Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом на эффективность менеджмента оказывают влияние множество факторов, изучение которых имеет первостепенное значение.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Цель данной работы – проанализировать факторы эффективности менеджмента.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие эффективности менеджмента;
2) Выделить факторы, влияющие на эффективность менеджмента;
3) дать организационно-экономическую характеристику организации;
4) проанализировать внешнюю среду организации;
5) провести структурный, функциональный, информационный и параметрический анализ;
6) оценить эффективность управления организацией и принять решение о необходимости ее совершенствования или замены.
Объект исследования – менеджмент ООО «ЮжУралШарм». Предмет исследования – факторы, влияющие на эффективность менеджмента.
Информационной базой для написания данной работы послужили труды отечественных авторов по изучаемой проблематике исследования, наиболее известными из них являются: А.В. Филиппов, Г.В. Щекин, Т.Ю. Базаров, В.Р. Веснин и др.
В процессе написания работы была применена совокупность методов экономического и маркетингового анализа, таких как горизонтальный, вертикальный и коэффициентный анализ, PEST и SWOT-анализ, а также общенаучные методы анализа и синтеза экономической информации.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
Эффективность менеджмента – сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы [3].
Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом [16]. Эффект управления складывается из трех составляющих:
экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический (предотвращение социального конфликта) [1].
Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их невозможно. Помимо понятия эффекта используют понятие эффективности. Эффективность – результат, выраженный стоимостными показателями, являющийся экономическим эффектом, который характеризуется приростом дохода и увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение [11].
Эффективность = Эффект/Затраты
При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму). Обычно затраты подразделяют на:
материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги) [23].
Эффективность можно увеличить путём уменьшения любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно уменьшить трудовые ресурсы и более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов производства путем электронного раскроя материала). Однако для внедрения такой техники финансовые затраты должны быть увеличены. Наиболее важным источником затрат является аппарат управления. Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так как между решением и результатом проходит время и множество преобразований. Необоснованные управленческие решения имеют большую разрушительную силу. Они могут подорвать не только организацию, но и социально-экономическую систему (например, градообразующие предприятия и их деятельность). Решения могут быть неэффективными вследствие неправильно выставленных целей, нехватки ресурсов, плохого выполнения работ и т. д. Итак, эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:
в управлении трудовыми ресурсами;
в управлении производством или при создании операционной системы;
при определении методов и структур управления [6; 10; 17].
Что касается рыночной эффективности, то любая организационная деятельность нуждается в рынке, то есть совокупности потребителей. Для удовлетворения имеющихся потребностей создается организация, состоящая из лидеров и «ведомых» и имеющая капитал в различных формах. Неумение приспособить организацию, людей, технологию к изменениям в структуре спроса – важнейшая причина трудностей, возникающих у компаний, и поиска обновленной идеологической основы (видение; концепция бизнеса или деятельности; стратегия; цель и уровень амбиций; отношение к людям). Когда потребитель воспринимается абстрактно, например как сегмент рынка, трудно поставить себя на его место. В этом случае стремление предоставить качественную услугу обращено внутрь организации, к людям в ближайшем окружении. Их присутствие рассматривается как нечто должное, и деятельность внутри организации процветает, потому что охватывает сотрудников той же компании. Когда речь идет о рыночной (внешней) эффективности, имеется в виду, как уже сказано выше, насколько полно удовлетворяются запросы потребителей по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения. Потребители могут, например, выбрать предлагаемый конкурентом аналогичный товар, то есть иной товар, удовлетворяющий ту же потребность. Поэтому изучение конкурентных позиций – важная часть анализа, необходимого для определения рыночной эффективности [13; 20].
Существует тесная взаимосвязь между идеологической основой и рыночной эффективностью. Она заключается в том, что концептуальная основа исходит из потребностей рынка. Опыт последнего десятилетия показывает, что эта простая взаимосвязь была недооценена. Недооценка привела к накоплению ресурсов, которые не были нужны потребителям. В свою очередь, это снизило конкурентоспособность компании и повлекло за собой критический пересмотр концепции бизнеса и ресурсов.
Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Наиболее важными считаются цели увеличения объема продаж, прибыли и доли на рынке [15].
Самый распространенный критерий роста фирмы – показатель максимизации объема продаж, поскольку он отвечает разным устремлениям: для потребителей означает повышение уровня удовлетворения их запросов, для руководства компании – повышение корпоративной доли рынка и престижа, для менеджеров и рабочих – увеличение количества должностей для служебного продвижения, рабочих мест и заработков. В то же время применение анализируемого критерия эффективности предполагает наличие обширной информации о характере кривой спроса на продукцию фирмы в длительной перспективе. Само понятие «длительная кривая спроса» теоретически не бесспорно в том смысле, что требует «замораживания» многих переменных на долгосрочный период [9].
Таким образом, эффективность менеджмента – сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью).
1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие [2].
Фактор – момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1. по продолжительности влияния;
2. по характеру влияния;
3. по степени формализации;
4. в зависимости от масштаба влияния;
5. по содержанию;
6. по форме влияния [4; 8].
Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.
По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).
По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д. [12; 21]
По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
В зависимости от масштаба влияния, факторы можно подразделить на:
народно-хозяйственные;
отраслевые;
на уровне организаций;
на уровне подразделений [5].
По содержанию различают факторы:
научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда);
организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина);
экономические (система материального поощрения и материальной ответственности);
социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения);
технические;
физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др. [7; 14].
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые – опосредованно [18].
Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента:
совершенствование структуры организации, более рациональное распределение функций, прав, ответственности;
выработка стратегии развития организации;
совершенствование системы принятия решений в организации;
разработка эффективной информационной системы в организации;
совершенствование системы управления персоналом (подбор, изучение кадров, механизм мотивации; осуществление мер по предупреждению возникновения конфликтов, выработке умений разрешения возникающих противоречий бесконфликтно);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
2. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: Юнити, 2016. - 487 c.
3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
4. Гапоненко, А.Л. Теория управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 336 c.
5. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
6. Клюшева, Н. С. Каким должно быть эффективное управление предприятием Электронный ресурс/ Н. С. Клюшева// Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – С. 248-249. – URL: https://moluch.ru/archive/207/50651/ (дата обращения: 28.06.2021).
7. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие / В.И. Коробко. - М.: Юнити, 2018. - 288 c.
8. Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.
9. Кошкина, Н. А. Функциональный подход: определение, сущность и интересные факты / Н. А. Кошкина // FB.RU. – URL: https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/341766/funktsionalnyiy-podhod-opredelenie-suschnost-i-interesnyie-faktyi (Дата обращения: 28.06.2021).
10. Назимко, В.К. Основы менеджмента: учебно-методическое пособие / В.К. Назимко. - РнД: Феникс, 2016. - 255 c.
11. Плахова, Л.В. Основы менеджмента: Учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. - М.: КноРус, 2017. - 204 c.
12. Принципы и методы управления организацией: классические и современные Электронный ресурс// Генеральный директор. –URL: https://www.gd.ru/articles/9469-metody-upravleniya-organizatsiey(Дата обращения: 28.06.2021).
13. Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
14. Сахарова, О.В. Управление: технологии, методы, и функции Электронный ресурс/ О. В. Сахарова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5374 (дата обращения: 28.06.2021).
15. Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 272 c.
16. Сущность управленческой деятельности Электронный ресурс. –URL: http://www.adload.ru/page/eco_03-0414_1346.htm (Дата обращения: 28.06.2021).
17. Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Практикум: Учебное пособие / В.Д. Сухов. - М.: Академия, 2017. - 256 c.
18. Тавокин, Е.П. Теория управления: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2019. - 47 c.
19. Тебекин, А.В. Теория управления: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2019. - 64 c.
20. Трубицина, К. А. Управление организацией: функциональный и процессный подходы Электронный ресурс / К. А. Трубицина // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015014316 (дата обращения: 28.06.2021).
21. Функции руководителя Электронный ресурс. – URL: http://studopedia.su/10_136764_osobennosti-sotsialno-ekonomicheskih-organizatsiy.html (Дата обращения: 28.06.2021).
22. Функциональный подход к управлению Электронный ресурс. – URL: http://real-bs.com/sobytiya/novosti/funkcionalnyj-podxod-k-upravleniyu (Дата обращения: 28.06.2021).
23. Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.