Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Организационные изменения не должны быть сложным процессом. Курт Левин разработал модель изменения, включающую три этапа: размораживание, изменение и повторное замораживание. Модель представляет собой очень простую и практичную модель для понимания процесса изменений. Для Левина процесс изменения влечет за собой создание ощущения, что изменение необходимо, затем движение к новому, желаемому уровню поведения и, наконец, закрепление этого нового поведения как нормы. Эта модель до сих пор широко используется и служит основой для многих современных моделей изменений.
Наибольшее влияние на него оказала его теория процесса изменений в человеческих системах. Курт Левин теоретизировал трехэтапную модель изменения, известную как модель размораживания-изменения-повторного замораживания. Теория Левина утверждает поведение как «динамический баланс сил, действующих в противоположных направлениях».
Изменения - это общая нить, которая проходит через все предприятия, независимо от их размера, отрасли и возраста. Концепция «управления изменениями» сегодня знакома большинству предприятий. Но то, как компании управляют изменениями (и насколько они успешны в этом), сильно различается в зависимости от характера бизнеса, изменений и вовлеченных людей. И ключевая часть этого зависит от того, насколько хорошо люди в нем понимают процесс изменений.
Главным критерием, которым пользовался Левин, была производительность. Но производительность может быть критерием только на короткий период времени, а в экспериментах Левина работа не регистрировалась, когда руководитель отсутствовал. В «долговременных» ситуациях производительность могла быть снижена из-за прогулов или большой текучести кадров.
Объект работы - вклад К.Левина в развитие организационно-управленческой теории.
Предмет работы – применение теорий К. Левина в компании Mercedes-Benz.
Цель работы – рассмотреть вклад К. Левина в развитие теоретического и практического менеджмента.
Задачи работы:
- рассмотреть вклад К. Левина в науку;
- изучить теорию лидерства К. Левина;
- проанализировать теорию изменений Левина и теория силового поля;
- рассмотреть теорию группового принятия решений;
- провести анализ организационной культуры «Mercedes-Benz» и применение модели изменений;
- рассмотреть применение теории силового поля и маркетинговая стратегия в компании «Mercedes Benz».
Методологическая основа курсовой работы включает: анализ, аналогию, классификацию и обобщение полученных данных.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
1. Научный вклад К.Левина в развитие организационно-управленческой теории
1. 1. Вклад К. Левина в науку
Курт Левин - наиболее яркая фигура среди американских ученых 40-60-х годов, разработал и внедрил в общую психологию "теорию поля". Согласно этой теории, каждый человек находится под воздействием поля окружающей его действительности, наполненной людьми, предметами, событиями и явлениями. Все действия личности формируются либо ее внутренними потребностями и волей, либо внешними обстоятельствами. Человек, оказавшийся только под влиянием из вне, хаотичен в своих действиях. Самый показательный эксперимент Курт Левин провел в послевоенные годы.
Для психологии XXI в. значение и актуальность созданного Левином 50-80 лет тому назад, определяется прежде всего тем, что Левин принадлежал к числу не столь уж многих психологов ХХ в., работавших методологически осознанно и осмысленно. С самого начала его работы в области психологии проблема методологии, т.е. вопрос о том, каким должно быть научное психологическое мышление, находится в центре его интересов и продолжает занимать это центральное место до самого конца.
«Исследования и теоретические разработки ученого, посвященные мотивации и анализу человеческого поведения, стимулировали развитие различных отраслей как практической, так и академической психологии. Большая доля методологии современных социальных наук строится на разработках Курта Левина. Его по праву можно назвать одним из крупнейших психологов XX века» .
Применение «теории поля» для организационных изменений и консультирования требует принятия ее центральной предпосылки. Люди, их окружение и условия во многом зависят друг от друга. По словам Левина, «чтобы понять или предсказать поведение, человек и его окружение должны рассматриваться как одно созвездие взаимозависимых факторов».
Свои исследования Левин проводил не только в лабораторных условиях. В первую очередь, это были наблюдения, анализы и выводы, которые ученый делал в повседневной жизни. Так, в одном из ресторанов профессор решил узнать, помнит ли его официант, какие заказы ему еще предстоит выполнить и те, что он уже обслужил. Гарсон перечислил все предстоящие заказы и ни одного из тех, что уже выполнил. Из этого Курт Левин сделал вывод о колоссальной значимости для людей всех незавершенных дел. Теория тренингов времени не рассматривала степень законченности какого-либо процесса, как побудительный мотив для человека. И профессор взял этот случай на заметку. Впоследствии, история тренингов пополнилась теорией Левина о том, что управлять человеком, чьи потребности не реализованы и далеки от конечного результата, легче, чем человеком, выполнившим поставленные задачи.
Таким образом, понятие «поле» относится к: (а) всем аспектам личности во взаимосвязи с их окружением и условиями; (б) которые явно влияют на конкретное поведение и развитие событий, вызывающих озабоченность; (c) в определенный момент времени.
«Правило теории поля Левина гласит, что «анализ начинается с ситуации в целом». Получая обзор как можно раньше, мы намерены расширить кругозор, с которого мы, как ученые-практики, занимаемся общими характеристиками проблемы или возможностей, с которыми сталкиваются наши организационные клиенты. Левин подчеркнул важность характеристики атмосферы (например, эмоционального тона или климата) и степени свободы, существующей в ситуации» .
Такая общая перспектива противодействует стремлению повторять одни и те же неудачные попытки изменений и развития. Теория поля приводит нас к выводу, что такое стремление к повторению исходит из сил внутри поля. Как посторонние мы склонны полагать, что не поддадимся. Таким образом, после того, как мы начнем с общей ситуации, наш анализ должен сосредоточиться на более конкретных переменных, которые могут иметь значение. Мы стремимся представить все в этой области (т.е. людей и их окружение), что помогает или препятствует движению к целям изменения и развития.
Использование правила теории поля часто приводит к отображению фигуры или другого вида данных для представления психологического поля и взаимосвязи его частей. Левин и его коллеги (включая первых социологов из Тавистокского института) отдали предпочтение «топологическим картам». Конкретный критерий объективности при использовании теории поля может улучшить качество практики организационных изменений. Левин утверждает, что мы должны стремиться представить поле «правильно, как оно существует для данного человека в определенное время».
Курт Левин разработал модель, описывающую, как меняются люди. Он предположил, что для того, чтобы люди изменились, им необходимо перейти из своего текущего состояния в то, в котором они понимают, что изменение возможно и необходимо. Он предполагает, что знания остаются замороженными до тех пор, пока не появится что-то, что «разморозит» человека. Это может быть новая информация или опыт, но пока это не произойдет, ничего не изменится.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдийский, В.И. Теория и практика управления рисками организации / В.И. Авдийский, В.М. Безденежных. - М.: КноРус, 2016. - 240 c
2. Анцыферова Л.И. О теории личности Курта Левина / Л. И. Анцыферова // Вопросы психологии. - № 6. - 2017. – 76 с.
3. Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 208 c.
4. Бухалков М. И. Управление персоналом / М. И. Бухалков. - М: Инфра М, 2016. - 386с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О. С. Виханский. — 2 - е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2018. — 296 с.
6. Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства на предприятиях: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2018. - 260 c.
7. Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2017. - 272 c.
8. Жигун, Л.А. Теория организации: Словарь / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 116 c.
9. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 2017. - 658 с.
10. Камерон Э. Управление изменениями: модели, инструменты и технологии организационных изменений / Э. Камерон. - М.:Добрая книга, 2016. – 312 с.
11. Кузьмин А.М. Анализ силового поля / А. М. Кузьмин // ММК. – 2016. – № 6. – С. 11.
12. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 329 c.
13. Лисовский А.Л. Управление организационными изменениями / А. Л. Лисовский. - СПб.: Изд - во С. - Петерб. гос. ун - та экономикии финансов, 2019. – 256 с.
14. Левин К. Разрешение социальных конфликтов: Пер. с англ / К. Левин. – СПб.: Речь, 2000. – 408 с.
15. Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ / К. Левин. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.
16. Левин Курт. Динамическая психология / К. Левин. - М.: Смысл, 2011. – 234 с.
17. Левин К. Теория поля в стратегии управления / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2005. - 368 с.
18. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 848 c.
19. Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. — Ростов н / Д: Феникс, 2016. — 408 с.
20. Патяева Е.Ю. Курт Левин и его стратегия создания новых способов научного мышления / Е. Ю. Патяева. – М., 2019. – 68 с.