Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Налог на доходы физических лиц: понятие, сущность
Вектор налоговых реформ в последние годы был направлен на снижение налоговой нагрузки на бизнес за счет расширения льгот и преференций, создания эффективной системы администрирования и налогового контроля, изменения стратегии развития налогообложения имущества, расширения мер по противодействию уклонению в низконалоговых юрисдикциях, отмене не способствующих экономическому росту и социальному эффекту от применения льгот. В отношении налогообложения физических лиц реализованные направления налоговой политики затронули следующие аспекты: введение кадастровой стоимости имущества в качестве налогооблагаемой базы и изменение механизма уплаты налога на имущество, уточнение порядка предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, введение налога на профессиональный доход и изменение порядка уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) индивидуальными предпринимателями в части авансовых платежей. Исполнение указанных мер способствовало в основном реализации фискальной функции налогов с физических лиц.
Действующая в России система налогообложения за более чем 30 лет своего существования с момента принятия Налогового кодекса, на наш взгляд, не обоснованно отказалась от таких важных элементов социально-экономической направленности как необлагаемый минимум доходов и прогрессивная шкала ставок. Как следствие, индекс Джини в 1998 году при применении прогрессивной системы налогообложения доходов составлял 39,4% (0,394), а в 2018 — при пропорциональной системе — 41,1% (0,411). Так, в сочетании с невысоким уровнем реальных денежных доходов населения, основным источником уплаты налога является заработная плата трудоспособного населения с низким и средним уровнем дохода, а 15,2% получали в 2017 году заработную плату ниже 14 тыс. руб. в месяц, а в 2019 году 64,9% имели заработную плату в размере от 14 до 50 тыс. руб., а численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла в 2018 году 12,9% .
НДФЛ является одним из основных источников бюджета Российской Федерации, теоретически относится к прямым налогам и исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц, полученного в денежной и в натуральной форме. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса России НДФЛ относится к федеральным налогам, поэтому механизм его расчета на территории страны единый. Однако НДФЛ зачисляется не в федеральный, а преимущественно в региональный и в меньшей степени местный бюджеты.
В настоящее время ст. 224 Налогового кодекса России установлены различные ставки НДФЛ в зависимости от вида дохода физических лиц, например, на выигрыши и призы — 35%; на доходы нерезидентов — 30%; на дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций — 15%; на доходы резидентов от осуществления трудовой деятельности — 13%. Таким образом на данный момент в России не используются положительные возможности прогрессивных ставок НДФЛ для государственного регулирования экономики и длительное время применяются пропорциональные налоговые ставки. В результате НДФЛ рассчитывается в фиксированном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема и не учитывают реальную объективную способность налогоплательщика к уплате налога .
Сторонники пропорциональной системы указывают на то, что она удобна в администрировании, где основная часть доходов облагается у источника их выплаты, а к так называемым «пассивным» доходам, не связанным с затратами физического и умственного труда применяются повышенные ставки, обеспечивая минимальное вмешательство в личную жизнь налогоплательщика, в то время как прогрессивная система налогообложения доходов требует особого администрирования, поскольку совокупный доход и окончательные налоговые обязательства могут быть рассчитаны только при подаче декларации.
Однако это доказательство легко оспаривается в связи с развитием цифровизации работы налоговых органов. Уже в настоящее время имеется опыт создания и совершенствования специализированных электронных сервисов и информационных систем, облегчающих налоговое администрирование и контроль. С помощью «Личного кабинета налогоплательщика» можно решать отдельные вопросы администрирования НДФЛ, например, предлагается его использовать при предоставлении стандартного налогового вычета для ветеранов боевых действий.
Прогрессивное налогообложение должно коснуться лишь только той части налогоплательщиков, которая получает большие и сверхдоходы. Поэтому наладить налоговый контроль будет не так затруднительно, как это первоначально представляется. Следует также добавить, что налоговое администрирование не цель государственного регулирования экономики, а всего лишь его средство. Поэтому необходимо не только развивать цифровизацию в налоговой сфере, но и расширять налоговое администрирование, обеспечивая контроль над доходами и расходами в реальной экономике, в которой помимо легальных участников участвуют субъекты теневого рынка .
На первый взгляд, пропорциональные налоговые ставки представляются предпочтительнее, так как они:
1. Обеспечивают равенство налогоплательщиков. Однако с учетом достижений теории раннего маржинализма можно сделать прямо противоположный вывод о том, что за видимым равенством скрывается глубокое неравенство в налогообложении домашних хозяйств, получающих дифференцированные доходы. Субъекты, получающие меньшие доходы, после уплаты налога по одинаковой ставке, испытывают большую фискальную нагрузку, так как предельная полезность каждой денежной единицы для них сравнительно намного выше.
2. Позволяют сохранить большую часть своего дохода высоко обеспеченным российским гражданам для последующего его инвестирования в национальную экономику. Однако в данном случае забывают отметить возможность вывода этих средств в иностранную валюту, офшоры и роста паразитического потребления в зарубежных поездках.
3. Обеспечивают стабильность налоговой системы. Однако при этом забывают отметить то обстоятельство, что в современном мире государство должно проводить два вида фискальной политики. В рамках дискреционной фискальной политики государство путем изменения законодательства меняет налоговые ставки с целью увеличения занятости и реального валового внутреннего продукта либо контроля над инфляцией. Но такая фискальная политика:
во-первых, имеет большой временной лаг от времени принятия решения до его реализации;
во-вторых, содержит большие политические риски и издержки, связанные с прохождением закона по инстанциям его принятия;
в-третьих, не обеспечивает автоматического изменения НДФЛ и поступающих за счет этого налога доходов в региональные и местные бюджеты.
Отсутствие гибкости и оперативности в фискальной политике препятствует выработке мер, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, и вынуждает осуществлять меры государственного регулирования экономики исключительно в так называемом «ручном» режиме. Поэтому необходима недискреционная фискальная политика, основывающаяся на действующем законодательстве и предусматривающая
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
4. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
5. Аношина Ю.Ф. Основные понятия, классификация и оценка земельных участков / Ю.Ф. Аношина //Актуальные проблемы современной науки. – 2018.– № 3 (41). – С. 42-51.
6. Артемьев Н.В. Налог на доход в виде процентов, получаемых по вкладам, в качестве инструмента обеспечения национальной безопасности / Н.В. Артемьев, Е.Е. Степанченко // Вестник экономической безопасности. – 2021. – №3. – С.21-23.
7. Безруков Г.Г. Налоговое администрирование в системе федерального государственного устройства /.Дис на соиск. уч. ст..кандидата эк. наук.-2017.
8. Грищенко А.В. Итоги, проблемы и перспективы развития налоговой политики России / А.В. Грищенко, А.А. Сергеенков // Финансовый менеджмент. – 2018. – № 4. – С. 87-95.
9. Захарова А.В. Совершенствование механизма налога на доходы физических лиц в Российской Федерации / А.В. Захарова, С.Б. Чернов // Материалы 24 й международной научно - практической конференции. — М.: Государственный университет управления, 2020.— С. 64–68.
10. Карманова Л. Н. Налогообложение банковского сектора: действующая система и направления ее совершенствования // Economics. 2017. – № 6(27). – С.24-26.
11. Неравенство и бедность // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://old.gks.ru (дата обращения: 21.06.2021).
12. Омарова З.Ш. НДФЛ: приоритеты и перспективы развития в РФ / З.Ш. Омарова, Х.М. Мусаева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 4-2. – С. 171-174.
13. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ – www.nalog.ru (дата обращения: 20.06.2021).
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.06.2021).
15. Пименов Н.А. Налоговый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / Н. А. Пименов. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 315 с.
16. Покровская Н. В. Модели налогообложения доходов по банковским вкладам и их связь с объемами сбережений населения // Экономика и экологический менеджмент. – 2018. – № 3. – С.11-15.
17. Стегниенко Е.С. Сравнительный анализ зарубежных систем имущественного налогообложения / Е.С. Стегниенко, С.А. Фролова // Интерэкспо Гео-Сибирь.– 2020. – № 2. – С. 25-30.
18. Телегус А.В. Правоприменительная практика: налог на доходы физических лиц // Налоги и финансы. – 2020. – № 1 (45). – С. 9-16.
19. Яблонская А. Е. Современные особенности налогообложения доходов по вкладам физических лиц в банках России // Экономика, предпринимательство и право.– 2018. – № 2. – С. 127—134.