Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Понятие и применение экспертизы в таможенных целях
1.1 Правовые категории экспертизы в таможенных целях, экспертизы
в таможенном деле и таможенной экспертизы
Самой массовой экспертизой в таможенных целях является таможен-ная экспертиза, которая, как правило, назначается в рамках таможенного контроля. При этом объектом такой экспертизы являются товары в смысле ТК ЕАЭС, т.е. движимое имущество. Поэтому таможенная экспертиза това-ров коротко называется таможенная экспертиза, где в качестве товара высту-пает любой материально-вещественный носитель, предлагаемый для пере-мещения, перемещаемый или уже перемещенный через таможенную границу. В частности, это могут быть транспортные средства, средства идентификации, пробы (образцы) товара, электрическая энергия и/или документы, имеющие отношение к товару.
Правовая доктрина в части экспертной деятельности в виде частной теории экспертизы в таможенном деле сформулировала правовое понятие экспертизы в таможенном деле, в которое входит понятие экспертиза при та-моженном контроле (практики ее называли таможенной экспертизой) [2.1.1].
Однако, учитывая, что и судебная экспертиза товара может быть на-значена в таможенных целях, то в правовой доктрине в части экспертной деятельности появилось правовое понятие экспертиза в таможенных целях, которая может быть назначена, как в рамках судебного процесса, так и в рам-ках таможенного дела, в частности, при таможенном контроле [2.1.2].
Поэтому необходимо понимать, что таможенно-экспертная деятель-ность в ТК ЕАЭС не достаточно четко урегулирована, а в практике словосо-четание «таможенная экспертиза» в основном относится к таможенному контролю. Это подтверждается тем, существует форма решения о назначе-нии таможенной экспертизы, которая отличается от форм документов при назначении судебных экспертиз в таможенных целях, в частности, в тамо-женном деле.
Кроме того, таможенная экспертиза как любая экспертиза входит в юридический инструмент специальных знаний, а также представляет собой важное общественно-правовое явление, которое регулируется юридическим институтом специальных знаний [2.1.3].
Также важно отметить, что таможенная экспертиза является элементом экспертной деятельности, поэтому должна рассматриваться и этих позиций.
Из этих сведений становится понятно, что юридический инструмент экспертизы в таможенных целях является сложным и наукоемким, поэтому лица, его применяющие не только должны его знать, но и правомерно при-менять. При подготовке и переподготовке таких лиц они, не только должны получить специальные сведения об этом инструменте, но и пройти аттеста-цию с получением соответствующего свидетельства на право, его примене-ния.
Экспертиза в таможенном деле – это юридический инструмент специ-альных знаний в экспертной форме, применяемый уполномоченным должно-стным лицом таможенного органа, при реализации своих функций в неоче-видных случаях, связанных с деятельностью в области таможенного дела.
Однако экспертизу могут применять и иные должностные лица, упол-номоченные на это законодательством, например, иных федеральных органов государственной власти, судьи. Если эти экспертизы связаны с вопросами из таможенной сферы, то тогда такие экспертизы необходимо называть экспер-тизы в таможенных целях.
Понятия «экспертиза в таможенном деле» и «экспертиза в таможенных целях» можно рассматривать как понятия, наиболее широко трактующие юридический инструмент специальных знаний в экспертной форме, приме-няемый уполномоченными должностными лицами, в том числе, таможенных органов при реализации административных (правоприменительных) и/или правоохранительных функций.
Таможенные цели
К таможенным целям в таможенном деле (деятельности таможенных органов) можно отнести:
- экономические цели (таможенно-тарифные (фискальные)) и/или за-щитные цели, реализуемые за счет нетарифных мер (ограничений и/или за-претов на перемещение товаров через таможенную границу),
- правоохранительные цели, реализуемые за счет пресечения право-нарушений и/или преступлений при перемещении товаров через таможенную границу,
- право-обеспечивающие цели, реализуемые таможенными органами за счет предоставления государственных услуг для участников ВЭД, в част-ности, выдаче предварительных решений при классификации товаров в соот-ветствии с ТН ВЭД ЕАС.
Понятие таможенных целей законодатель не расшифровал, но оно ис-пользуется как в ТК ТС, так и в ТК ЕАЭС. Также это понятие используется и в ФЗ-311, который регулирует таможенное дело в РФ.
ТК ЕАЭС определяет основные задачи таможенных органов, а учиты-вая, что цели достигаются с помощью решения задач, то можно считать, что к таможенным целям относятся цели, достигаемые таможенными органами при решении их основных задач.
Таких задач достаточно много в ТК ЕАЭС, но их можно сгруппиро-вать в три: административные, правоохранительные и право-обеспечительные задачи.
В частности, в статье 351 «1. Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение следующих задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, со-ставляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы».
Таможенное дело и регулирование.
Словосочетание «таможенное дело» широко используется (360 раз) в ФЗ-311 и имеет в нем определение: «Таможенное дело в Российской Федера-ции представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблю-дения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограни-чений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Рос-сийской Федерации».
Если исходить из статьи 2 ФЗ-311, то «Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Та-моженного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Россий-ской Федерации».
В соответствии со статьей 3 ФЗ-311 «Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела». Сейчас такие функции выполняет Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ).
Как правило, таможенные органы осуществляют решение задач в «сфере (области) таможенного дела». В ТК ЕАЭС используется слово «сфе-ра», а в ФЗ-311 – слово «область».
Таможенное регулирование как любое законодательное регулирование подразумевает регулирование правовых отношений, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу, а также деятельности та-моженных органов и/или продуктов этой деятельности.
В связи с образованием ЕАЭС, в состав которого вошли Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан, Республика Арме-ния, Кыргызкая республика, таможенное регулирование в этом союзе осуще-ствляется в соответствии с его законодательством.
Таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется на основании следующих законодательных актов:
- Таможенного Кодекса ЕАЭС,
- международных договоров государств-членов ЕАЭС, регулирующих таможенные правоотношения,
- решений ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия), регулирую-щих таможенные правоотношения, принимаемых в соответствии с Таможен-ным Кодексом ЕАЭС и международными договорами.
Правоотношения, на которые таможенное регулирование законода-тельством ТК ЕАЭС не распространяется, регламентируются национальным законодательством государств-членов ЕАЭС, но только до момента установ-ления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законода-тельства ЕАЭС.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.
2. Берков Е.А., Галанжи Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело.
3. Вишневский А.И. Таможенная экспертиза товаров
4. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп.
5. Диденко Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
6. Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров
7. Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торгов-ле
8. Иваненко С.И., Федоскин Ю.Г. Таможня: Что нужно знать деловому человеку
9. Карташова Л.В., Николаева М.А., Печникова Е.Н. Товароведение то-варов растительного происхождения. - М.: Деловая литература, 2019.
10. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза плодо-овощных товаров. - Ростов - на - Дону.: Учебное пособие, 2019.
11. Памбухчиянц О.В., Колобов С.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей: Учебное пособие., Издательство: Дашков и К. 2018 г.
12. Драмышева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольст-венных товаров. - М.: Экономика, 2018.