Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв в письменном и устном вариантах, то есть алфавита и основ каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее фонем), то есть графика, все ее правила и тонкости. В-третьих, усвоение собственно орфографии и пунктуации, то есть, системы правил их применения, проверки орфограмм пунктограмм с помощью правил на основе понимания значения слов, грамматических форм, текста.
Орфографической работе придают смысл в глазах учащихся сочинение и другие виды самостоятельного письма, используемые в жизни: письмо, объявление, заявление, статья в газете, учебные записи, изготовление наглядных пособий, монтажей, выставок и пр.
Игры, яркие запоминающиеся тексты – пословицы, поэтические отрывки, загадки, афоризмы, юморески, систематическое использование этих средств повышает эмоциональный уровень работы учащихся, снимают напряженность, предупреждают утомление. Очень полезны в этом смысле словари и справочники для начальной школы.
Выразительное чтение, работа над дикцией, над интонациями, над голосом способствует культуре речи, создают атмосферу высокой требовательности к устной и письменной речи школьников. Существенно повышают интерес к изучению языка кружки, утренники, встречи с писателями, журналистами, артистами, учеными, учителями старших классов, старшими учащимися.
Между тем, работа со словарями в школе проводится, как правило, эпизодически, от случая к случаю. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере все сведения о слове, которые можно найти в словарной статье. Обычно их интересует лишь значение, но необходимо знать также семантическую и стилистическую характеристики слова. Не зная значения, функции слова в речи, учащийся не сможет точно использовать его в своей речи, даже при хорошем знании грамматики.
Исследования по проблемам методики использования словарной работы в методике преподавания русского языка были посвящены работы Ю.К. Бабанского, М.Т. Баранова, З.У. Блягоза, А.И. Власенкова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, А.В. Текучева, М.Х. Шхапацевой).
Актуальность темы исследования на современном этапе определяется тем, что, как известно, уровень грамотности учеников начальных классов недостаточно высок. Дети допускают много ошибок, как при выполнении домашних упражнений, так и при написании диктантов и сочинений.
Цель исследования: изучить приемы работы по обогащению словарного запаса школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: приемы словарный работы на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: организация словарный работы на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить формирование языкового сознания школьников.
2. Рассмотреть цели и задачи словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
3. Выделит приемы работы по обогащению словарного запаса школьников на уроках русского языка.
Методы исследования: Теоретический – анализ методической и лингвистической литературы по теме исследования.
Глава 1. Особенности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Особенности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Проблема формирования орфографической зоркости с каждым днем приобретает все большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, насколько быстро дети устают от монотонного повторения и как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава русского языка. Освоение словарного состава языка идет параллельно с развитием речи ребенка, осознанием смысла слов. Понимание смысла, структуры слова, возможности его употребления, происходит через организацию ситуаций, в которых ученик может связать новое слово с другими.
Когда ребенок переводит слово из устной речи в письменную, он часто сталкивается с проблемой: нельзя проверить слабую позицию звука. Со словами с непроверяемыми написаниями ученики начальных классов встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки», дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по основным предметам все больше возрастает. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
Существует ряд причин, обеспечивающих трудности в написании слов с непроверяемыми орфограммами:
• недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написанием;
2.2. Приемы работы над значением словарных слов
Работа над словом предполагает «количественное и качественное» обогащение словаря учащихся и его активизацию. Например, дети знакомятся со словом МЕДВЕДЬ и осознают его первое значение (крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами) и возможность синонимичной замены слова – МЕДВЕДЬ – косолапый, топтыгин, мишка, мишка косолапый. В следующих классах учитель через систему упражнений знакомит детей с другими связями по значению этого слова и его сочетаемостью с другими словами в словосочетании и предложении.
1. Прочитать, выписать предложение, в котором слово МЕДВЕДЬ употребляется в прямом значении, затем предложения, в котором имеет переносное значение.
Из чащи леса вышел большой бурый медведь.
Старик вышел из чащи леса словно медведь.
2. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова МЕДВЕДЬ, КОСОЛАПЫЙ, ТОПТЫГИН. Объяснить, почему употреблено выбранное слово.
Для … зима – одна ночь.
… по лесу идёт.
И точно: не успели мужики оглянуться, а … уж тут как тут.
3. Найти в предложениях слова, близкие по смыслу, но не однокоренные.
Медведь любит ловить рыбу.
Косолапый любит мёд.
Мишка спит до весны.
Испугавшись топтыгина, бельчонок залез на дерево.
4. Подобрать однокоренное слово с корнем –МЕДВЕД(Ж)-, относящиеся к разным частям речи. Составить предложение с этим словом.
5. Подобрать к слову МЕДВЕДЬ подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).
Медведь (какой?) сильный, … Медведь (что делает?) купается, …
Приемы работы со словарем
Задача учителя – научить детей правильно пользоваться разными видами словарей, использовать их в своей работе. Можно предложить задания по «Орфографическому словарику» П.А.Грушникова или по словарю, данному в учебнике.
1. Подобрать к слову, данному учителем, подходящее по смыслу слово из словаря.
Оранжевый…(пенал, платок, телефон)
Вкусный …
Большой …
Сильный …
Длинный…
2. Выписать из словаря слова с парными согласными на конце: (сапог, мороз, космос, диалог)
1-вариант. Учащиеся самостоятельно подбирают в словаре слова на данное правило, закрывают книгу и пишут.
2-вариант. Учащиеся по очереди диктуют слова и записывают. Во время проверки дети доказывают, почему так пишутся слова.
3. Подберите из словаря для справок слова, количество букв которых соответствует количеству клеточек. Обозначьте ударение в словах.
вариант 1 вариант 2
4. Игра «Цепочка» (последняя буква предыдущего и первая буква последующего слова)
5. Выписать слова на темы ШКОЛА, ИНСТРУМЕНТЫ, ПТИЦЫ, ЖИВОТНЫЕ
6. Выписать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?»
7. Выписать слова, обозначающие признаки предметов.
1.1. Лексико-орфографические упражнения на уроках русского
языка
Особое внимание в начальной школе уделяют словарно-орфографической работе, так как в её процессе школьники должны усвоить слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, которые записаны в специальных словариках в учебниках каждого класса. Первые сведения о таких словах дети получают уже в первом классе, наблюдая над написанием таких слов, как сорока, ворона, воробей, пенал, карандаш, учитель, ученик, собака, корова. В дальнейшем в каждом из последующих классов число слов, которые необходимо запомнить, а затем грамотно употреблять их в устной и письменной речи, увеличивается. Для того, чтобы написание трудных слов было успешно усвоено обучающимися, необходимо многократное и систематическое использование на уроках различных упражнений.
Все многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:
- различные виды диктантов;
- лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
- упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
- упражнения по развитию речи детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Р.П. Мастер-класс «Лепбук на уроках русского языка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/masterklasslepbuk-naurokah-russkogo-yazika-1127282.html
2. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. 2-е изд., стер., М.: УРСС, 2005. 294 с.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., 2015.
4. Бондаренко А.А.,Гуркова И.В «Кто это? Что это?» Толковый словарь в 2 книгах. М., «Просвещение»,2017 254 с
5. Бондаренко А.А.,Гуркова И.В. Пишу правильно. Орфографический словарь. М., Просвещение, 2014.111 с
6. Бондаренко А.А.,Гуркова И.В. Сколько в школе правил? Сборник упражнений по орфографии. М., 2017.248с
7. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. Для учащихся старших классов. – М.., 2012.
8. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Книга для учителя к учебнику для 3 класса. М.: Просвещение, 2016. 111 с
9. Демичева В.В., О.И. Еременко, Т.В. Яковлева Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка // Начальная школа.- 2008. - №11. – с.68-71.
10. Катлинская Л.П. Учусь проникать в тайны происхождения слов: слов. М.: этимологический словарик: Пособие для учащихся начальной школы. М.: Дрофа, 2016. 176 с
11. Корнеева Т. А. Лингвокультурологические особенности обучения русскому языку как родному и как неродному в школах разных типов // Русский язык в поликультурном пространстве: монография. М.: Рос- НОУ, 2014. С. 169-180.
12. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 2018. - № 1. – с.11-13.
13. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии. - Мурманск, 2019.
14. Левушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа//Начальная школа. - 2017. - №5. – с.32-34.
15. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Ульяновск, 2001.
16. Львов М.Р., Городецкий В. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. Пособие для студентов. М.,2007. 464 с.
17. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 368 с.
18. Михайленко Е.В. Некоторые приемы толкования значений слов краеведческой тематики // Начальная школа. - 2018. - №5. – с.60-63.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.
20. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2015. 240 с.
21. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 класса нач. шк. - М., 2005.
22. Программы общеобразовательного учреждения. Начальные классы, ч. I / Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохшенина – М., 2000.
23. Рамзаева Т.Г. Русский язык в 2-х частях 4 класс – М., 2008.
24. Родная словесность / Сост. Т.В. Тарасова – М., 2006.
25. Родное слово: учеб. Для 4 кл. четырехлет. Нач. шк. В 2 ч. / Авт.-сост. Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. – М., 2005.
26. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др. – М., 2004.
27. Русский язык: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: ч.1,2 / Иванов С.В., Евдокимова А.О. и другие. - М., 2007.
28. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс. - Смоленск, 2007.
29. ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336
30. Юсупова З. Ф. Роль текстов в формировании языковой личности в процессе обучения русскому языку // Вестник Российского нового университета. 2015. № 2. С. 99-101.
31. Юсупова З. Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект // Филология и культура. Philology and Culture. 2014. № 4. С. 229-234.