Фрагмент для ознакомления
2
Глава I. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей старого человека
1.1. Теоретические подходы к старению
Возрастными границами пожилого возраста являются 60 – 74 лет, а старческого возраста – с 75 до 90 лет.
В качестве задач развития в пожилом возрасте и старческом возрасте выделяется необходимость осознания ценности своей личности вне профессиональной роли, поддержание разных видов активности, передача социального опыта новому поколению, сопоставление жизненных планов и их реализации (подведение итогов жизни).
В.В. Болтенко выделила этапы психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.
На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Это проявляется в эпизодическом участии в выполнении прежней работы, чтении и написании специальной литературы.
На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счет выполнения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение семейных событий, успехов или неудач детей и внуков.
На третьем этапе главной становится забота о личном здоровье. Темой для разговора часто являются лекарства, способы лечения, врачи, их профессиональные и личностные качества.
На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни, круг общения сужен. Главным является поддержание личного комфорта человека.
На пятом этапе происходит снижение потребностей витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение почти отсутствуют [1].
Психологические теории старения наиболее полно описаны в следующих психологических школах: бихевиористской, психоаналитической, когнитивной и когнитивно-бихевиористской. Общий вопрос, на который пытается ответить каждое направление со своих методологических позиций: какое влияние старение оказывает на личностные особенности человека и как его личность влияет на процесс старения.
Бихевиористские теории старения изучают изменения в поведении у человека, которые наблюдаются с возрастом; с возрастными изменениями сравнивают паттерны поведения, демонстрируемые в разные периоды жизни.
В рамках этих теорий были определены следующие виды старения: биологическое, психологическое и социальное. Под биологическим старением понимаются процесс старения и физические и психологические изменения, которые его сопровождают, это старение в терминах биологического возраста.
Психологическое старение в терминах психологического возраста: изменения саморегуляции и поведенческих способностей индивида в области принятия решений и выбора адаптивных стратегий в ответ на изменения окружающей среды. На него влияют два других вида старения: биологическое и социальное. Психологическое старение включает адаптивные способности памяти, интеллекта, умений, мотивации, эмоций и пр. для контроля поведения и саморегуляции [14].
Социальное старение в терминах социального возраста: при прохождении индивидом в течение цикла жизни через социальные институты, членом которых он является, происходит изменение социальных ролей, соответствующих ожиданиям общества. Социальный статус должен согласовываться с тем, что «типично» для каждого периода жизни, его социального возраста (например, паттерны речи или одежды).
Психоаналитическое направление в психологии старения подробно представлено в концепции Э. Эриксона (модель цикла жизни), он раздвинул хронологические рамки классического психоанализа и представил жизненный цикл человека как последовательную смену восьми фаз. Теории развития, которые определяют старение скорее как развитие, чем как дегенерацию, основаны на стадиальном подходе.
Последняя задача жизни по Э. Эриксону - достижение «эго- интеграции»: когда человек способен переоценить и принять свой жизненный опыт, ценность и значение своей собственной жизни. Это не значит, что ему требуется оценить свою жизнь как «успешную» - скорее, принять все свои достижения и неудачи как уникальный личный опыт.
На более поздних этапах развития этой теории подчеркивалась важность последних стадий, характеризующих не только проблемы развития, но и потенциал для роста.
Психология развития с ее периодизацией жизненного цикла основана на трех специфических принципах, важных для понимания старения:
- старый возраст связан с ранней жизнью индивида. Он не конструируется как отдельная, отличная от других, фаза с качественно иными характеристиками;
- социальный фактор имеет большое значение. Успешность разрешения кризиса на разных стадиях жизни зависит от обстоятельств, от личностных психологических характеристик и от вредных, разрушительных влияний, с которыми человек сталкивается;
- на разрешение задач развития влияют «Я» индивида и его окружение. Поэтому индивиды движутся от одной стадии к другой с разным уровнем успеха и, следовательно, с различной подготовленностью к следующей стадии. Их кумулятивный эффект определяет огромное многообразие людей [16].
Согласно теории структуры жизни Д. Левинсона, последняя разделяется на ряд паттернов, лежащих в основе жизни личности в данное время. Он выделяет четыре серии периодов, или фаз, которые определяют порядок развития взрослого: до-взрослости - 0-22 лет, ранней взрослости - 17-45 лет, средней взрослости - 40-65 лет, поздней взрослости - 60 лет и старше, частично совпадающие в психобиосоциальных переходах [9].
Таким образом, фазы могут быть стабильными или переходными. Хотя каждая фаза включает биологическую, психологическую и социальную адаптацию, семья и работа рассматриваются как основные в структуре жизни в любое время, и индивидуальное развитие переплетается с изменениями в этих ролях.
Теория Д. Левинсона сходна с моделью цикла жизни Э. Эриксона, но в большей степени концентрируется на роли человека в семье и обществе: чтобы оставаться удовлетворенными, пожилые люди должны научиться уступать лидерство и переходить на «вторые» роли. Это не означает отрешенности от своих обязанностей. Они должны «подвести итог», принять свое прошлое [9].
Аналитическая психология изучает появление интегрированного смысла «Я» через процесс индивидуализации, это задача, которая доминирует во второй половине жизни. К. Юнг именно так постулирует важные психологические задачи для второй половины жизни. Однако ценности современного общества таковы, что процесс индивидуализации не проходит легко. Социальные образы старения и пожилых людей в обществе отрицают важность или даже возможность развития в поздний период жизни [12].
Р. Эшли считает, что в процессе старения человек будет пытаться поддерживать паттерны, привычки и стиль жизни, которые были характерны для его юности и молодости. Так, на возникающие проблемы - выход на пенсию, физические изменения, потери - стареющий индивид ответит теми способами, которыми он привык действовать. Этим подчеркивается значение истории предыдущей жизни и личностных характеристик [12].
Когнитивная психология старения - направление психологии, изучающее специфику сенсорных и когнитивных процессов старения через такие параметры, как внимание, ощущение, восприятие, мышление, обучение и научение, память, а также исследующее развитие личности стареющего человека в окружающей среде. Она изучает персональные особенности старения - как пожилой человек переживает и истолковывает внешнюю данность (например, снижение телесной и духовной способности к достижениям) [21].
При этом главную роль играют три фактора: личностный (пристрастность или беспристрастность), социальный (включение или изоляция) и понимание конечности собственного бытия.
В этом научном направлении старение рассматривают как феномен, имеющий отношение ко всему организму индивида в мультидисциплинарном контексте.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ворошилова И.И. Геронтофобическое направление в социализации пожилых людей // И.И. Ворошилова, Е.В. Цикаришвили, А.Ю. Воро-бьев // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 9. – С. 59-60.
2. Глозман Ж.М., Наумова В.А. Жизненный опыт как потенциал успеш-ного старения // Российский психологический журнал. – 2018. – Т. 15 (3). – С. 25 – 51.
3. Добровольцы – старшему поколению: В 3 т. / Под общ. ред. В. А. Лу-кьянова и С. Р. Михайловой. Сборник статей, лекций, методических и аналитических материалов. - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2015. – Т. 1: Соци-альная добровольческая помощь и услуги людям старшего поколения. – 342 с.
4. Дубровина И. В. Психологическое здоровье в контексте возрастного развития / Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 67 – 95.
5. Ермолаева М.В. Проблема социализации и развития личности в старо-сти // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2012. – № 2. – С. 96 – 110.
6. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Экс-мо, 2007. – 416 с.
7. Ковалёва Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. – 2014. – №7. – С. 73. – 76.
8. Косова Г.Ф., Куприянова И.А., Шевчук А.А. Ресурсы социализации старшего поколения // Символ науки. – 2015. – № 6. – С. 124 – 127.
9. Левинсон Д. Переход середины жизни: период во взрослом психосо-циологическом развитии // Журнал для Исследования Межабонентских Процессов. – 1977. – № 40. С. 99-112.
10. Личность и ее свойства: практикум: учеб.-метод. пособие / С.Д. Некра-сов, З.И. Рябикина, Г.Г. Танасов. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. – 109 с.
11. Минигалиева М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей // Отечествен-ный журнал социальной работы. – 2004. – №3. – С. 8–14.
12. Новикова Н.В. Тема старости в культурном контексте романтической эпохи // Пожилые люди - взгляд в XXI век / Под ред. З.М. Саралиевой. – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2010. – С. 155-157.
13. Психология старости // Под ред. Д.Я. Райгородского. – М.: Бахрах-М, 2004. – 733с.
14. Родин Дж., Лангер Э. Ярлыки старения // Практикум по социальной психологии. 4- ое международное издание / Э. Пайнс, К. Маслач. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – С. 327-344.
15. Семке В.Я. Основы пограничной геронтопсихиатрии. – М.: Медицина, 2016. – 526 с.
16. Смолькин А. Исторические формы отношения к старости // Отечествен-ные записки. – 2015. – № 3. – С. 253-264.
17. Стрижицкая О.Ю. Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Пе-дагогика. – 2013. – № 4. – С. 118 – 127.
18. Суслова Т.Ф. Социальная активность личности как детерминанта пози-тивной адаптации полноценной жизни в пенсионном возрасте // Совре-менная зарубежная психология. – 2017. – Том 6. № 3. – С. 63 – 70.
19. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одино-ким пожилым людям в структуре министерства труда и социального развития // Психология зрелости и старения. – 2008. – № 4. – С. 55-67.
20. Титова Л.Г., Румянцева Е.С. Гражданское просвещение пожилых лю-дей: проблемы реализации в условиях современных обществ // Яро-славский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 347 – 353.
21. Томэ X. Формы изменения личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2014. – С. 365-371.
22. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Эксмо, 2012. – 208 с.
23. Шагидаева А.Б. Эмоциональная сфера в старости: возрастные и регио-нальные различия // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. – С. 102 – 115.
24. Юревич А.В. Старость как междисциплинарная проблема // Вестник российской академии наук. – 2019. – Том 89. № 1. – С. 49 – 55.