Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях.
Для любой компании важна разумная и целенаправленная инвестиционная деятельность. Вложения денежных средств в реализацию различных проектов несут в себе задачу достижения определенных целей в зависимости от проводимой компанией политики. Цели могут быть самыми различными: повышение рентабельности производственного процесса, расширение или модернизация производства, увеличение доли рынка, технологический прорыв.
Инвестиционный проект — это процесс осуществления комплекса взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных финансовых, экономических, социальных, инфраструктурных и в некоторых случаях политических результатов.
Реализация инвестиционных проектов представляет собой новую и в недостаточной степени изученную сферу деятельности предприятий на российском рынке.
В современных условиях ведения хозяйственной деятельности в России, характеризующихся высокой степенью неопределенности и риска, обоснованный выбор объекта инвестиционной деятельности приобретает особую актуальность. В настоящее время в качестве обобщающего показателя целесообразности вложения инвестиционных средств в деятельность любого предприятия принято рассматривать так называемый показатель инвестиционной привлекательности, определяемый на основе достигнутых финансовых результатов предприятия.
Целью курсовой работы является экономическое обоснование эффективности инвестиционного проекта.
Для достижения поставленной цели в работе будет решен ряд поставленных задач:
- изучить теоретические основы оценки эффективности реализации проектов;
- провести оценку эффективности инвестиционного проекта предприятия.
Предмет исследования – инвестиционный проект строительства и эксплуатации кирпичного завода.
В ходе разработки выпускной квалификационной работы были использованы труды, таких авторов и исследователей, как А.Д. Шеремет, Г.В. Савицкая, П.П. Виленский, В.Н. Лившиц, А.С. Нешитой, Е.С. Стоянова, и других.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный инвестиционный проект будет способствовать повышению эффективности деятельности исследуемого предприятия.
В процессе работы применены следующие научные методы: метод анализа, сравнения, факторного анализа, метод скользящих средних, экспертных оценок.
1 Теоретические основы оценки эффективности реализации проектов
1.1 Сущность, роль и значение инвестиций для развития бизнеса
Термин «инвестиции» имеет латинское происхождение - «investure» (облачать), в экономическую теорию и практику указанное понятие пришло из английского языка - «to invest» (вкладывать).
Согласно статье 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [7, С.9]. Федеральным законом № 160- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 2) в число этих объектов гражданских прав, не изъятых из оборота и не ограниченных в обороте РФ, добавлены также услуги и информация [5, с.8].
Инвестиции - это вложение денег с целью получить прибыль или качественно улучшить характеристики объекта. Например, замена перекрытий крыши с деревянных на железобетонные. Объектами инвестиций могут быть:
- основные средства - недвижимость, оборудование и т. д.;
- нематериальные активы - авторские права, лицензии, патенты, товарные знаки и др.;
- банковские депозиты - краткосрочные и долгосрочные;
- ценные бумаги - акции, облигации, паи;
- драгоценные металлы и предметы искусства;
- бизнес - покупка нового или расширение действующего с помощью сделок слияния и поглощения.
2 Оценка эффективности инвестиционного проекта предприятия
2.1 Исходные данные для расчета эффективности проекта
На предприятии разработан инвестиционный проект строительства и эксплуатации кирпичного завода производственной мощностью М (тыс. шт./год). Период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (∆Т) равен 0,8 года.
Признано целесообразным 10% производственной мощности завода использовать в качестве резерва.
В соответствии с проектом ежегодные постоянные расходы завода составляют С (тыс. руб./год), а переменные - V (руб./шт.). Рыночная цена кирпича на момент проектирования завода определяется как Z0 (руб./шт.). Прогнозируется, что к началу эксплуатации завода цена кирпича изменится: от αmin = 1,14 до αmax = 1,2. Капиталовложения предприятия в создание завода составляют К (тыс. руб.). Норма эффективности капитальных вложений (EН), установленная предприятием, равна 0,2. Ожидаемый спрос на кирпич составляет 1,25 М. Величиной инфляционных ожиданий при выполнении расчетов можно пренебречь.
Необходимо определить величину следующих показателей, характеризующих эффективность реализации предприятием инвестиционного проекта:
1) годовую производственную программу предприятия;
2) ожидаемую цену реализации единицы продукции (кирпича);
3) годовую выручку от продажи кирпича;
4) годовые переменные текущие затраты;
5) условно-постоянные текущие затраты на единицу продукции;
6) себестоимость производства единицы продукции;
7) себестоимость производства годового выпуска товарной продукции;
8) величину годовой балансовой прибыли предприятия;
9) рентабельность производства кирпича;
10) годовую производственную программу самоокупаемости предприятия;
11) характеристику и степень надежности будущего бизнеса;
12) величину годового совокупного налога (при отсутствии льгот по налогообложению);
13) годовую производственную программу самоокупаемости предприятия с учетом его налогообложения;
14) долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов;
15) долю балансовой прибыли, изымаемую в бюджет в качестве налогов (совокупный налог в процентах от балансовой прибыли);
16) коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений (с учетом риска предпринимательской деятельности).
После выполнения всех необходимых расчетов необходимо сделать вывод о целесообразности диверсификации бизнеса (строительства кирпичного завода).
Все необходимые расчеты провести в двух вариантах: а) при затратном методе ценообразования; б) при рыночном методе ценообразования.
При расчетах следует исходить из следующих положений: планируемый выпуск кирпича составляет 85% производственной мощности предприятия; налоги составляют: λ = 0,215 величины постоянных затрат (условно-постоянные годовые налоги) и β = 0,28 балансовой прибыли предприятия (переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия).
После выполнения всех необходимых расчетов необходимо сделать вывод о целесообразности диверсификации бизнеса (строительства кирпичного завода).
Результаты выполненных расчетов оформить в сводной таблице. Построить график издержек и результатов производства в зависимости от производственной программы предприятия. Сравнить полученные результаты расчетов для различных видов ценообразования и сделать выводы, объясняющие расхождения этих результатов.
Исходные данные для расчета приведены в таблице 2.
Таблица 2
Исходные данные для выполнения расчетов курсовой работы (по вариантам)
Обозначения в таблице:
М - производственная мощность будущего кирпичного завода (тыс. шт./год);
V - переменные затраты на единицу продукции (руб./шт.);
Z - расчетная цена единицы продукции (кирпича) - (руб./шт.);
C - годовые постоянные затраты завода (тыс. руб./год),
K - капитальные вложения в строительство завода (тыс. руб.);
а - изменение товарной массы, поставляемой конкурентами на рынок, (доли единицы);
аф - рыночная доля новой фирмы по отношению к объему товарной массы базового периода (доли единицы);
Kэц - коэффициент ценовой эластичности спроса на товар (доли единицы);
Д - коэффициент изменения дохода потребителей товара (доли единицы);
Кэд - коэффициент эластичности товара по доходу потребителей (доли единицы).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринов, В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование:Учебное пособие / Баринов В.А. - М.: КНОРУС, 2019. - 240с.
2. Белолипецкий, В.Г. Финансы фирмы / В.Г. Белолипецкий. М: ИНФРА-М, 2020.- 230 с.
3. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 215с.
4. Бобылева, А.З. Финансовые управленческие технологии: Учебник / А.З. Бобылева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 492 с.
5. Бочаров, В.В. Инвестиционный менеджмент. - СПб: Питер, 2020.-160 с.
6. Бромвич, М. Анализ экономической эффективности капиталовложений / Пер. с англ.-М.: ИНФРА- М, 2019.-432 с.
7. Лукасевич, И.Я. Инвестиции: Учебник / И.Я. Лукасевич. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. - 413 с.
8. Гапоненко, В.Н. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие / В.Н. Гапоненко. - М.: РАГС,
2018. - 224 с.
9. Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2019.- 413 с.
10. Зимин, И.А. Реальные инвестиции: Учебное пособие. - М.: ЭКМОС, 2020.-304 с.
11. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 425с.
12. Скляренко, В.К., Прудников, В.М. Экономика предприятия: Учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 528 с.
13. Розенберг, Дж. М. Инвестиции: Терминологический словарь / Дж. М. Розенберг. - М.: Инфра-М, 2018. - 400 с.
14. Трубочкина, М.И. Управление затратами предприятия / М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 218с.
15. Управление затратами на предприятии: Учебник. - В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев; под общ. ред. Г.А. Краюхина. - СПб.:
Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2019. - 560с.
16. Хайниш, С.В. Управление изменениями и механизм активного развития на предприятии / С.В. Хайниш, Н.Ю. Токарева.- М.: Росхоз, 2018. - 153 с.
17. Чернов, В.А. Инвестиционный анализ: учеб. пособие / В.А. Чернов; под ред. М.И. Баканова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. -159 с.
18. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 237 с.
19. Управление проектами: Учебное пособие / под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 336с.
20. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандара. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 334 с.