Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня растет число детей имеющих различные варианты патологий, отклонений в своем развитии. Особо в этом ряду выделяются нарушения в развитии речи.
Дело в том, что ОНР – это не просто диагноз. Сегодня медицина и психология научились корректировать ОНР. В результате можно сказать, что у детей с нарушением речи появляется шанс на практически нормальную жизнь.
Конечно, на успешность коррекции влияет множество факторов. Прежде всего – это время. Насколько рано заметили проблему, насколько быстро обратились к специалисту за помощью и т.д.
Второе – это причина недоразвития. Здесь нужно сказать, что ОНР может возникнуть по причине, например ЧМТ, нарушения кровообращения, т.е. инсульта и т.д.
В-третьих, не стоит забывать о последствиях различных тяжелых заболеваний. В частности, речь может идти о менингите, СПИДе и т.д.
Цель исследования – выявить взаимосвязь устойчивости внимания и слуховой памяти у дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования – дошкольники с ОНР.
Предмет исследования – исследование взаимосвязи устойчивости внимания и слуховой памяти у дошкольников с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Дать определение ОНР
2. Выявить особенности детей с ОНР
3. Выявить особенности развития детей с ОНР
4. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие об особенностях памяти и речи у детей
1.1. Понятие о нарушении памяти у детей
Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.
Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.
По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать ребенка у нейропсихолога.
Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.
Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового». Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликту с одноклассниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности [2].
Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.
Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.
На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.
Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику.
На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти [1]:
общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
черепно-мозговые травмы;
опухоли головного мозга;
задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;
Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. Делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «не успешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и не успешности.
В психологических центрах разработан ряд коррекционных программ, позволяющих решить эту проблему, достичь устойчивого и долгосрочного результата.
Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день без медикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе это самый результативный и устойчивый способ помощи. Он основан на тренировке мозга и определенных его зон или отдельных участков.
Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.
Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами [4].
Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
3. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2006. - № 5. - С. 19-27.
4. Мартыновская И.А., Шорохова М.В. Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Концепт. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sostoyaniya-proizvolnogo-vnimaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 18.06.2021).
5. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - СПб.: АльянС, 2013. - 368 с.
6. Психология / под ред. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 480 с.