Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Творчество С. Есенина
1. 1. Своеобразие лирики С. Есенина
Поэзию Сергея Есенина можно разделить на две части: во-первых, поэзия деревни, села и животных и, во-вторых, преимущественно послереволюционная поэзия Москвы-кабатской (Москва-трактирный город) и Руси советской. В целом деревенская поэзия естественна и проста, в то время как многие из более поздних стихов более претенциозны и трогательны. Настроение загородных пейзажей, радостей деревенской жизни и любви к животным создается с мощной мелодичностью. Искренняя ностальгия поэта по «деревянной России» изображена так сильно, что становится заразительной. Есенин создает идиллии простой русской деревни и деревенской жизни со свежестью искусного художника, но музыкальность его стихов - самое характерное качество его поэзии.
«Жизнь Есенина, совпавшая с трагическими испытаниями России, отражает ключевые черты русского национального характера: странничество, неровность, поиск абсолютного идеала. Жизнь Есенина – это череда проб и ошибок, подчас роковых. И все же даже в далеких странствиях, в периоды мучительных сомнений поэт с нежностью вспоминал о своей малой Родине: о деревне, матери, отчем доме, деревенской церкви, приокских лугах, усадьбе» . В своем творчестве поэт не только отразил топографию родной деревни и ее окрестностей, но и особенности диалектной речи жителей, их верования, фольклорные памятники.
В своей лирике Сергей Есенин использовал особый коммуникативный стиль.
«Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес».
Это стихотворение выглядит, как фильм, который показывают на экране, поэт показывает нам разные моменты, которые он хранил в памяти. Литературное искусство по Есенину является ключом к раскрытию человеческой души. Это важно – поэт называет устный язык украшением истинного значения, сконцентрированного в образах.
Еще до 20-го века Есенин в своей поэзии создал образы, как средства общения. Сергей Есенин говорит, что искусство без реальности- иллюзия. Поэт считает, что искусство никогда не может быть абсолютно свободным от реальной жизни и ее влияния. «Есенин почти в конце своей жизни пишет стихотворение, чтобы рассказать о своих взглядах, автор стихотворения говорит о своем отношении к изобразительному искусству, как к своему образу жизни:
«Быть поэтом – это значит тоже,
Если правды жизни не нарушать,
Рубцевать себя по нежной коже
Кровью чувств ласкать чужие души».
Есенин был разочарован отсутствием общественного интереса к поэзии» . Можно сделать для себя вывод, что коммуникативная функция поэзии- это реальность, с которой мы сталкиваемся. Первым требованием является, связь между формой и значением. Есенин является автором поэзии - близкой к читателю. И все, кто пытаются соединить эмоции со словами, должны поделиться этой поэзией.
Как «крестьянский поэт» Есенин отличался от некоторых других русских крестьянских поэтов того времени, таких как Николай Клюев и Петр Орешин. Есенин обращал внимание прежде всего на внутреннюю жизнь крестьянина, в то время как другие уделяли больше внимания крестьянской среде. Его крестьяне свободны от материальных вещей, хотя они являются частью своего окружения, в то время как в творчестве других крестьянских поэтов вещи преобладают.
1. Искренность, исповедальность, автобиографичность. Народно-песенная основа. Его жизнь — поэзия, в которой борются, как и в душе поэта, земное и небесное, вечное и преходящее, старое и новое, городское и деревенское. В художественном мире Есенина одушевляется природа, оживляется все неживое, а человек наделяется природными характеристиками (растительными и животными). Метафорический язык, символика цвета создают богатство поэтического мира есенинской лирики.
2. В синтаксисе избегал усложненности, тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпадение фразы и строки».
3. Первые стихи — ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные культурные традиции (Сборник стихов «Радуница»).
4. Образ Родины, особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей, а переживание и разлука с ней придает стихам особую лиричность и теплоту.
Родина — это «край любимый».
5. Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единое целое. Именно так в крестьянском сознании природа, родина неотделимы от жизни человека.
6. Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении.
7. Важным выразительным средством оказывается цвет. Это естественные природные цвета. Голубой и синий — цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет солнца и колосящегося поля пшеницы.
8. Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обретения, любовь и бурные страсти, родная природа и родительский «низкий дом с голубыми ставнями» — все становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией.
В ранних стихах Есенина используется в основном деревенская лексика; в них проявляется влияние частушек - популярных народных песен, которые можно услышать в любой русской деревне.
Сборник Есенина «Лазурь» появился после революции, в 1918 году, но большинство стихов было написано во время Первой мировой войны. Эти стихи отражают неуверенность Есенина в отношении будущего, хотя он действительно принимал и восхвалял Октябрьскую революцию. Он представлял революцию как великий космический переворот, ведущий к возрождению России и ее сельских корней. Стиль, настроение и лексика Лазурного раскрывают влияние Блока и Клюева.
Хотя Есенин, несомненно, изначально был на стороне большевиков, его видение революции было весьма индивидуальным. Он увидел возврат к крестьянским общинам и к примитивной демократической простоте. Угрожающая индустриализация и технологическое развитие таинственного электричества, скрытого источника энергии, свидетелем которого он стал позже, ужаснули его. Это отношение отражено в трех длинных стихотворениях с религиозно-символическими названиями, входившими в цикл Лазурного : «Преображение», «Пришествие» и «Инония».
В известной поэме «Инония» особенно ярко отражено желание Есенина крестьянской утопии, антикапиталистической аграрной республики, способной противостоять индустриальным гигантам. Есенин видел себя пророком новой религии, которая должна была преодолеть традиционное
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баранов, В. С. Сергей Есенин. Биографическая хроника в воспоминаниях, фотографиях, письмах / В. С. Баранов. – М. : Радуга, 2016. – 463 с.
2. Безелянский, Юрий Николаевич. Есенин Сергей Александрович / Ю. Н. Безелянский // 99 имён Серебряного века : сборник статей / Ю. Н. Безелянский. – М. : Эксмо, 2017. – 213 с.
3. Кармачов, В. Лирика. С. А. Есенин / В. Кармачов. – Иркутск : Вост.-Сиб. книжное изд-во, 2016. – 407 с.
4. Королёв, Владимир Владимирович. Кумир и почитатель. Сергей Есенин в городе, где никогда не бывал / В. В. Королёв // Мир библиографии. – 2016. – № 1. – 23 с.
5. Лукьянов, А. Сергей Есенин. Тайна жизни / А. Лукьянов. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 512 с.
6. Мариенгоф А. Живой Есенин : антология / А. Мариенгоф, И. Грузинов, М. Ройзман ; сост., предисл., коммент. П. Фокин. – СПб. : Амфора, 2016. – 543 с.
7. Соколов, Б. В. Сергей Есенин. Красная нить судьбы / Б. В. Соколов. – М. : Эксмо ; Яуза, 2015. – 510 с.
8. Степанова, Мария Андреевна. Сергей Есенин. Голос русской души / М. А. Степанова ; ред. К. Никитин. – М. : АСТ-Пресс книга, 2015. – 32 с.
9. Стихи Серебряного века: сборник / М. И. Цветаева, С. А. Есенин [и др.] ; худож. А. Твердохлебова. – М. : Оникс-Лит, 2017. – 32 с.
10. Стихотворения. Поэмы / С. А. Есенин. – М. : Художественная литература, 2014. – 479 с.
11. Сухих, И. Н. Сергей Александрович Есенин (1895–1925) / И. Н. Сухих // Русская литература для всех. От Блока до Бродского. – СПб. : Лениздат, 2013. – С. 315-347.
12. Шаповалова, С. Роман с печальным концом / С. Шаповалова // Клуб. – 2018. – № 3. – С. 26-30.
13. Юшин П. Ф. Сергей Есенин. Проблемы творчества : сб. статей / сост. П. Ф. Юшин. – М. : 2018. – 351 с.
14. Я, Есенин Сергей: поэзия и проза / С. А. Есенин ; сост. А. М. Марченко. – М. : Эксмо, 2008. – 575 с.