Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретический анализ использования игры в процессе обучения английскому языку младших школьников
1.1 Роль и значение игровой деятельности в младшем школьном возрасте
Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольного поведения и развитие психических процессов ребенка. В процессе реализации игровых ролей, ребенок подчиняет данной задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. Ребенок дошкольного возраста лучше сосредоточивается и лучше запоминает любую информацию в условиях игры, чем в форме заданий. Игра влияет на умственное развитие ребенка-дошкольника. С помощью предметов-заместителей, дети начинают оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления [15, с. 27].
Следовательно, с помощью реализации игровых действий у ребенка происходит переход к мышлению в плане образов и представлений. Особенности игр в дошкольном возрасте изменяются: от предметных действий людей к отношениям между ними, и далее к подчинению правилам, которые регулируют поведение и отношения людей.
По мнению Л.С. Выготского 2, в игре все внутренние процессы представлены во внешнем действии. Существенное влияние игра оказывает на становление мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст представляет собой период интенсивного формирования сферы мотивации, в процессе которого формируются личностные механизмы поведения, возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Особенно интенсивно данный процесс протекает в сюжетно-ролевой игре.
Ключевым преимуществом игровой деятельности является непосредственное отношение к формированию потребностно-мотивационной сферы ребенка. Особое значение игры Л.С. Выготский, который называл игру «школой произвольного поведения» 2, с. 63], определял игру как инструмент возникновения различных форм произвольности детей: начиная с элементарных до наиболее сложных.
Главный парадокс игры состоит в том, что именно в данной максимально свободной от всякого принуждения деятельности, которая всецело находится во власти эмоций, дети раньше всего учатся управлять своим поведениям и регулировать его сообразно общепринятым правилам 13, с. 177. Сущность игры дошкольников как раз и заключается в таком противоречии.
Опираясь на это противоречие, Д.Б. Эльконин считал, что играя роль взрослого, ребенок в это же время берет на себя определенный способ поведения, который понятен для него, но одновременно присущ взрослому 14, с. 17. Следовательно, игра представляется весьма важным условием развития психики ребенка.
Мотивы представляют собой игровую деятельность, которая имеет непосредственное отношение личности к окружающему социуму; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. [11, с. 69].
Игра тесным образом связана с личностным развитием и именно в период ее особенно интенсивного развития, в детстве она приобретает особое значение.
Игры детей являются весьма разнообразными и отличаются по содержанию, организации, правилам, характеру игровой деятельности детей, по воздействию на ребенка, по видам предметов, которые используются для осуществления игровых действия, происхождению и т.д. Все это делает классификацию игр весьма затруднительной, но для правильной организации игровой деятельности группировка их все же необходима. Всякий вид игры исполняет свою определенную функцию в развитии ребенка [11, с. 70].
В младшем школьном возрасте можно выделить следующие виды игр:
- творческие сюжетно-ролевые игры, обычно возникающие по инициативе ребенка;
- дидактические игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
- словесные игры;
- подвижные игры;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных видов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.
1.Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» включает сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывается самими детьми. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творческая деятельность детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.
- сюжетно-ролевая игра является основным видом игровой деятельности дошкольника. Данный вид игры имеет такие особенности как эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
- играм-драматизациям присущ ряд черт творческих игр: замысел, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации.
- строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей [11, с. 40].
2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
Дидактическая задача определена в соответствии с целями обучения и воспитания, формируется педагогом и несет в себе обучающую функцию.
В дидактической игре правила задаются изначально. В соответствии с правилами педагог осуществляет управление игрой, познавательной деятельностью и поведением детей. Правила оказывают влияние на решение дидактической задачи – ограничивают действия дошкольников, осуществляют направление их внимания на выполнение той или иной задачи в процессе обучения. Результат игры подводится сразу после ее окончания. [11, с. 45].
3. Словесные игры строятся на словах и действиях детей, которые в нее играют. В играх данного типа младшие школьники учатся с опорой на уже приобретенные представления о предметах, углубляют знания о них, потому что в словесных играх необходимо использовать знания о новых связях в нестандартных обстоятельствах. Дети без помощи педагога решают различные мыслительные задачи: занимаются описанием предметов и выделяют их характерные признаки; отгадывают загадки на описание; занимаются поиском признаков сходства и различия; осуществляют группировки предметы по разным свойствам, признакам; ищут алогизмы в суждениях и др. [9, с.12].
4. Подвижные игры. В основе подвижных игр лежат различные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры реализуют потребность дошкольника в движении, с помощью их ребенок накапливает разнообразный двигательный опыт.
5. Традиционные или народные игры являются основой для множества игр, которые относят к обучаемым и досуговым. Предметная среда традиционных игр зачастую представлена в музеях, а не в детских коллективах. Современные исследования позволяют сделать вывод, что традиционные игры оказывают влияние на формирование у дошкольников универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторная координация, произвольность поведения, символическая функция мышления и другие), и важных черт психологии этноса, создавшего игру [8, с. 70].
Следовательно, разнообразие видов игр определяет их воспитательное и образовательное значение. Игра – это совокупность осмысленных действий, которые объединены единством мотива. Известное представление о том, что игра – это функционирование, порождена тем фактом, что игровое действие происходит не ради практического эффекта, который она оказывает на обыгрываемый предмет. Игровая деятельность – не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, совершаемое лишь потому, что в организме накоплен излишек нерастраченной энергии. Игра – прежде всего, деятельность, являющаяся выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
Ролевые отношения между участниками игры являются основными параметрами, определяют характер эмоций. В зависимости от конкретной дидактической цели нестандартного урока, индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей, сюжетно-ролевую игру можно проводить с одним учеником, группой или с целым классом.
1.2 Сущность обучения произношению учащихся на уроках английского языка в начальной школе
Игры можно разделить на две группы. Первая включает в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствуя формированию языковых навыков. Отсюда его название «подготовительные игры». Этот раздел открывают грамматические игры, которые по объему занимают более чем третью часть пособия, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся.
Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматической структуры, которая требует многократного их языкового повторения, утомляет детей своим однообразием, потраченные усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной.
За грамматическими играми идут лексические игры, которые логически продолжают «строить» фундамент речи. Фонетические игры используются для коррекции произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию языковых и произносимых навыков в каком-то смысле способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.
Большинство игр первой главы могут быть использованными в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и последующего закрепления.
Второй раздел называется «творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию языковых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении языково-мыслящих задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлении в аудировании и речевых играх. Игры второго раздела тренируют у учащихся творческие умения 7, с. 23.
Из всего этого разнообразия раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разного возраста.
2. Игра для детей является свободной формой деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для собственного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления.
4. Игра является практикой развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
5. Игра-воля самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, ум и творчество.
6. Игра – главная сфера общения детей; в них решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей 7, с. 25.
Многие исследователи пишут, что закономерности формирования мыслительных действий на материале школьного обучения проявляется в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д.