Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты музыкально двигательного развития
1.1 Понятие музыкально - двигательного развития
Развитие музыкальных способностей – один из основных элементов всего воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Оно представляет немалую значимость в гармоничном развитии ребенка, в том числе и музыкальном. Современные научные исследования подтверждают то, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры следует начинать в раннем возрасте. Особый интерес представляет в этой связи научная работа «Психология музыкальных способностей» Б. М. Теплова, в которой он проанализировал музыкальные способности детей, описанные К. В. Головской, сделал некоторые выводы по классификации музыкальных способностей, уточнил характер музыкальной деятельности, позволяющей развивать природные задатки ребенка.
«В первую очередь, чувство ритма развивается через выполнение музыкально – ритмических движений, соответствующих характеру эмоциональной окраски музыки. Согласованность ритма движений и музыки также является одним из условий, важных для развития этой способности» . Занятия ритмикой дают возможность прочувствовать и выразить смену настроений в музыкальном произведении через движение, развивать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.
Ритм находится в непростой взаимосвязи и взаимозависимости с темпом. Темп представляет собой, с одной стороны, степень скорости, быстроты движений, а с другой, конкретную частоту повторения равномерно выполняемых многократных движений, к примеру, шагов при ходьбе, беге. Так же, в процессе развития музыкально – ритмических способностей важно принять во внимание умение согласовывать движения с характером музыки, в которой отражается и темп, и метро - ритм. Недостаток полноценных музыкальных впечатлений накопившихся в детстве с трудом восполним в дальнейшем. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком был взрослый, который смог бы раскрыть перед ним мир музыки, дать возможность ее прочувствовать.
В процессе музыкально-игровой деятельности развиваются «слух, мышление, ритм, память, воображение», интонация, дикция, творческие способности учащихся, предполагающие «активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления», основные вокальные навыки, а также является средством самовыражения и самореализации ребёнка, ведущей формой организации обучения эстрадному вокалу детей младшего дошкольного возраста. Музыкально-игровая деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
1. 2. Особенности общего и музыкально двигательного развития детей 4-5 лет
С помощью слушания и восприятия музыки формируется ладовое чувство. Различные виды слуха, например, звуковысотный, «гармонический, тембровый, динамический, полифонический и архитектонический слух связан с усилением аналитического начала, в то время как интонационный слух имеет, прежде всего, эмоциональную природу» и музыкально-слуховые представления развиваются в процессе вокального исполнительства. Ритмическое чувство находит выражение в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата у детей. Игра на музыкальных инструментах способствует творческому музицированию и т.д.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия выполняются не ради них самих, а ради смысла игры. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности у детей. Ведущим становится познавательный мотив.
Развитие музыкально - ритмических способностей ставит следующие задачи по охране здоровья и физического развития детей:
- создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;
- воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни, в двигательной деятельности. «Музыкально - ритмическая деятельность предполагает знакомство детей с элементами музыкальной грамоты, формирование и развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, а так же формирует правильную осанку, воспитывает коммуникативные качества. Так же, в процессе музыкально - ритмической деятельности повышается работоспособность детей» . Она способствует разрядке умственного и психического напряжения.
На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно, изменять их в соответ¬ствии с двухчастным музыкальным произведением, реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие дви¬жения. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, ре¬акции несовершенны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем за¬трудняются при беге.
Когда ребенку исполняется 4 года, он уже имеет определенное количество навыков. В данном возрасте дети уже умеют танцевать, петь, слушать, играть под музыку. Интерес детей к музыке проявляется с раннего возраста, поэтому необходимо не упустить этот важный период, когда ребенок тянется к творчеству. Занятия для детей должны строиться на их интересах, предпочтениях и проходить в творческой атмосфере. Таким образом, освоение материала проходит эффективнее, повышается мотивация для дальнейшего обучения. Благодаря таким занятиям развиваются как музыкальные способности, так и общие (образное и логическое мышление, эмоциональное восприятие и т.д.), кроме того различные упражнения имеют оздоровительный характер (распевки, упражнения на дыхание, профилактические упражнения, пальчиковые игры, речевые упражнения).
Малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты.
У детей пятого года жизни дифференцируются слуховые ощущения (они могут узнавать знакомые мелодии, различать яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки), поэтому они двигаются ритмичнее, согласованнее с харак¬тером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с музыкой, выполняют более разнообразные движения. Развивается умение ориентироваться в пространстве, коммуникативные каче¬ства, что способствует более слаженному осуществлению совмест¬ной деятельности. Они способны в движениях передать двух- и трехчастную форму, характерным движением выразить музыкально-игровой образ. Дети могут ходить в соответствии с метрической пульсацией, но правильная передача ритмического рисунка их за¬трудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроиз¬водят. Дети могут делать замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений по тематике, сюжету, но пока мало связывают это с характером музыки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей / И. А. Агапова. – М.: ЛАДА, 2019. – 224 с.
2. Боякова Е. В. Формирование интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. канд. Дисс / Е. В. Бояковаю - М., 2017. – 254 с.
3. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. - Учебно-методическое пособие / Н. И. Бочкарева. - Кемерово, 2016.- 64 с.
4. Буренина А.И. Программы по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина. - СПб, 2017. - 220 с.
5. Буренина. А. И. Коммуникативные танцы для детей. Учебное пособие по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина. – М., 2018. – 374 с.
6.Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки. Переизд. / Н.А. Ветлугина; под ред. В.Н. Максимова. - М., 2012. – 217 с.
7. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие / Л. Н. Волошина. – М.: Аркти, 2015. – 108 с
8. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкальноговоспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. – М.: Академия, 2015. – 342 с.
9. Губа, В. П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста / В.П. Губа, А.А. Солонкин. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 808 c.
10. Гурин, В.Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова. - Краснодар, 2011. - 23с.
11. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду / М. А. Давыдова. – М.: Вако, 2016. -240 с.
12. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 88с.
13. Каплунова, И. «Этот удивительный ритм» Развитие чувства ритма у детей / И. Каплунова. – 2017. – 214 с.
14. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду / М. Ю. Картушина. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017. – 176 с.
15. Комиссарова Л. Н. Ребенок в мире музыки. Примерное тематическое планирование музыкальных занятий для ДОУ / Л. Н. Комиссарова. - М., 2016. – 321 с.
16. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2 ч / Т. Ф. Коренева. - М., 2018. – 241 с.
17. Коренева, Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. В 2 частях. Часть 1 / Т.Ф. Коренева. - М.: Владос, 2016. - 152 c.
18. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под ред. Зарин А.П., Ложко Е.Л. - СПб, 2013. – 285 с.
19. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания / Е. В. Назайкинский. - М.: Просвещение, 2017. - 49с.
20. Николаева Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на занятиях / Теория музыкального образования // Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, - М.: Изд. центр "Академия", 2017. - 336 с.
21. Никольская Е. В. Музыкально-двигательное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении / Е. В. Никольская. - М., 2018. – 302 с.
22. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. И. Петрушин. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2016.- 176 с.
23. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избр. труды: В 2 т. – М., 2014. – Т.1. – 254 с.
24. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа / Т. Э. Тютюнникова. - М.: АСТ, 2000. – 215 с.
25. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми / Е. З. Яхнина.- М.: гуманит. изд. центр Владос, 2013. – 321 с.