Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты изучение взаимосвязи агрессивности и эмпатии у студентов-психологов
1.1 Понятие эмпатии и её свойства
В настоящее время в науке нет общепринятого представления об эмпатии. Среди исследователей есть значительные расхождения в трактовках этого понятия. В современном толковом словаре русского языка приводится следующее определение: эмпатия – это способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать; интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека [20].
Традиционно вопросы, связанные с понятием эмпатии, являлись объектом изучения этики и эстетики. Э. Титченер термином «эмпатия» перевел слово «Einfuhlung» (нем.) – «вчувствоваться в...», которым в эстетике был описан процесс понимания искусства, природы, склонность наблюдателя к сравнению себя с предметом, являющимся причиной переживания [10].
Т. Липпс разработал психологическую теорию чувствования, которая послужила отправной точкой для дальнейших дискуссий об эмпатии. Теория Т. Липпса рассматривалась в свете ее способности объяснить действия механизмов эмпатии (чувствования) и обосновать умозаключения по аналогии, как одно из возможных средств общего обоснования логики [10].
Дж. Мид дал определение эмпатии в 1934г. и назвал эмпатию способностью принять роль другого человека [13].
Концепция эмоционального понимания эмпатии заключается в опосредованной реакции на эмоциональное состояние объекта эмпатии. Когнитивное концепция трактуется как восприятие другого человека, принятие его роли и интерпретация его поведения.
В психоаналитическом подходе развитие эмпатии объясняется способностями к довербальному взаимодействию между матерью и ребенком. Чем выше отзывчивость матери, когда желания и потребности младенца встречают отклик на них, тем крепче закрепляется «чувствующий» механизм взаимодействия. По своей природе эмпатия предсознательный процесс, для взрослого человека она сочетается с другими более объективными способами взаимодействия. Для взрослого человека эмпатия объясняется механизмом временной и частичной регрессии, когда часть психики одного человека резонирует с состоянием другого, при этом первый, наряду с регрессией к довербальному контакту сохраняет вербальную рассудочную платформу. В частности, такая способность используется в процессе психоаналитической психотерапии [34].
В гуманистической психологии эмпатии отводилось важнейшее место. К. Роджерс [35] характеризовал эмпатию как способ существования с другим человеком. Клиент-центрированный подход К. Роджерса базируется на таком понимании эмпатии как лишенном предвзятости, заинтересованном искреннем отношении к клиенту. Переживание состояния понимания со стороны другого, и просто попыток понимания, само по себе способствует увеличению психологического благополучия человека осознанием своей важности для другого.
По мнению К. Роджерса, быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и, в тоже время — тонким и чутким [35]. Иначе говоря, человек, способный к проявлению высоко развитой эмпатии, обладает высоким уровнем личностного развития, свидетельствующим, в свою очередь, о его психологическом здоровье.
Еще один вклад гуманистической психологии в развитие представлений об эмпатии – введение в его феноменологию коммуникативного компонента как обратной связи в процессе эмпатии, что выражается в необходимости передавать партнеру понимание его переживаний в мимике, жестах, конкретных поступках [12].
Для бихевиористической концепция эмпатии определяется специфической эмоциональной реакцией на воздействия со стороны окружающей среды, не воздействуя или незначительно влияющее на психическое состояние субъекта. Важность составляет познавательный компонент воздействия и его обратная связь [14].
Концепций эмоционального понимания эмпатии на сегодняшний день немного. Данные концепции трактуют эмпатию как опосредованный ответ на воспринятое эмоциональное состояние другого человека. Одновременно с этим некоторые авторы говорят, что возможны ситуации контрастной эмпатии, в которой эмоции наблюдателя и наблюдаемого обладают разной природой. К примеру, удовлетворение, причиной чего может стать чужое страдание, аналогично будет классифицироваться в качестве явления эмпатии.
Иные исследователи исходят из понимания эмпатии, контрастирующего с эмоциональным подходом. Они определяют эмпатию с позиции понимания иного человека, принятия роли, интерпретации поведения [13].
Анализируя существующие определения эмпатии в зарубежной психологии, Л.В. Гаврилова выделяет четыре наиболее часто встречающихся толкований данного термина [11]:
1) понимание чувств, потребностей другого;
2) вчувствование в событие, объект искусства, природу;
3) аффективная связь с другим, разделение состояние другого;
4) свойство психотерапевта.
Т.П. Гаврилова считает эмпатию формой эмоционального переживания, которое связано с прошлым опытом индивида, отчего эмпатия может иметь различный знак и модальность. Эмпатия как переживание возникает в конкретной ситуации взаимодействия человека с другими людьми, в этом переживании отражается система ценностей индивида. В работе Т.П. Гавриловой обозначены стадии сопереживания и сочувствия, а также приведено определение устойчивой эмпатии. Сопереживание и сочувствие дополняют друг друга. При этом в основе сопереживания лежит потребность собственного благополучия индивида, а в основе сочувствия – потребность в благополучии другого [13].
По мнению А.А. Бодалева, эмпатия выражает психологическое принятие личности человеком, который переживает те же чувства. Возможность возникновения эмпатии при контакте между людьми зависит от того, какой оценочно-познавательный итог будет для каждого в этом взаимодействии. При этом, высокое интеллектуальное развитие и легкость вступления в межличностный контакт не гарантирует того, что эмпатия проявится на достаточном уровне [7].
М.А. Пономарева предлагает рассматривать кратковременный и долговременный тип эмпатии. Кратковременный – рассчитан на ограниченный контакт с людьми в общении, в ходе которого человек встает вместо другого. Долговременный тип эмпатии требует тесного общения с человеком. Возможно дифференцирование на адекватную и неадекватную эмпатию. В таком случае, неадекватная проявляется как радость за неблагополучие другого, а эмоциональный отклик на состояние другого идет со знаком минус [33].
Первоначально эмпатия трактовалась только как эмоциональный процесс и, значит, содержала лишь один элемент – аффективный. В таком случае эмпатия – это эмоциональное переживание на эмоциональное состояние другого. Если наблюдатель видит человека в ситуации, которая должна вызвать печаль, он тоже должен испытать печаль, даже когда другой ее не проявляет. В таком случае оценивают поступающую информацию о возможном воздействии данной ситуации, либо проходит процесс попытки поставить на место другого, что вызывает эмпатию. Итак, эмпатическое переживание может стать относительно автоматическим (хоть и обязано включать как минимум дифференциацию «я-другой») либо базирующимся на познавательных процессах обработки данных, относящихся к эмоциональному состоянию другого [33].
В конституциональном походе структура эмпатии обозначена как сложное и многоуровневое целостное образование. Его можно разделить на показатели или объединить в процесс [15].
В структуре эмпатии в конституциональном подходе выделяется следующие уровни: формально-динамический, содержательно-личностный, императивный.
Формально-динамическим уровнем характеризуются динамические (возникновения и протекания реакций) и качественные свойства эмпатии, (форма процесса эмпатии).
Содержательно-личностный уровень – те критерии эмпатии, из-за которых возникают эмпатические реакции. Третий уровень затрагивает общие и собственные представления об эмпатии, в виде общественных норм, культуре и знаний [15].
По мнению В.В. Бойко, эмпатия является особым отражением партнеров по взаимодействию, в основе которого эмоциональная отзывчивость и интуиция, но также значительную роль играет и рациональное восприятие. Рациональное начало проявляется во внимании, в точности восприятия состояний и особенностей другого человека [8].
Л.П. Стрелкова считает, что полный эмпатийный процесс – это трех – звеньевая цепочка: сопереживание, сочувствие и содействие, которое может вести к действительной помощи.
Сопереживание, базой которого выступает идентификация - это эмоциональный отклик на переживания другого человека. Проявление сочувствия состоит из когнитивной ориентации в ситуации, которая актуализирует разные формы содействия, вначале внутреннего, а после, при некоторых условиях, и внешнего [40].
А.П. Сопиков различат три вида эмпатии: эмоциональную, познавательную, и поведенческую [38].
Современными психологами эмпатия в сфере взаимоотношений понимается как проникновение - вчувствование во внутренний мир другого человека, переживание его эмоций, мыслей, поступков и чувств так, как если бы они были своими, не отказываясь, однако, от субъективной условности ситуации. Ю.А. Менджерицкая отмечает, что в эмпатии имеется способности:
- в эмоциональном реагировании и отклике-ответе на переживания другого человека;
- в понимании, распознаванию состояния объекта эмпатии;
- в выборе и использование адекватных способов и приемов взаимодействия, проявляющихся в поведении [27].
Основным механизмом эмпатии целым рядом ученых признается идентификация, которая в межличностных контактах позволяет субъекту рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. При этом считается, что ситуация эмпатирования определяется не столько субъектом и объектом, сколько их конгруэнтностью [16].
Е.Я. Басин механизмами эмпатии видит проекцию и интроекцию. В его определении проекция – это мысленное перенесение в ситуацию объекта эмпатии, интроекция – перенос в обстоятельства субъекта, а идентификацию он рассматривает как итог этих процессов [5].
Частные формы проявления эмпатии описываются при помощи понятий: «уровень осознанности» и «основные тенденции в эмпатийном переживании-реагировании». В первом случае имеется в виду относительная выраженность эмоционального или когнитивного компонентов эмпатии. Во втором – сравнительная близость данного конкретного варианта эмпатии к одной из двух содержательно разных личностных форм: сопереживанию – безоценочному, безусловному принятию и разделению переживаний, эмоций и психических состояний другого, или сочувствию – восприятию внутреннего мира другого не в его понятиях, а в терминах воспринимающего [16].
В прикладном плане эмпатия рассматривается как процесс, инициирующий актуальную креативность субъектов общения с целью оптимизации взаимоотношений, повышения эффективности межличностных контактов.
Факторами, способствующими развитию эмпатии, являются:
1) Этно-кулътурные традиции социальной среды, в которой развивается личночть.
2) Альтруистическая, помогающая направленность в поведении родителей ребенка.
3) Надежная привязанность к матери.
4) Качество и разнообразие телесного общения ребенка с родителями и сверстниками.
5) Характер воспитательных воздействий родителей: отказ от строгих мер воспитания, разъяснение родителями нравственных норм создает.
6) Усвоение социальных схем.
7) Широта круга общения ребенка.
8) Интенсивность коммуникативных связей.
9) Жизненный опыт.
10) СМИ, художественная литература. Произведения литературы потому и побуждают человека действовать в соответствии с нравственными чувствами, что в них создается эмоциональный образ поведения, который вызывает у читателя соответствующие переживания. Читатель как бы становится в положение героя, отождествляет себя с ним, сопереживает ему [33].
Как психическое личностное образование эмпатия достигает своей выраженности в пубертатный период. В дальнейшем поощряет просоциальное поведение и альтруизм. В работах по эмпатии юношеского возраста зарубежными учёными присутствует эффект переноса эмпатийных переживаниях отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением показательного эмоционального знака.
Таким образом, эмпатия – это социально-психологический феномен, возникающий и развивающийся в процессе взаимодействия личности с другими людьми. Это способ и форма восприятия окружающего мира, межличностного взаимоотношения и управление собственными эмоциональными состояниями. Составляющими эмпатии являются: когнитивный компонент в виде понимания состояний другого человека без изменения своего состояния; эмоциональный (аффективный) компонент в виде сопереживания и сочувствия; поведенческий (действенный) компонент в виде активной поддержки другого и оказания помощи. Различают также особые формы эмпатии – сопереживание и сочувствие. Эмпатия может быть направленной и на другого и на себя. Трактовки эмпатии как когнитивного и эмоционального явления, как процесса или состояния различны у психологов как отечественных, так и зарубежных. Общим у всех авторов является постепенное, поэтапное формирование эмпатийности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. посо-бие / Т.П. Авдулова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 126 с.
2. Акмеология: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.
3. Аммон, Г. Психологическая диагностика отношений к болезни при нервно-психической и соматической патологии / Г. Аммон. – Л., 1990. – 298 с.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 512 с.
5. Басин, Е.Я. Искусство и эмпатия / Е.Я. Басин. – М.: СЛОВО, 2010. – 294 с.
6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб., 2001. – 512 с.
7. Бодалев, А.А. Психология общения. Избр. психолог. Труды / А.А. Бо-далев. – М., 1996. – 255 с.
8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. – М.: Просвеще-ние, 2006. – 75 с.
9. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 351 с.
10. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов / Г. Ванер-шот. Пер с англ. – М., 2013. – 26 с.
11. Гаврилова, Л.В. Эмпатия как профессионально важное качество, вос-требованное для сотрудничества молодых специалистов / Л.В. Гаври-лова, А.Ш. Прибыткова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 43 – 45.
12. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. – М., 2004. – 118с.
13. Гаврилова, Т.П. Утверждение эмпатии / Т.П. Гаврилова // Журнал практического психолога. – 2008. – № 5. – С. 204-217.
14. Гасиленко, К.М. Специфика эмпатии студентов гуманитарного ВУЗа / К.М. Гасиленко, Т.Н. Кочеткова // Международный студенческий науч-ный вестник. – 2015. – № 5. – С. 172-173.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтности эмпатии / Ю.Б. Гиппен-рейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 61-68.
16. Долгова, В.И. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М. Издательство «Перо», 2014. – 185 с.
17. Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов / О.С. Дровня-шина // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399-402.
18. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
19. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов. – М., 2013. – 60 с.
20. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: Астрель, 2011. – 1210с.
21. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. 712с.
22. Каширский, Д.В. Личностные особенности подростков с психологиче-скими проблемами / Д.В. Каширский // Журнал практического психо-лога. – 2000. – №10 – С. 162-183.
23. Кисилева, Т.В. Психолого-педагогические условия развития професси-онально значимых качеств военных педагогов-психологов: дисс... кан. пс. н. / Т.В. Кисилева. – Курск, 2009. – 185 с.
24. Корнилова, Т.В. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса) / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С. 108-115.
25. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб:, Пи-тер, 2003. – 336 с.
26. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. Перевод с немецкого. – М:, Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. – 272 с.
27. Менджерицкая, Ю.А. Эмпатия личности и ее роль в возникновении си-туаций затрудненного и незатрудненного общения / Ю.А. Менджериц-кая / Психология затрудненного общения. Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Академия, 2001. – С. 165-179.
28. Мищенко, Т.В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности / Т.В. Мищенко // Кризис идентичности и проблемы ста-новления гражданского общества в России. – Ярославль, 2008. – С. 168-176.
29. Можгинский, Ю.Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте / Ю.Б. Можгинский // Юрид. психология. – 2009. – №1. – С. 8-12.
30. Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриа-та: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.
31. Пилецкий, С.Г. Феномен человеческой агрессивности / С.Г. Пилецкий // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50-65.
32. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. Пособие / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с.
33. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: моногра-фия / М.А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2013. – 76 с.
34. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Файна. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 304 с.
35. Роджерс, К. Групповая психотерапия / К. Роджерс. – М.: Институт об-щегуманитарных исследований, 2017. – 260с.
36. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Ин-т практ. психологии, 1996. – 96с.
37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2013. – 365с.
38. Смирнова, Е.Э. Рассуждение о рассуждениях / Е.Э. Смирнова, А.П. Сопиков / В кн. Социальная психология личности. – Л.: Знание, 1974, с. 140-149.
39. Степанов, Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности личности и социометрический статус студента в группе / Ф.Г. Степанов // Евразийское научное объединение. – 2015. – №7. – С. 164-167.
40. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у до-школьников: дис. … канд. психол. Наук / Л.П. Стрелкова. – М., 1987. – 218 с.
41. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд / пер с англ. – М.: Издательство Харвест , 2004. – 432 с.
42. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.
43. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349с.
44. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 194с.
45. Buss, A. H. The aggression questionnaire / A.H. Buss, M. Perry, // Journal of Personality and Social Psychology. – 1992. – P. 452-459.
46. Dollard, J. Frustration and Aggression/ J. Dollard, N. Miller, L. W. Doob, O. H. Mower, R. R. Sears. – London: Routledge, 1998.– 150 р.
47. Feschbach, S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive / S. Feschbach // Psychological Review. – 1964. – №4. – Р. 257-272.