. Круцевич. - К., 1999. - 232 с.
18. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А.Г. Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992. - С. 24-32.
19. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - М.: СпортАкадемПресс, 2008. - 192 с.
20. Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №1.- С. 48-50.
21. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №11. – С. 39-42.
22. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
23. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И.Лях //Теория и практика физической культуры. - 1991. - №11. - С. 17-20.
24. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7.- С. 28-30.
25. Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №8. - С. 44-46.
26. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П.Матвеев. - М.: Прогресс, 2001. - 324с.
27. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - М.: Физкультура и спорт, 2004 – 328 с.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001. – 412 с.
29. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий / Ю.В. Менхин. - М.: ФиС, 2000. - 148 с.
30. Менхин Ю.В. Конструктивный подход в обеспечении результативности физических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 10. - С. 7.
31. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям к видам спорта сложной координации: Автореф. дис. докт. пед. наук, 1991.-48с.
32. Методы исследований в спорте / Под общей ред. В.П. Филина -Харьков: Основа, 1992.- 149 с.
33. Михайлина Т.М., Лысенко В.В. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихсяобщеобразовательных школ // Теория и практика физической культуры. 1994. - № 11. - С. 17.
34. Мотылев А.В. Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одаренности детей и их значение при выборе спортивной специализации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. С-Пб., 1998. - 23 с.
35. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 279 с.
36. Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1993. - № 8. - С. 40.
37. Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1998. - № 10. -С. 18.
38. Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки спортсменок на уровне достижений в художественной гимнастике /Т.В.Нестерова //Современный олимпийский спорт и спорт для всех: XI междунар. науч. конгресс: в 4 ч. - Минск, 2007. - Ч.1.- С.182-185.
39. Пидоря, A.M. . Основы координационной подготовки спортсменов / А.М. Пидоря, М.А. Годик, А.И. Воронов. - Омск, 1992. – 166 с.
40. Ставицкий К.Р. Применение модифицированного теста в целях отбора / К.Р. Ставицкий //Организационные и программно-методические аспекты системы отбора перспективных спортсменов. - 1988. - С.188-195.
41. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция / И.И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 2001. – 46 с.
42. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 608 с.
43. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология. Учебник / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М.: Академия, 2007.-232с.
44. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания / М.И. Станкин. - М.: Просвещение. 2007.-24с.