Фрагмент для ознакомления
2
1. Стратегическое планирование на муниципальном уровне
1.1. Сущность стратегического планирования территории
Стратегия – это план действий, разработанный, исходя из реальных возможностей муниципального образования, опирающийся на глубокий анализ прошлых результатов, внешней и внутренней среды, с учетом прогноза их изменения в будущем и направленный на достижении главных целей местного самоуправления и его миссии.
Стратегия - один из нескольких наборов правил принятия решений относительно поведения организаций»: а именно, приемы получения результатов, разработка взаимоотношений групп хозяйствующих субъектов .
Нормативно-правовой базой для разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются федеральные законы и документы, самостоятельно принимаемые в муниципальных образованиях. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , расширил данные полномочия органов местного самоуправления, но отнюдь не конкретизировал их.
На сегодняшний день единственным официальным определением стратегического планирования является определение, которое содержится в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании российской Федерации» . Данный Закон направлен на формирование современной системы государственного стратегического планировании.
Согласно № 172-ФЗ, стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
В отношении органов местного самоуправления данный закон регулирует отдельные сферы стратегического планирования. В частности, органы местного самоуправления уполномочены определять долгосрочные цели и задачи социально-экономического развития муниципальных образований, разрабатывать, рассматривать, утверждать и осуществлять реализацию документов стратегического планирования по вопросам местного значения, осуществлять мониторинг и контроль реализации муниципальных документов стратегического планирования. Кроме того, данный закон определяет участников стратегического планирования на местном уровне - это органы местного самоуправления, а также муниципальные организации, если это предусмотрено муниципальными НПА. Закон устанавливает перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на местном уровне, оставляя право на определение содержания документов стратегического планирование, последовательности и порядка их разработки за органами местного самоуправления.
Стратегия развития муниципального образования должна базироваться на теории программно-целевого управления и предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения - количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития города .
Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года.
Планирование целей целесообразно осуществлять во всех временных горизонтах (25 лет, 10 лет, 5 лет, 1 год) с использованием трех основных методов планирования: директивное планирование («сверху»), индивидуальное планирование («снизу»), комбинированное («сверху - вниз»). Методика программно-целевого управления позволяет проводить декомпозицию глобальных целей муниципального образования до конкретных критериев качества жизни населения (около 100 критериев). Исходными
Муниципальное образование как объект стратегического управления имеет свои специфические особенности, которые определяются тем, какая территория и населенные пункты входят в его состав. С позиции системного подхода муниципальное образование как объект стратегического управления можно рассмотреть в виде совокупности шести взаимосвязанных макроподсистем: местное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность муниципального образования; производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой продукт; агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство
В целом разработку стратегии развития муниципальных образований можно определить как особый вид работы, состоящей в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития городов, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе .
Рассматривая особенности стратегического развития в целом как особого вида планирования, можно отметить такие его характерные черты как устремленность в средне – и долгосрочную перспективу; ориентация на решение ключевых для планируемой системы целей, от достижения которых зависит выживание и прогресс; обязательное сбалансирование целей стратегического плана с объемом и структурой ресурсов; учет всех позитивных и негативных факторов развития планируемой системы таким образом, чтобы мероприятия стратегического плана усиливали влияние позитивных факторов и ослабляли воздействие негативных моментов; предвидение изменений внешней и внутренней среды планируемого объекта с целью приспособления к ним развития объекта.
Особенности стратегического планирования развития территорий по сравнению с другими видами планирования могут быть отмечены по целому ряду параметров:
- Сроки действия;
- Административный статус;
- Объект планирования и широта его охвата;
- Методы разработки ( эксперты или практики);
- Способы обеспечения реализации;
- Мониторинг выполнения;
- Механизм осуществления необходимых корректировок.
Среди важнейших особенностей стратегического планирования развития муниципального хозяйства необходимо отметить следующее:
- стратегический план развития муниципального хозяйства носит рекомендательный характер, чем и отличается от директивных пятилетних планов прежних лет;
- процесс разработки ведется демократически, то есть в него вовлекаются все заинтересованные целевые группы и весь процесс разработки ведется в форме обсуждений, согласований, в нем участвуют и население, и предприятия, и представители бизнеса и общественности.
При разработке стратегии преобладают практические подходы с использованием элементов научных исследований, анализов, обобщений.
Программная стратегия – общественный документ, в отличие от прежних, носивших административный характер.
- Стратегическая программа публикуется в доступной для всех горожан форме, с диаграммами, схемами.
- Стратегия развития охватывает лишь основные важнейшие цели и направления развития города
- Период, охватываемый планом, может быть различным: от 2-3 лет до 10-15 лет.
В современных условиях значение разработки стратегии городского развития постоянно возрастает. Стратегический план развития в мировой практике муниципального управления является уже признанным стержневым элементом в системе методов, обеспечивающих регулирование развития города и позволяющих создавать условия для перспективного развития в сочетании с принятием текущих решений с учетом стратегических целей. В условиях социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры города к требованиям рыночной экономики стратегический план является наиболее адекватным инструментом, способным объединить усилия администрации и общества в целом для поддержания города в фазе устойчивого развития.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что механизм формирования стратегии развития муниципального образования предопределяет успех ее реализации и подлежит качественной экспертной оценке с целью своевременной корректировки действий, направленных на повышение эффективности стратегического управления муниципалитетом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841.
3. Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/5754fadce505fe4be46977d6a2450826/proekt_Psk_obl.pdf.
4. Активизация социально-экономического развития городов и регионов // Журнал «Евроград». - 2020. - № 13. - С. 60-66.
5. Ансофф И. Стратегия менеджмента. - СПб.: Питер, 2018. – 257 с.
6. Байнова М. С., Медведева Н. В., Рязанцева Ю. С. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2018. – 480 с.
7. Ветров Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием. - М: Институт экономики города, 2021. – 471 с.
8. Горбачева И.А. Роль и значение программно-целевого метода планирования и регулирования социально-экономического развития муниципальных образований // Экономика и современных менеджмент: теория и практика. - 2018. - №50. - С. 77-81.
9. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2017. –Т. 2. – № 28. – С. 146-149.
10. Исупов С. М. Содействие развитию экономики на муниципальном уровне. - СПб.: Питер, 2019. – 338 с.
11. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. - СПб: Питер, 2021. – 421 с.
12. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Обеспечение расширенного регионального воспроизводства на основе развития транспортной инфраструктуры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 4 (76) – С. 132-135.
13. Мухина Е.Р., Маринина А.В. Обзор ключевых задач в сфере управления природно-ресурсным потенциалом // Дневник науки. – 2017. – № 10. – С. 97-99.
14. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М., 2020. – 296 с.
15. Ремжов А. В. Общественные финансы как элемент финансовой системы // Финансы и кредит. – 2018. – № 27. – С. 37-41.
16. Скиба А.Н. Ресурсообеспеченность и инновации: особенности сырьевых экономик и выбор стратегии регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – №26 (161). – С. 41-51.
17. Стратегический план развития города: программа социально-экономического развития / Рук. авт. колл. проф. А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2020. – 96 с.
18. Суриков А. Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики: Краткие методологические пояснения // Вестник статистики. – 2019. – № 12. – С. 15-19.
19. Территориальное стратегическое планирование. Практ пособие. МЦСЭН «Леонтьевский центр», 2018. – 208 с.
20. Яковлев О.П., Картаева Е.А., Родин Н.В. Комплексное территориальное развитие и постановка стратегического управления в администрации муниципального образования. - М: РНЦГиМУ, 2019. – 354 с.