Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимы для принятия управленческих решений экономистами-менеджерами. Анализ и диагностика позволяют выявить основные причины изменения результативных показателей.
Анализ буквально означает расчленение, разложение изучаемого объек-та на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие. Чтобы определить основные причины динамики показателей деятельности предприятия необходимо провести анализ.
Различают экономический анализ в широком и узкопрофессиональном смысле. Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа; в профессиональном – экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности в отраслях промышленности.
Анализ на микро-уровне связан с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев. К нему относится анализ обоснования и выполнения планов; сравнительный анализ маркетинговых мероприятий; анализ возможностей производства и сбыта; анализ деловых сценариев и их реального осуществления; анализ соотношения спроса и предложения; анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих изделий; анализ кон-кретных потребителей и оценки последними качества выпускаемых товаров; анализ затрат труда; анализ коммерческого риска.
В рамках написания контрольной работы были поставлены следующие задачи:
провести анализ выпускаемой продукции предприятий;
оценить эффективность использования производственных ресурсов пред-приятий;
определить эффективность хозяйственной деятельности предприятий.
1. Анализ выпускаемой продукции
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимоза-висимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рента-бельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в нату-ральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обоб-щающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной про-граммы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т. д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных ба-нок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффици-ентов их трудоемкости, и т. д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции — в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета ба-зисных и цепных темпов роста и прироста.
Динамика производства продукции предприятий представлена в таблице 1.1.
2. Оценка эффективности использования производственных ресурсов
Анализ эффективности использования основных средств предприятия
Основные средства – это часть имущества предприятия, переносящая свою стоимость на вновь создаваемый продукт частями, за несколько производственных циклов. К основным средствам относятся активы, принимающие участие в производстве продукции или для управленческих нужд в течение срока свыше 12 месяцев.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Основные средства имеют следующие виды денежной оценки:
1. Первоначальная стоимость, по которой они принимаются к бухгалтер-скому учету.
2. Восстановительная стоимость, которую они имеют в период воспроизводства, с учетом морального износа и переоценки.
3. Остаточная стоимость, которая представляет первоначальную или восстановительную стоимость основных средств за минусом износа.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, считается сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:
- оплата контрактов в соответствии с договором поставщику;
- оплата за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- оплата за информационные и консультативные услуги, связанные с при-обретением основных фондов;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением или получением прав на объект основных фондов;
- затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных фондов.
Первоначальной стоимостью основных фондов, внесенных в уставный капитал предприятия, считается их денежная оценка, согласованная с учредителями, а в ряде случаев профессиональным оценщиком.
Первоначальной стоимостью основных фондов, полученных по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату их поступления на предприятие.
Стоимость основных фондов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может быть подвержена изменениям. Изменение первоначальной стои-мости основных фондов допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Предприятие имеет право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных фондов по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
При изменении отпускных цен на средства производства, сметных цен и тарифов в строительстве в связи с изменением стоимости воспроизводства ос-новных фондов возникает несопоставимость по ценам действующих и вновь вводимых основных фондов. Это приводит к затруднению определения эффективности их использования, а также объема и структуры капитальных вложений. Для устранения этих недостатков периодически производится переоценка основных средств.
Финансирование процесса формирования основных средств может осу-ществляться за счет следующих основных источников:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримов И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной дея-тельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 320 c.
2. Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Эксмо, 2021. - 352 c.
3. Васильева Л.С. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: КноРус, 2018. - 248 c.
4. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятель-ности предприятия (для бакалавров). - М.: КноРус, 2016. - 112 c.
5. Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятель-ности предприятия (для бакалавров). - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
6. Енюков И.С. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предпри-ятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 224 c.
7. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: КолосС, 2017. - 384 c.
8. Изюмова Е.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельно-сти промышленного предприятия: Учебное пособие. - М.: Риор, 2017. - 592 c.
9. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИД Форум, НИЦ Инфра-М, 2019. - 288 c.
10. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Инфра-М, 2019. - 320 c.
11. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2020. - 536 c.
12. Нечитайло А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 553 c.
13. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.