Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ЦИФРОВЫЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И ВИДЫ
1.1 Понятие и определение сущности цифровых прав
Активное развитие информационных технологий, социальных сетей, поисковых систем, «мобильная революция» и повсеместная цифровизация оказывают существенное влияние на российское гражданское право: появляются новые общественные отношения, нуждающиеся в регулировании, новые объекты интеллектуальной собственности; перед законодателем ставятся ранее неизвестные для правопорядка вопросы, требующие ответов, чтобы обеспечить безопасность совершаемых в цифровой среде сделок. Все это порождает необходимость пересмотра устоявшихся в теории гражданского права и на практике подходов и выработки актуальных.
01.10.2019 г. вступили в силу поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, закрепляющие понятие «цифровые права» и создающие основы для регулирования отношений в рамках цифровой экономики. Соответствующий Федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» Президент Российской Федерации подписал 18.03.2019 г. (далее – Федеральный закон № 34-ФЗ). Закон разработали в рамках реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды»
национальной программы «Цифровая экономика РФ» .
Согласно поправкам цифровые права – это новый объект гражданских прав (статья (далее – ст.) 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) . Под ними понимаются особые «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам». При этом осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения им возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу (пункт (далее – п.). 1 ст. 141.1 ГК РФ).
На основании Федерального закона № 34-ФЗ письменная форма сделки считается соблюденной также в случае, если ее совершили с помощью электронных или иных технических средств, позволяющих воспроизвести содержание сделки в неизменном виде на материальном носителе. Требование о наличии подписи в таком случае считается выполненным, если есть возможность достоверно определить личность гражданина (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Таким образом, теперь договор в письменной форме еще можно заключить путем составления одного электронного документа, подписанного сторонами, либо обмена такими документами или иными данными (ст. 434 ГК РФ). Например, договор розничной купли-продажи будет считаться заключенным с момента выдачи продавцом покупателю электронного документа, подтверждающего оплату (ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) (далее – ГК РФ). Вместе с тем, в соответствии с дополнением, внесенным в ст. 1124 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (далее – ГК РФ), не допускается составление завещания с использованием электронных либо иных технических средств.
Федеральным законом № 34-ФЗ в ст. 128 ГК РФ слова «вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права» были заменены словами «вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права)». Таким образом, теперь безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги прямо отнесены к категории «имущественные права», однако остался открытым вопрос о том, что же еще включает в себя категория «иное имущество» наряду с имущественными правами. Однако главным нововведением стало включение в приведенный в ст. 128 ГК РФ перечень объектов гражданских прав категории «цифровые права».
Прежде всего, обращает на себя внимание то, что законодатель поставил цифровые права в один ряд с традиционными объектами гражданских прав, а именно с имущественными правами, включающими безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги (п. 1 ст. 128 ГК РФ).
Изначально в проекте ст. 141.1 ГК РФ под цифровыми правами предлагалось понимать «совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), существующую в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав». Таким образом, исходя из этого определения, цифровым правом признавались цифровой код или обозначение.
В итоговом варианте ст. 141.1 ГК РФ понятие цифровых прав сформулировано по модели определения понятия бездокументарной ценной бумаги (ст. 142 ГК РФ): «цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам».
В проекте ст. 141.1 ГК РФ законодатель к цифровым правам относил только права, возникающие у пользователей платформ криптовалют и ICO. В окончательном же варианте статьи было принято решение отказаться от привязки цифровых прав исключительно к децентрализованным информационным системам (децентрализованным реестрам) . В экспертном заключении по проекту федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Экспертное заключение) отмечалось, что проект сильно сужает понятие «цифрового права», которое дается в привязке его существования только с распределенным реестром. Ведь права в электронной форме могут существовать не только в блокчейне. Действительно, такой подход дискриминировал бы другие технологии, которые способны закреплять права в электронном виде. Блокчейн-технология имеет определенные временные рамки существования, и связывать нововведение с этой конструкцией, которая может устареть спустя время, представляется нецелесообразной.
В итоге мы получили определение понятия «цифровые права» настолько обширным, что в него можно включить любые права, фиксируемые в цифровой форме. Например, в Экспертном заключении указывалось на сходство с цифровыми правами баланса мобильного телефона, бонусов от различных организаций, зачисляемых на электронные карты и фиксируемых в их информационных системах, бонусов (валюты) в компьютерных играх и др. С развитием технологий и цифровизацией общества таких примеров будет становиться все больше. Такое широкое понимание цифровых прав, наличие в ст. 141.1 ГК РФ оговорок («названные в таком качестве в законе», «отвечающей установленным законом признакам») дают возможность законодателю постепенно более детально проработать эту категорию: установить конкретные их виды, признаки, содержательное наполнение и т.д. Однако ответа на вопрос о том, в какой срок и какими законами это должно быть сделано статья 141.1. ГК РФ не содержит. Нормы ГК РФ о цифровых правах носят, скорее, декларативный характер и лишь констатируют, что цифровые права существуют как объекты гражданских прав и относятся к имущественным правам в информационной системе .
Законодатель дает лишь общую характеристику цифровым правам – это «обязательственные или иные права, содержание и условия осуществления которых должны определяться в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам». Однако эта формулировка не раскрывается законодателем. Можно предположить, что к обязательственным цифровым правам относятся существующие в электронном виде права требования на получение какого-то результата, совершения действия, передачи имущества и т.д. Появление иных цифровых прав, их содержание и условия определяются правилами информационной системы. Иные цифровые права (впрочем, как и обязательственные) «живут» в рамках информационной системы. Цифровое право упрощенно – это право, которое предусмотрено информационной системой. Представляется, что законодатель вполне мог обойтись без использования в тексте п. 1 ст. 141.1 ГК РФ слов «обязательственные и иные», поскольку они никоим образом не способствуют раскрытию понятия цифрового права . Очевидно, что п. 1 ст. 141.1 ГК РФ носит отсылочный характер и сам по себе не позволяет раскрыть содержание и условия осуществления цифрового права. Те или иные права будут называться цифровыми в специальных законах, предусматривающих признаки, которым должна отвечать информационная система, устанавливающая правила определения содержания цифрового права и условий его осуществления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
нормативные правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1994, № 5, ст. 410.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Федеральный закон № 34-ФЗ от 18.03.2019 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.03.2019, № 12, ст. 1224.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, №31 (часть I), ст. 3448.
6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 7 от 04.06.2019 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/72296050/ (дата обращения: 16.16.2021).
7. Паспорт федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды»: утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол № 9 от 28.05.2019 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/72296052/ (дата обращения: 16.16.2021).
8. Экспертное заключение по проекту федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации»: принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 17.01. 2019 г. № 183-1/2019. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=181511&dst=100001#016599569851125628 (дата обращения: 16.06.2021).
публикации в периодических и продолжающихся изданиях:
9. Бакуменко А.А., Урнышева А.В. Гражданско-правовые способы защиты цифровых прав // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 47-49.
10. Епархина О.В. Цифровые права граждан и их защита в постковидном обществе // Социально-политические исследования. – 2020. – № 3(8). – С. 20-37.
11. Кирилловых А.А. Цифровые права: определение сущности и содержания в системе объектов гражданских прав // Право и экономика. – 2021. – № 1(395). – С. 21-27.
12. Кирсанова О. Особенности правового регулирования цифровых денег и цифровых прав // Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. – 2021. – № 8-2. – С. 38-41.
13. Коляса В.С., Зарецкий А.М. Цифровые права в современной юриспруденции // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2021. – № 3. – С. 87-90.
14. Конобеевская И.М. Цифровые права как новый объект гражданских прав // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. – 2019. – Т. 19. – Вып. 3. – С. 330–334.
15. Кузьменков М.Ю. Коллизионное регулирование оборота цифровых прав // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – Т. 16. – № 3(124). – С. 152-159.
16. Куликова А.А. Цифровые права в российской правовой системе: понятие, виды // Современный юрист. – 2019. – № 1(26). – С. 178-185.
17. Купцова А.С. Проблемы гражданско-правовой квалификации цифровых прав // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 221-228.
18. Лапина А.А. О подходах к юридической природе смарт-контракта // Молодой ученый. – 2021. – № 16(358). – С. 268-271.
19. Решетняк С.Р. Классификация цифровых прав // Вестник экспертного совета. – 2021. – № 1(24). – С. 96-105.
20. Родина Т.Ю. Цифровые права: новое в гражданском законодательстве // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 32. – С. 85-89.
21. Старовойтова А.С., Василевская Л.Ю. Проблемы гражданско-правовой защиты цифровых прав // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Иркутск, 2019. – С. 211-215.
22. Старосельцева М.М., Брусова П.И. К вопросу о защите цифровых прав сквозь призму гражданского права // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2020. – Т. 5. – № 2(10). – С. 227-230.
23. Фоменко В.В. Цифровые права и их виды // Правовой взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 37-40.
24. Хаустов Н.С. Недостатки правового регулирования защиты цифровых прав // Государство и право. Материалы 58-й Международной научной студенческой конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 166-167.